Две последних статьи я написал в Москве, откуда 19 мая вместе лидерами общенародного движения «Солидарность во имя мира» прилетел в Тбилиси первым рейсом, ознаменовавшим восстановление прямого авиасообщения между двумя странами. Да, президент Российской Федерации Владимир Путин отменил визовый режим для граждан Грузии и восстановил прерванные четыре года назад прямые авиарейсы. Событие это многовекторное и содержит, как минимум, два важнейших аспекта. Первый лежит прямо не поверхности и без труда понятен всем, кто хочет увидеть и понять. Второй же требует более основательно подхода, глубокого осмысления фактов и тенденций и умения правильно их истолковать.
Лежащий прямо на поверхности аспект, заключается в том, что в результате принятого решения Грузии и России были созданы комфортные и более не ограниченные ничем условия для перемещения, что, в первую очередь, значительно облегчит коммуникацию с живущими в Российской Федерации соотечественниками. Кроме того, будут упрощены экономические, культурные, просветительские, торговые, медицинские, гуманитарные связи. Это создаст благоприятные условия для их укрепления в жизни стран и двух наших народов. Как вы понимаете, нет не только ничего плохого в открытых границах, безвизовом режиме, свободном перемещении, но, напротив, все это обозначает и закладывает контуры поистине цивилизованного демократического сосуществования, правда, пока представляющего лишь отдаленную перспективу.
С другой стороны, говорить, что Россия является оккупантом и потому мы не желаем иметь с ней ни безвизового режима, ни прямого авиасообщения – это суждение, лишенное всякого здравого смысла и логики. Ему может способствовать лишь непреодолимое желание усилить враждебный характер отношений с Россией, и, следовательно, установить и оставить навечно в замороженном состоянии бесперспективную позицию в отношении Абхазии и Южной Осетии. Заметим, подобные рассуждения не случайны, и исходят они вовсе не от непонимания существа проблемы. Они лишь подтверждают неоспоримый факт того, что есть сила, которую устраивает существующая на сегодня замороженная данность в отношениях между грузинами, русскими, абхазами и осетинами, и она препятствует любой попытке эту данность изменить. Что это за сила? Та же самая, что в свое время сумела инспирировать конфликты в Абхазии и Цхинвальском регионе, за которыми последовала гарантированная и продолжительная (желательно даже навечно) вражда между Грузией и Россией. Это совершенно не входит в интересы России, и никак не отвечает интересам Грузии, поскольку подобная вражда наносит ущерб обеим сторонам. Зато враждебные отношения между двумя нашими странами хорошо вписываются в интересы США, так как ослабленная Россия и враждебно настроенная против нее Грузия (так же, как и Украина) обильно льют воду на американскую мельницу. Доказывать это давно уже нет необходимости – это аксиома. Отталкиваясь от нее, начинаешь ясно понимать, что формирование существующих ныне между Грузией и Россией абсолютно неблагоприятных для обеих стран отношений было инспирировано именно Соединенными Штатами. И если раньше на фоне непрерывных потоков западной пропаганды увидеть и осмыслить это было непросто, то сегодня все предельно упрощено. Обратите внимание на сделанное недавно вопиющее заявление, автором которого является руководитель Международной торговой палаты Фади Асли: «Давайте теоретически допустим, что Россия дала Иванишвили обещание вернуть Абхазию и Южную Осетию. Вопрос, который каждый грузин при этом справедливо должен задать сам себе – хочу ли я объединиться с двумя сепаратистскими регионами и жить вместе с ними в рабстве у России или предпочитаю чувствовать себя независимо и свободно, как член Евросоюза, но без двух этих регионов?»
Признаюсь, заявление это воспринимается, как гром среди ясного неба. Тем не менее, давайте постараемся унять, насколько это возможно, эмоции и попытаемся трезво проанализировать это мерзопакостное заявление. Начнем с оценки, которую дал ему господин Ираклий Кобахидзе: «Фади Асли ничего не говорит и не пишет сам по себе, он является пропагандистом «Нацдвижения» и псевдолибералов, потому обычно он озвучивает посылы, которые хотело бы протестировать «Нацдвижение». Думаю, ни у кого не возникает ни малейших сомнений, что все обстоит именно так, однако, отталкиваясь от сказанного, можно пойти гораздо дальше. Чей заказ выполняет и чьи мысли озвучивает само «Национальное движение»? Безусловно, США! Таким образом, все, что происходит, отражает позицию Штатов. Соединенные Штаты пытаются постепенно приучить нас к мысли о том, что грузинам следует навсегда распроститься с Абхазией и Цхинвальским регионом. Бывший Генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен, гостивший в сентябре 2019 года в Тбилиси, нагло нам тогда предложил: «Грузия должна начать дискуссию о вступлении в НАТО без распространения на оккупированные территории 5-й статьи Устава альянса». Наглость состоит в том, что Запад и в случае вступления в НАТО на корню пресекает всяческие наши надежды на объединение расчлененной на три части Грузии. Генсек без обиняков сказал нам, что они отказываются от задействования статьи 5, то есть, от оказания помощи. Спрашивается, если не собираются помогать, какой смысл нам оставаться в каком бы то ни было военном блоке?! То есть, наши военнослужащие должны будут принимать участие в войнах, которые ведут они, но в войнах, которые придется вести нам, они помогать нам не будут! Как вам все это нравится?
Теперь же по прошествии четырех лет вдруг всплывает некий Фади Асли и повторяет то же, что говорил Рассмуссен. Если принять во внимание происхождение Асли, нетрудно предположить, что больше, чем возвращение Грузии Абхазии и Цхинвальского региона, его волнует возможность отрезать у Грузии еще один регион. Они избрали двух упомянутых иноземцев для озвучивания этой совершенно неприемлемой для любого грузина позиции, поскольку не надеялись найти среди представителей грузинской нации человека, который согласился бы озвучить такую вероломную мысль. А озвучить ее им было крайне необходимо. Для них не имеют ровным счетом никакого значения потерянные грузинские земли, но для них крайне важно обеспечивать и поддерживать сохранение вечной вражды между Грузией и Россией.
С учетом всего сказанного, вы, надо думать, уже догадались, что я подразумевал под наступлением качественно нового этапа в отношениях с Россией, имея в виду аспект, который не лежит на поверхности, и требует для своего понимания углубления в суть вопроса. Речь идет о перспективе восстановления целостности Грузии. Для коллективного Запада такая перспектива совершенно неприемлема, так как в лице Грузии он желает сформировать вечного врага России, и потому старается на корню убить любую такую перспективу, лишить ее грузинский народ, чтобы ненависть к России могла быть перенесена в генетический код нашей нации, сконструировав в глубине ее новый ген – русофобию.
Нынешнее грузинское правительство и правящая партия не торопятся идти в этом направлении. Они стараются выбраться из-под западного диктата и, наряду с миром, сохранить грузинскому народу суверенитет и национальное достоинство. Я уже использовал цитату Ираклия Кобахидзе из его ответа на наглое заявление Фади Асли, насыщенного, как вы сами убедились, чувством национального достоинства. А вот еще пример – оценка одного из лидеров «Грузинской мечты» Кахи Каладзе: «Это пример рабского мышления, агентурного мышления. У этого человека нет Родины, и я, понятно, не удивляюсь подобным его заявлениям. Это безродный человек. Мы же любим свою страну, считаем Грузию, на земле которой родились, выросли, познали мир, своей Отчизной. Мы любим каждый ее уголок, район, город, каждое село. Как может испытывающий такие чувства человек отказать от идеи объединения своей страны? Еще раз повторяю: для меня как для грузина, родившегося в этой стране, самым главным и самым важным является восстановление территориальной целостности Грузии».
Судя по этой позиции, исключено, чтобы грузинскому народу сумели так сильно затуманить мышление, что ради членства в Евросоюзе он согласился бы уступить свои исторические края и территории. Но разве нам не следует ясно осознать, в каком направлении тянет нас Запад и какие перспективы открывает нам прямой диалог с Россией? Тот, кто после августовской войны 2008 года и, особенно, после украинских событий все еще связывает надежды на восстановление территориальной целостности Грузии с Западом, являет собой либо подкупленного негодяя, либо полного кретина.
Сформировавшаяся в мире новая реальность подталкивает и Россию, и Грузию к диалогу, учету интересов сторон и поиску общего языка. Для обоих государств это шанс, которым их наделила история и который, по моему глубокому убеждению, оба наших народа используют себе во благо.
Валерий Кварацхелия