Накануне истек срок ультиматума, который Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) выдвинуло захватившим власть в Нигере военным, требуя вернуть к власти свергнутого ими президента Мохамеда Базума.
Военные в Нигере требования ЭКОВАС не выполнили и, похоже, не собираются. Но сообщество, грозившее военной интервенцией, пока не спешит с переходом к крайним мерам по, как выражаются его представители, «восстановлению конституционного порядка» в африканской стране. При этом военное руководство стран ЭКОВАС уже согласовало план на случай интервенции в Нигер. Однако в практической плоскости сообщество пока ограничилось введением санкций, включая закрытие границ с Нигером, введение запрета на авиасообщение и приостановку финансовых операций.
Если в ЭКОВАС еще не определились с планами в отношении новых властей Нигера, то западные страны — в первую очередь Франция — уже заявляют, что готовы поддержать любые самые жесткие решения.
В Нигере дислоцировано более 1,5 тысячи французских солдат. На днях военные Нигера денонсировали все соглашения с Парижем в военной сфере, потребовав вывода этого контингента. Однако во Франции просто проигнорировали это требование, заявив, что вывод войск «не стоит на повестке дня», тем самым в очередной раз продемонстрировав, что европейскую метрополию ни в коей мере не волнует мнение колоний, которые Париж, похоже, бывшими не считает.
Министр иностранных дел Франции Катрин Колонна заявила, что считает угрозу интервенции со стороны ЭКОВАС в Нигер вполне реальной и призвала захвативших власть военных «серьезно воспринять» требования о возвращении к власти президента Базума. Париж рассчитывает, что ЭКОВАС сможет «подавить попытку государственного переворота в Нигере». При этом западники, по крайней мере на официальном уровне, отмечают, что сами не намерены оказывать какой-либо военной поддержки ЭКОВАС, но довольно прозрачно намекают на согласие с применением военной силы этим сообществом.
На информационном фронте западные СМИ и политики рассуждают об «антидемократичности» новых властей Нигера, а также пугают публику активизаций различного рода экстремистов и джихадистов и ростом нелегальной миграции в Европу. При этом ответственность за возможную «дестабилизацию» ситуации они возлагают исключительно на новые власти, умалчивая, что столь желаемая западниками военная интервенция может привести к полномасштабной войне с неясными перспективами для всей Африки.
Как отмечают эксперты, окончательно решение об интервенции в Нигер будет во многом зависеть от позиции Нигерии. И если президент страны Болу Тинубу на словах полон готовности решить, то сенат Нигерии отклонил его запрос на использование войск в Нигере и призвал его к поиску «политического и дипломатического выхода из тупика».
Позиции Нигера окрепли после того, как на его стороне выступили Буркина-Фасо и Мали, выразившие готовность направить свои армии в Нигер против возможных интервентов. Кроме того, свое слово против военной операции высказал Алжир, президент которого Абдельмаджид Теббун заявил, что возможная интервенции является «прямой угрозой» его стране.
В России внешнее вмешательство в дела Нигера считают контрпродуктивными. По словам посла по особым поручениям МИД России Олега Озерова, «важно позволить народу Нигера самому урегулировать сложившуюся ситуацию.
Тимофей Бордачев, доктор политических наук, профессор, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай»:
— Довольно сложно предположить, как будет дальше развиваться ситуация вокруг Нигера. Можно сказать, чем характеризуется поведение ее участников. Представители ЭКОВАС проявляют осторожность. Они в большей степени демонстрируют свои серьезные намерения, но пока не собираются устраивать военные интервенции против Нигера. С другой стороны, мы должны понимать, что новый режим в Нигере находится в не самой простой ситуации. Хотя бы по причине того, что на нигерской территории в значительных количествах располагаются американские и французские войска.
То есть пришедшие к власти в Нигере военные не контролируют в полной мере территорию своей страны. Французские и американские контингенты по совокупности могут справиться с нигерскими вооруженными силами. Другое дело, готовы ли они этим заниматься. И это на сегодня, пожалуй, является главным вопросом. Страны Запада всячески говорят, что не собираются устраивать новые военные авантюры. Тем самым, вероятно, они пытаются переложить ответственность за решение кризиса на самих африканцев. Африканцы в свою очередь тоже не хотят заниматься урегулированием ситуации. И те, и другие в принципе могут одолеть военный режим Нигера, потенциально способны с ним легко справиться, но не хотят этим заниматься. На этом генералы Нигера сейчас и выигрывают. Полагаю, что ситуация в таком состоянии может «подвиснуть». В любом случае время играет на руку нигерским военным.
Кроме того, соседние страны, к примеру Алжир, Буркина-Фасо, Мали, выражают поддержку Нигеру. И нельзя сказать, что Нигер находится в изоляции. Тем не менее у французов в Нигере колоссальные интересы, в том числе связанные с ураном, от которых Париж, естественно, отказываться не планирует. И если все-таки у французов ничего не получится с силовым решением вопроса, то они начнут договариваться. Думаю, что нигерские военные на это и рассчитывают. Держать ситуацию в подвешенном состоянии до тех пор, чтобы в итоге выйти на какие-то договоренности и компромиссы с французами и американцами.
Подготовил Александр Ленин
Источник: Российская газета