Недавнее предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу «вернуться в Сибирь» и даже перенести туда столицу страны наделало много шума. Многим россиянам эта идея показалась довольно привлекательной, но немедленно нашлись те, кто воспринял ее в штыки. Главными контраргументами были: незачем и не на что. С этими утверждениями мы еще поспорим, но давайте взглянем на данную проблему под несколько иным углом. Что, если перенос столицы России вглубь страны является вопросом ее выживания?
Сперва хотелось бы вкратце ответить оголтелым критикам идеи Сергея Шойгу, считающим, что на его предложения у нас нет денег. Все-таки странные вы люди. Когда мы рассказываем, что российские деньги выводятся за рубеж и вкладываются в «фантики» ценных бумаг враждебных государств, это вам не нравится, требуете, чтобы деньги вкладывались в Россию. Когда речь заходит о вполне конкретных предложениях по строительству нескольких новых городов (!), призванных стать крупными научно-производственными центрами, вам и это не нравится. Позиция, в целом, непонятная.
Это выгодно
Что касается утверждения о том, что денег на это якобы нет. Глупости. Представим, что вдоль БАМ действительно решено построить несколько новых городов возле горно-обогатительных и металлургических комбинатов как градообразующих предприятий, что были запланированы еще при СССР. Подобные проекты можно и нужно реализовывать в рамках государственно-частного партнерства: за счет бюджета строится базовая инфраструктура, вроде сетей, дорог, АЭС и ТЭС, больниц и университетов; жилую и коммерческую недвижимость с прилагающимися к ним школами, детсадами и поликлиниками построят столичные девелоперы; промышленные предприятия могут быть созданы крупным бизнесом, если тому будут даны налоговые послабления и прочие льготы. Масштаб бюджетных вложений при таком подходе существенно снизится. А представьте себе, каким мощнейшим импульсом для развития национальной экономики может стать подобный градостроительный мегапроект: сколько понадобится произвести бетона, кирпича, ЖБИ, металлоконструкций, труб, проводки, отделочных материалов, асфальта, строительной техники, мебели и бытовой техники для счастливых новоселов, станков и оборудования для новых заводов и т.д.? Это гарантированные заказы для отечественной промышленности минимум на полвека вперед. Разве не это — лучшие вложения в свою собственную страну?
Это вопрос выживания
Тут дело обстоит еще интереснее.
Во-первых, с точки зрения демографии и проблемы обезлюдивания построенные вдоль БАМ города будут одновременно крупными логистическими центрами на транзитном пути из Азии в Европу и одновременно центрами «сборки» малонаселенных центральной и восточной частей нашей необъятной страны. Просто так люди в Сибирь не поедут, но под подобный проект — вполне. К слову, в эти новые города могли бы переехать и многие наши соотечественники, оставшиеся за рубежом, в странах СНГ. Почему нет.
Во-вторых, «движение в Сибирь» — это вопрос национальной безопасности России в чисто военном значении. Поясним нашу мысль.
В Польше и Румынии уже построены элементы американской системы ПРО «Иджис». Ни для кого не секрет, что они имеют двойное назначение, и буквально в течение суток противоракеты в универсальных пусковых установках могут быть заменены ударными ракетами «Томагавк», способными нести ядерные боеголовки. После этого в зоне поражения «американских топоров» оказывается вся западная часть России вплоть до Урала. Это абсолютно реальная угроза.
Опасность представляют планы США разместить свои ракеты средней дальности в Восточной Европе, что еще страшнее, РСД могут в итоге появиться даже на Украине. Подлетное время ядерной ракеты откуда-нибудь из-под Харькова или Запорожья до Москвы и Санкт-Петербурга составит всего несколько минут. Для нашей страны — это колоссальная по масштабам угроза, поскольку одним превентивным ракетным ударом может быть полностью обезглавлено все политическое и военное руководство, а вместе с ним уничтожены и ключевые для обороноспособности предприятия ВПК.
В данном контексте идея переноса столицы куда-нибудь в Сибирь, подальше от радиуса поражения американских ракет, получает совершенно иное звучание. Это уже не просто предвыборная блажь или «маниловщина», это вопрос физического выживания страны и сохранения ею своего суверенитета. Например, в США данная проблема решается следующим образом. Функции политического управления перенесены в Вашингтон, а Нью-Йорк превратился просто в гигантский мегаполис и крупнейший финансовый центр мира. При этом со времен президента Эйзенхауэра у американцев действует так называемый «теневой кабинет». Это «запасное правительство», которое должно оперативно принять на себя управление страной в случае нанесения превентивного удара МБР и гибели всей политической верхушки. У нас же все ключевые управленческие структуры сосредоточены в Москве, и в случае гибели первых лиц государства от ядерного удара «без объявления войны» огромная страна будет расколота на фрагменты и легко побеждена.
Давайте будем реалистами. Полностью переносить столицу из Москвы в Сибирь, конечно же, нецелесообразно. Однако, к примеру, из Новосибирска можно сделать что-то вроде «резервной столицы», продублировав главные элементы системы управления страной, и все это сделать под эгидой Минобороны РФ. Также представляется разумным перенести из западной части России в центральную, в новые сибирские города, ключевые предприятия ВПК, чтобы их уничтожение ракетным ударом не означало одномоментного краха всей нашей оборонной промышленности. Стоит ли напоминать, какой проблемой для СССР был спешный перенос заводов на Урал в первые годы Великой Отечественной?
Теперь вызовы иные, опасность представляют не танковые клинья, а РСД, потому необходимо перестраивать экономику и ВПК в соответствии с новыми ракетными угрозами из Восточной Европы.
Автор: Сергей Маржецкий
topcor.ru