Пока представители высоких эшелонов власти нашей страны на заседании Правительства говорят о правилах ношения масок, в Закавказье без участия Грузии начинаются важнейшие процессы. 11 января нынешнего года лидеры Азербайджана, Армении и России на встрече в Москве приняли совместное заявление в связи с развитием Нагорного Карабаха. Документ подписывают президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Армении Никол Пашиян и президент России Владимир Путин. Согласно документу, для решения экономических проблем Нагорного Карабаха до конца января 2021 года под руководством премьеров России, Армении и Азербайджана будет создана рабочая группа, приоритетом которой будет автомобильное и железнодорожное сообщение. До марта 2021 года рабочая группа представит на утверждение список и график осуществления мероприятий по оснащению и восстановлению транспортной инфраструктуры, которые необходимы для организации безопасности международных перевозок и транзита через Азербайджан и Армению. Грузия теряет функцию лидера и транзитного пути на Кавказе… По этому и другим важным вопросам с «Грузией и миом» беседует политолог Сосо Цинцадзе.
— Спасибо вашей газете за то, что вы обратились ко мне именно по этому важнейшему вопросу, остальных журналистов волнует лишь то, войдет ли в парламент Элисашвили…
Грузия пока, к счастью, ничего, скажем так, окончательно не потеряла, поскольку то, что запланировали Путин, Пашинян и Алиев — всего лишь план, который, несомненно, является антигрузинским, однако этот план требует осуществления. По правде говоря, уже очень плохо, что подобный план пришел в голову лично Алиеву, и ответ за это мы должны требовать от нашего никчемного Министерства иностранных дел. То, что было сказано на встрече лидеров наших трех соседних стран – лишь план, на осуществление которого требуется, как минимум, 40 миллиардов долларов, и найти эту сумму будет сложно. Добыть эту сумму нужно главному фигуранту – России, у которой и без того много проблем. Над дней, как Дамоклов меч, висит незавершенный проект «Северный поток -2». Несмотря на проблемы, несмотря на занятость России, Грузия не должна надеяться, что Азербайджан, Армения и Россия не смогут достать 40 миллиардов…
Азербайджан задействовал «газовый коридор Армении». Этот проект не на руку России, преград очень много, думаю, договоренность, которая достигнута между тремя государствами, в которых не доминирует Грузия, состояться не сможет. Однако наша страна не должна рассчитывать только на это, и ей как-нибудь нужно суметь включиться в процесс и приостановить его. А для этого необходимы серьезная дипломатическая служба и усилия. Главное, Грузия должна перестать «дуться» на Россию.
Грузии следует задействовать дипломатию, которая является точнейшей наукой. Грузии нужны высококвалифицированные послы, но, к сожалению, у нашей страны нет такой роскоши, у нас нет дипломатических училищ. Все дипломатические школы и учебные заведения закрыты. Закрыто и основанное мной учебное заведение, которое взрастило стране 15 высококвалифицированных дипломатов. Наш нынешний президент, в бытность министром иностранных дел, не посчитала нужным существование подобного учебного заведения и закрыла. Более того, она уволила 26 дипломатов – наших выпускников, выгнала их из министерства. После этого в Грузии эта сфера умерла. Александр Чикваидзе, лучший дипломат, к сожалению, не выдержал такого, у этого патриота случился разрыв сердца…
— Вы продолжаете надеяться, что проект не сможет осуществиться, но, если осуществится, Грузия потеряет функцию на Кавказе…
— Наша страна на Кавказе делала политическую погоду даже тогда, когда не была независимой. Наместники России сидели в Тбилиси. Русские не были сумасшедшими, отводя нашей стране столь большое значение – Грузия действительно была сильной, геополитически нужной и дипломатической страной.
Принижение роли Грузии на Кавказе началось после того, как у нас гостил Буш-младший. Тогда он заявил, что «Грузия – маяк демократии в Закавказье». Но именно после этих слов случилось так, что мы постепенно потеряли функцию. Правильно сказал экс-президент Маргвелашвили, заявив, что Грузия исчезла с радаров. Да, исчезла, исчезла с тех пор, как в 2012 году власть заявила: «Грузия не должна мешать российско-американским отношениям». Суть этих слов я до сих пор не могу понять. Но наглядно видно, что наша страна теряет функцию на Кавказе. Грузия не сумела урегулировать отношения с Россией. Зураб Абашидзе не имеет никаких прав. Он, фактически, без функций, и я уверен, что он даже с председателем нашего правительства не может встречаться стабильно. Между тем, лишь он один подключен к российско-грузинским отношениям.
— Был разговор о восстановлении железной дороги в Абхазии, которая могла протянуть какие-то нити отношений между нами и Россией, нами и Абхазией. Однако власть Грузии ничего для этого не сделала…
— Восстановление железной дороги в Абхазии было нужно и даже необходимо, однако до этого необходимо и нужно поговорить и с Россией, и с Абхазией. Мы должны знать условия, и для этого нужен диалог. Из Грузии в Россию, вместо власти, приезжал «Альянс патриотов», и, к сожалению, вопросу восстановления отношений они нанесли только урон, поскольку, помимо того, что им нечего было делать в Москве, разговаривали не там, где нужно было. Беседовали с членами комитета СНГ, комитета, членом которого Грузия не является. Если кто-то хочет поговорить с Россией о Грузии, нужно говорить с комитетом по международным отношениям и Министерством иностранных дел. Иначе мы ничего не добьемся. «Патриоты», к сожалению, многое испортили.
Большая страна никогда не будет полностью проводником интересов маленьких стран, соответственно, Россия тоже не сможет быть нашим полноценным партнером. К примеру, у Азербайджана, в отличие от Армении, лобби в России нет, однако есть сила, есть дипломаты, профессионалы, патриоты… Во власти Грузии же собрана армия дилетантов.
Это не тема нашей беседы, но все же скажу: действующий политик не может быть меценатом, но Иванишвили был всем. Как у него все вместе получилось – другой вопрос…
— В стране нет академических кругов, у нас нет политиков, дипломатов, и тем временем истек срок Карского договора… Не связаны ли события, развернувшиеся в Чохатаури на религиозной почве, с Карским договором?
— Произошедшее в Гурии очень опасно. Пролонгация Карского договора произойдет так, что, к сожалению, этого наша страна не узнает, мы не поймем, что изменится в пунктах договора, и здесь также проблема отсутствия у нас специалистов, за чем последует принижение Грузии.
— В чем спасение нашей страны и выход?
— Грузия находится в стагнации, обездвижена. На первый взгляд, политическая жизнь в стране будто бы бурлит. Но реально это не так, поскольку все полагают, будто важно, чтобы Элисашвили вошел в парламент, чтобы он «вынудил» правящую команду что-то сделать.
Вы хотите услышать от меня, в чем выход для нашей страны, потерявшей функцию, находящейся в стагнации, дошедшей до маразма. Однако, к сожалению, я ничего сказать не могу, кроме того, что мы ничему не научились ни на чужих ошибках, ни на собственных. Думаю, Господь нас не оставит… Надеюсь, что Бог вмешается, и президент России не сделает того, что хочет Алиев, не произойдет реализация тех маршрутов, которые запланированы. Интересы России, Турции и Азербайджана никогда друг с другом не совпадут, но они, тем не менее, нашли общий язык, в отличие от нас.
Нонсенс, чтобы трехмиллионная страна «дулась» на 140-миллионную страну. Нужно не «дуться», а задействовать дипломатию, в особенности, когда у российского президента велико желание иметь с соседями хорошие отношения.
— Власть возлагает большие надежды на 2024 год. Они говорят, что внесут заявку на вступление в Евросоюз и добьются членства…
— Ничего не добьются. Перспектива – ноль. Сказки все это. Нищая страна никому не нужна. Страна, которая делает расчеты на туризм, не сможет стать членом Евросоюза. Горький опыт этого они получили во время дефолта Греции. Будущее Грузии туманно. Истечение срока Карского договора и единство стран Кавказа без Грузии создаст серьезные проблемы нашей стране.
Про события в Гурии скажу, что из-за кадров, дипломатов, непрофессионалов все происходит…
Из моего дипломатического училища было отчислено всего несколько студентов, один из них – как раз из-за отсутствия способностей и невежественности. Недавно я узнал, что именно он сегодня является руководителям по вопросам религии, по фамилии Вашакмадзе. Пребывание подобных людей во власти и на ключевых должностях погубит эту страну, если мы еще не погублены. Начавшийся на религиозной почве конфликт очень опасен, и его должен улаживать умный человек.
Опасно положение нашей страны, и, когда людям не под силу решать проблему, обычно вмешивается Господь. У нас в стране нет Талейранов, поэтому мы уповаем только на Господа.
Беседовала
Эка Наскидашвили.