Вы, наверное, помните, сколько критиков объявилось у по-новогоднему украшенной елки, установленной в центре Тбилиси в 2019 году. Кто-то решительно забраковал ветви, кому-то категорически не понравился ствол, у кого-то вызвало острое недовольство освещение. Однако в конечном счете критика улеглась, когда вдруг выяснилось, что эта внешне очень странная елка оказалась последним «писком» моды и что новогодние символы в аналогичном стиле украшают центральные площади многих крупнейших городов Европы. В прошлом году следующая новогодняя елка обошлась городскому бюджету, то есть, нам с вами, почти в миллион лари, причем, трудно было предположить, что мэрия захочет поменять «писк моды» 2019 года на новый образец, выложив весьма внушительную сумму денег. В прошлом году расходы на приобретение елки, ее праздничный наряд и новогоднее оформление городских улиц в общей сложности превысили 3 миллиона лари, и надо прямо сказать, что для грузинской реальности это была непозволительная роскошь. Ну а на этот раз…
Тбилисская мэрия объявила новый тендер и собирается купить елку, у которой будет 365 веток, 120 единиц шторного освещения и еще дополнительно 100 различных аксессуаров оформления, а в высоту она будет 24 метра. Вас не настораживает подобная детализация? У меня почему-то возникло ощущение, что при таких подробностях мэрии еще до тендера точно известно, какую елку и, главное – кто получит право покупать. Не стану и дальше вас интриговать и сообщу, что тендерная стоимость покупки составляла 730 тысяч лари и участие в тендере принимала одна единственная компания – «Гамис шоус студиа» («Студия ночного шоу») (?!), которая предложила мэрии на 10 тысяч лари меньше, и теперь располагает для выполнения своих обязательств 720 тысячами лари. К сведению: многие европейские столицы привозят к Новому году живую елку, высаживают ее, а после праздников ее отвозят обратно в лес и пересаживают с соблюдением существующих норм и правил. Таким образом, европейцы и о природе проявляют заботу, и не выбрасывают на «модную» елку сотни тысяч средств, при этом, все довольны и счастливы.
Мы, безусловно, понимаем, что детей на Новый год надо радовать, делать их счастливыми, дарить им подарки… К несчастью, в Грузии слишком часто все происходит совсем не так, и многие малыши на Новый год мечтают не о подарках, а простой плитке шоколада. Страна, где более 665 тысяч человек получают вспомоществование, чтобы не помереть с голоду, не вправе тратить миллионы на организацию новогодних праздников, заново покупая то, что у нее уже есть. Возможно, вы не в курсе, что новогоднее наружное освещение в столице, постоянно включенное в течение 40 дней ежесуточно накручивает больше 30 тысяч лари, и оплачивает их Тбилисская мэрия. Иными словами, только новогоднее освещение обходится городу в сумму, превышающую миллион лари, плюс еще примерно в 2 миллиона лари садится подготовка к праздничному концерту и непосредственно сам концерт.
Не поймите так, будто я считаю, что Новый год следует встречать минутой скорбного молчания… Напротив, его надо праздновать радостно и весело, однако не выбиваясь по части «шикования» из норм и рамок, которые мы можем себе позволить. Взять организацию традиционной «новогодней деревни», где сладости продаются в цену если не одной донорской почки, то по крайней мере в ее половину. Может пора местным властям позаботиться о том, чтобы сделать их доступными для всех, например, попытаться реализовывать новогодние лакомства детям за какие-нибудь символические деньги в счет тех же выделенных на елку 720 тысяч лари или, как минимум, обеспечить на них разумную льготную цену.
Логически возникает вопрос: а куда делась или денется прошлогодняя елка, которая обошлась столице в 3 миллиона лари? Скорее всего ее передадут какому-нибудь большому городу, и на Новый год она будет зажжена там. Но ведь и раньше большим городам передавали из Тбилиси купленные ранее елки! Причем, муниципалитеты приобретают их и самостоятельно, после чего они через некоторое время бесследно исчезают. В результате снова объявляется тендер, тратятся сотни тысяч лари… Население в регионах очень часто может заметить, как стоявшая в предыдущем году на городской площади елка, после того, как ее поменяли на новую, оказывается вдруг перед домом мэра или председателя сакребуло. Никому и в голову не приходит возмутиться подобной практикой. Между тем, социальная обстановка в регионах намного хуже, чем в столице, и там голодает намного больше детей.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что люди из столицы теперь ездят в гости в регионы, прихватив с собой в качестве «подарка»… еду! Ну да, муку, сахар, крупы, и ни у кого это тоже не пробуждает недовольства. Никто не протестует, потому что голод и нужда задвинули самолюбие людей на десятое место, и значительная часть населения страны с утра до вечера думает лишь о том, как пережить очередной календарный день. Тем временем, все, конечно, слышат о том, что на покупку елки будет «ухлопан» миллион лари, и при этом имеется другая, на которую ушло 3 миллион, но ее зажигать не собираются. В регионах органы местного самоуправления тоже тратят по 300-400 тысяч лари на ёлки, а нуждающимся семьям выделяют к Новому году по 2 килограмма муки, 1 кг конфет и одной пачке кофе. Так может было бы разумней на деньги, выделенные для покупки новой праздничной елки, расширить новогоднюю продуктовую корзину и дать возможность нуждающимся семьям, детям и взрослым хотя бы раз у полноценно отметить новогодние праздники. Возможно, вы не замечали, и потому хочу обратить ваше внимание на то, что под на Новый год в магазинах полностью раскупаются колбасы ценой 8 лари. Вы уже догадались, что они собой представляют и каков их состав? Какой может быть колбаса, которая продается за 8 лари, если мясо стоит 25 лари за килограмм?! Но именно такие колбасы сметают с прилавков в предновогодние дни, потому что в будни и они считаются для многих непозволительной роскошью. Зато в по регионам, тем временем, возят не очень известных певцов, платят им за выступления тысячи лари, и все это только потому, что конкретные исполнители приходятся кому-то родственниками или близкими, пользуются чьей-то поддержкой, дружат с нужными людьми. В этом случае, как вы понимаете, отпадает необходимость обладать творческими талантами, даже владеть голосом и слухом на уровне, необходимом при проведении новогоднего концерта. Главное, чтобы проводимое мероприятие можно было назвать концертом, а все остальное – дело десятое.
Не так давно во время проведения летнего фестиваля один из муниципалитетов объявил, что в ходе его детям будет бесплатно раздаваться мороженое. Только вообразите, что летом для ребенка значит поесть мороженое? – Это настоящее чудо! Посмотреть на такое чудо и вкусить его пришли учащиеся восьми школ. А дальше выяснилось, что в бюджете предусматривалось только 300 порций мороженого (то есть, было выделено всего 300 лари). Больше тысячи детей впустую стояли в очереди и напрасно ждали обещанного бесплатного мороженого. Вспомнил этот случай, потому что организация празднования Нового года чем-то очень сходня с ним – можно бесплатно сфотографироваться с аниматорами, бесплатно посмотреть концерт, бесплатно полюбоваться елкой, но дальше в «новогодней деревне» такие цены, что тут же забываешь обо всем «бесплатном» и хочется лишь залиться горькими слезами. Детям, бесспорно, нравятся яркие краски, забавные аниматоры, сверкающее освещение, но больше всего они хотели бы отведать сладкого, традиционных новогодних сладостей, а те стоят до неприличия дорого. Из-за этого, представьте себе, многие родители остерегаются приводить малышей посмотреть на праздничную елку ценой в миллион лари – не желают их травмировать. Елкой можно любоваться минут пять, а потом дети начинают перебегать от прилавка к прилавку и просить купить им чурчхелу, гозинаки или шоколад. Когда в семье один ребенок, она еще как-то может себе это позволить, но если в ней двое-трое детей, из семейного бюджета приходится срезать трехзначные числа. Было бы, наверное, неплохо перейти на украшение живых елок. Процесс их пересаживания из леса и возвращения обратно можно превратить в очень эффектное зрелище. Вообразите, как елку везут из леса в сопровождении почетного эскорта, как ее охраняют символические стражи природы, а затем эта же процессия с эскортом и охраной возвращает ее на прежнее место. И все это можно снять на видеокамеру, зафиксировать сказочную процессию с дрона… Именно так поступают во многих европейских странах: дети с удовольствием следят за шествием в прямом эфире, радуются, по-детски переживают, а когда оно заканчивается, спешат к привезенной елке, за которую городским властям не пришлось выкладывать миллионы.
Не знаю, дойдем ли мы когда-нибудь до всего этого и научимся ли вести себя не так, как богатейшая в мире страна, для которой размеры новогодней елки являются единственной проблемой, а так, как подобает конкретно нам? То есть, сумеем ли, наконец, позаботиться о том, чтобы хоть раз в году сделать праздничный день прекрасным для всех детей, чтобы все малыши поверили, что в новогоднюю ночь случаются чудеса. А иначе получается, что страна живет по причудам немногих, и кто-то, потакая их капризам, хочет, чтобы все остальные граждане восхищались елкой за миллион лари и дорогущим освещением. При этом горстка людей будет лакомиться на десерт специально доставленным из Бельгии шоколадом, перед этим отведав привезенный из Испании хамон, а остальная страна станет со счастливым выражением лица есть праздничную яичницу, заправленную 8-лариевой колбасой. Со счастливым, потому что в обычные дни для таких грузинских граждан и 8-лариевая колбаса недостижимая роскошь… Если б 665 тысяч наших сограждан не получали помощь от государства, они бы элементарно померли с голоду. И цифры эти, к сожалению, не врут, как не врут и другие, доказывающие, что нам совершенно не нужны 3-хмиллионные елки. Тем не менее, мы постоянно покупаем новые.
Бесо Брабакадзе