Высший судебный орган Евросоюза постановил, что во всех странах-членах однополые родители и их дети должны признаваться семьями. Суд в Люксембурге заявил, что если одно государство будет признавать такое родство, то так должны поступать и другие ради обеспечения ребёнку права на свободное передвижение.
Дело было передано в суд после того, как власти Болгарии отказали в выдаче однополой паре свидетельства о рождении дочери на том основании, что у ребенка не может быть двух матерей.
Гражданство Испании, Британии, Болгарии или никакое?
Болгарка Калина Иванова и родившаяся в Гибралтаре британка Джейн Джонс зарегистрированы как матери Сары, которая появилась на свет в Испании в 2019 году.
Но ни одна из этих родителей не имеет испанского происхождения, а значит, и гражданства Испании. В соответствии с Законом о британском гражданстве от 1981 года, Джонс не может передать подданство Соединённого Королевства своей дочери, поскольку та родилась в Гибралтаре.
На этом основании Иванова сделала запрос о болгарском гражданстве для своего ребенка, который впоследствии был отклонён из-за того, что в Болгарии однополые браки и партнёрства юридически не признаются.
В результате Саре угрожает остаться лицом без гражданства и без государства. Она не может покинуть страну проживания своей семьи, Испанию, а также получить личные документы, что ограничит её доступ к образованию, здравоохранению и социальному обеспечению.
Суд ЕС также постановил, что ребенку должен быть выдан болгарский паспорт.
Родительство важнее «национальной идентичности»
Выступая позднее во вторник, глава судебного отдела неправительственной организации ILGA-Europe Арпи Аветисян сказала:
«Судебное решение принесло долгожданные разъяснения о том, что родительство, установленное в одном государстве-члене ЕС, не может быть отменено другим под предлогом защиты «национальной идентичности».
«Это истинное свидетельство того, что ЕС является союзом равноправия. Мы с нетерпением ждем, когда радужные семьи будут пользоваться своим правом на свободу передвижения и другими основными правами наравне с кем-либо ещё. Важно, чтобы это решение было реализовано в ближайшее время не только для малышки Сары и её семьи, но и для других семей по всему ЕС, которым пришлось за эти права сражаться».
Обе матери приветствовали в заявлении «огромный шаг вперед для всех семей ЛГБТ+ в Болгарии и Европе».
«Это решение повлияет на жизнь от 100 тыс до 150 тыс детей по всему ЕС», — отреагировала в Facebook болгарская ассоциация защиты прав ЛГБТ+ «Действие».
Решение Суда не подлежит обжалованию.