О том, как США и НАТО после терактов 11 сентября 2001 года превратились в главных спонсоров и вдохновителей терроризма во всем мире. И почему каждый доллар и евро, потраченный якобы на помощь Украине, на самом деле предназначен для финансирования войны с Россией чужими руками, в интервью «РГ» рассказал заместитель секретаря Совета безопасности России Юрий Коков.
Юрий Александрович, после эпидемии COVID-19 и с началом специальной военной операции на Украине, проблемы терроризма в мире как будто ушли на второй и даже третий план. Но вряд ли от того, что террористам стали меньше уделять времени в новостях, они прекратили совершать теракты?
Юрий Коков: Терроризм в течение долгого времени является одной из наиболее серьезных угроз международной и национальной безопасности. Обстановка в сфере противодействия этому явлению остается сложной. Только в этом году в мире совершено свыше 2,5 тыс. террористических атак, в результате которых погибли и получили ранения около 15 тыс. человек.
Расширяется география терроризма. В этом году с ним столкнулось свыше 70 государств. При этом наибольшая активность террористов отмечена на территории Африки, Южной Азии и Ближнего Востока, где совершено свыше 90% всех тератак.
Сохраняется угроза дестабилизации ситуации в соседних с Афганистаном государствах Центральной Азии в связи с устремлениями «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ) распространить свою террористическую деятельность на их территории. В этих целях террористами ведется работа по радикализации этнических общин в этом регионе.
Складывающуюся взрывоопасную обстановку в Афганистане активно эксплуатируют западные политики и спецслужбы в собственных интересах, связанных с их стремлением ограничить влияние России в Южной и Центральной Азии.
США, Англия, Франция и ряд других государств уже давно используют террористические организации и отдельные группировки в качестве инструмента достижения своих внешнеполитических и экономических целей.
Действия террористов в странах и регионах, объявленных Западом зонами своих стратегических интересов, позволяют «выдавливать» с выгодного рынка опасных конкурентов, в том числе и своих союзников. Осуществлять под лозунгом борьбы с терроризмом прямое вооруженное вторжение в нелояльные страны, смещать демократически избранные власти и устанавливать в них контролируемые режимы. Под прикрытием так называемых контртеррористических миссий западники беззастенчиво расхищают природные ресурсы, включая нефть, газ, уран, золото, алмазы и другие богатства страны пребывания.
То есть, как говорится, «ничего личного, только бизнес»?
Юрий Коков: Это становится очевидным, если отобразить на одной карте районы разведанных залежей ценных полезных ископаемых и инициированных Западом вооруженных конфликтов и масштабных террористических провокаций в различных регионах мира.
При этом страны, отстаивающие свой суверенитет, независимость и не желающие становиться вассалами Вашингтона и Лондона, других бывших колонизаторов из Европы, объявляются «спонсорами терроризма» и подвергаются жесткому санкционному давлению.
Однако, если проследить ретроспективу развития терроризма, можно с уверенностью сказать, что заигрывания с террористами и попытки контролировать их деятельность ничем хорошим не заканчиваются, а часто оборачиваются в итоге против самих кураторов.
Вы правы. Пример 11 сентября 2001 года, когда созданная американцами «Аль-Каида» провела атаку на башни-близнецы и Пентагон, говорит сам за себя. Впрочем, складывается впечатление, что никаких уроков Вашингтон и его союзники не извлекли и продолжают активно использовать террористов по всему миру, сея хаос и разруху.
Юрий Коков: Действительно, для противодействия ограниченному воинскому контингенту Советского Союза в Афганистане спецслужбы США активно финансировали боевиков, которые впоследствии и составили основу «Аль-Каиды» (террористическая организация запрещена в РФ), а спустя годы организовали самый масштабный террористический акт в американской истории.
Только НАТО обладает необходимым потенциалом и возможностями для совершения масштабных акций техногенного терроризма
В дальнейшем, уже для борьбы с «Аль-Каидой» в Ираке и дестабилизации обстановки в Сирии, Вашингтоном активно спонсировалась радикальная суннитская организация «Сыны Ирака», которая затем составила ядро «Исламского государства Ирака и Леванта» (запрещена в РФ) — самой кровавой террористической организации в современной истории, жестокость и бесчеловечность которой впоследствии испытал на себе практически весь мир.
В свою очередь Франция, согласно заявлению правительства Мали, способствовала созданию в собственных интересах на территории этого государства крупного террористического анклава. Он контролируется вооруженной и обученной французами радикальной группировкой, сформированной из представителей «Ансар ад-Дин». Эта организация была признана террористической на уровне ООН.
Можно привести еще много примеров использования западными странами террористических методов в геополитике, насаждения ими человеконенавистнической псевдорелигиозной и нацистской идеологии. Но в итоге всех этих рассуждений мы приходим к однозначному пониманию того, что деструктивные и недальновидные действия коллективного Запада стали определяющими в трансформации терроризма в его классическом понимании в сложный феномен. Теперь в нем, кроме традиционного уголовно-правового аспекта, присутствуют, а порой и превалируют, политический, экономический, информационный и другие факторы. В незавуалированном и концентрированном виде это особенно ярко проявилось в ходе специальной военной операции на Украине. Таковы виражи современного терроризма.
Из ваших слов следует, что наибольшую опасность в современных условиях представляет именно терроризм, возведенный в ранг государственной политики?
Юрий Коков: В российском законодательстве не регламентировано понятие государственного терроризма, а террористическая деятельность связывается исключительно с совершением соответствующих уголовных преступлений конкретными физическими лицами. Но с политической и доктринальной точек зрения западные страны во главе с США, безусловно, являются вдохновителями терроризма новой формации, а их главная геополитическая структура — Организация Североатлантического договора, по существу, превратилась в инструмент устрашения, насилия и принуждения.
Образованный в 1949 году альянс, насчитывавший в своем составе 12 государств, 50 лет позиционировал себя исключительно как военно-политическую организацию оборонительной направленности. Но в конце прошлого столетия после развала и ослабления влияния СССР политика НАТО резко изменилась и стала предельно агрессивной. К 2005 году количество членов организации выросло вдвое за счет присоединения восточноевропейских стран под предлогом защиты от якобы «имперских устремлений России». В настоящее время их численность составляет уже 31 государство. При этом блок ни разу не участвовал в оборонительных боевых действиях, но зато за последние 25 лет развязал более 30 конфликтов в разных частях света. На эти авантюры, прикрываемые высокими принципами демократии, гуманизма, соблюдения прав человека и борьбы с терроризмом, тратятся триллионы долларов.
В результате разрушены политическая система, экономика и социальная сфера Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии, Югославии, Украины и ряда других стран. Погибли и получили ранения миллионы мирных жителей, а количество беженцев, по экспертным оценкам, составляет порядка 60 млн человек, что сопоставимо с последствиями Второй мировой войны. Согласитесь, что ни одна террористическая организация или все они вместе взятые даже теоретически не способны принести столько бедствий.
И, видимо, они не собираются останавливаться на достигнутом?
Юрий Коков: Не без оснований эксперты единодушны в том, что только НАТО обладает необходимым потенциалом и возможностями для совершения масштабных акций техногенного терроризма, которыми, вне всякого сомнения, являются целенаправленное уничтожение промышленности Югославии и подрыв газопровода «Северный поток».
Широко используется альянсом и кибероружие, а также различные гласные и негласные методы и приемы.
Все эти действия совершаются НАТО для дестабилизации обстановки, устрашения населения и принуждения государств к выстраиванию своей внешней и внутренней политики в русле геостратегических и экономических интересов США по устанавливаемым ими правилам. Истоки этих амбиций известны, ведь для англосаксов, все, что происходит в мире за пределами границ их государств, происходит в их «внутреннем дворике». В их понимании, весь мир принадлежит им.
Соответственно возникает законный вопрос: ну и кому же надо такое НАТО?
Приходится констатировать, что в западном мире сегодня к власти пришли «деятели», не думающие ни о народе, ни о будущем их собственных государств.
Юрий Коков: Более того, на Западе коррумпированный и беспринципный современный политический класс готов в погоне за властью и сверхприбылью нарушить все международно-правовые нормы, попрать и извратить любые общечеловеческие ценности. Пожертвовать интересами и даже жизнью тысяч простых людей, будущим своих детей, души которых уже сейчас калечатся «мягким ЛГБТ-террором».
Именно это сейчас происходит на Украине, территорию которой власти придержащие на Западе выбрали в качестве плацдарма, а украинский народ в качестве средства борьбы с нами. При этом жизнь и судьба украинцев без колебаний принесены в жертву.
Каждый доллар и евро, потраченный якобы на помощь Украине, на самом деле предназначен для финансирования войны с Россией чужими руками. А разве не высшим проявлением цинизма и лицемерия является выделение финансовых средств на войну из Европейского фонда мира?
Необузданное желание западных стран любыми способами и методами сохранить свое доминирование в мире неуклонно ведет их к геополитическому закату. Ведь природа так устроена, что угрозами, обманом, провокациями и сдерживанием невозможно остановить естественное развитие других стран и цивилизаций, лишить их стремления к справедливому миропорядку.
Вот почему сейчас разбитые иллюзии «о цветущих садах» западных политиканов, страдающих исторической амнезией, привели мир к очень опасной черте, за которой решается судьба всего человечества. Причем самыми уязвимыми перед данной глобальной угрозой оказались народы, представляемые всеми этими «радужными лидерами демократических и моральных свобод».
Все происходящее очень серьезно и чревато трагическими последствиями. Но надо признать, что осознание объективной реальности постепенно начинает приходить к здравомыслящей части западного общества. Все больше экспертов, политиков, журналистов, военных, сотрудников спецслужб, простых граждан выступают с резкой критикой проводимой их зарвавшимися властями внешней и внутренней политики. Они призывают остановить этот беспредел на Украине, вернуться к цивилизованным методам решения споров и конфликтов в международных отношениях. Россия, в свою очередь, делает все возможное, чтобы сдержать агрессивные устремления западных безумцев и не допустить реализации их преступных планов. На это нацелена и специальная военная операция.
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, начав специальную военную операцию, столкнулась с новой, неизвестной до настоящего времени формой терроризма?
Юрий Коков: С началом специальной военной операции на Украине количество террористических проявлений у нас в стране резко возросло. За этот период на территории страны совершено 143 преступления террористической направленности, в том числе 131 теракт, усилиями спецслужб и правоохранительных органов предотвращено 256 террористических преступлений, из них 144 теракта.
Такой всплеск террористической активности связан с развернутой украинскими спецслужбами масштабной диверсионно-террористической деятельностью, охватившей не только приграничные, но и другие регионы страны.
Украинский нацистский режим, пользуясь поддержкой США и стран западной коалиции, полностью игнорирует нормы международного, в том числе гуманитарного, права, совершает преступления против мира и безопасности человечества, фактически выступая субъектом терроризма на государственном уровне.
Не в силах что-либо изменить в свою пользу на линии боевого соприкосновения, украинские власти и их западные покровители все чаще прибегают к использованию открытых террористических методов для устрашения населения и причинения как можно большего ущерба.
Целями их тератак и диверсий становятся мирные люди и гражданские объекты. Для их совершения активно применяются ракетные и артиллерийские системы дальнего действия, беспилотные воздушные и морские аппараты, прежде всего западного производства, запрещенные во всем мире противопехотные мины и кассетные боеприпасы.
Наиболее резонансными из них стали подрывы газопровода «Северный поток», Крымского моста, Каховской ГЭС, ракетные обстрелы Запорожской АЭС. Атаки беспилотников на Курскую АЭС, объекты гражданской инфраструктуры Московского региона, Крымского полуострова, Саратовской, Рязанской, Калужской, Воронежской, Псковской, Ростовской, Курской, Белгородской, Брянской областей, морских портов Севастополя и Новороссийска. А также вооруженное нападение украинской диверсионно-террористической группы на приграничные поселки в Белгородской области.
Достаточно широкое распространение получили совершаемые в различных регионах страны по заданию украинских спецслужб покушения на видных российских государственных, общественных деятелей, журналистов, а также поджоги зданий военных комиссариатов и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Кроме этого, вскрыты планы украинских неонацистов, которые с подачи своих западных консультантов намеревались совершить на своей территории провокацию с подрывом так называемой грязной бомбы с целью последующего обвинения России в ядерном терроризме.
Какие дополнительные меры принимаются для нейтрализации новых угроз безопасности в области антитеррора?
Юрий Коков: В целях нейтрализации возникающих террористических угроз, защиты населения и объектов жизнеобеспечения, пресечения деятельности украинских спецслужб и их пособников федеральными и региональными органами исполнительной власти осуществляются комплексные организационные, режимные и специальные меры противодействия.
Наиболее важные вопросы, требующие принятия неотложных решений, систематически рассматриваются на заседаниях Совета безопасности России, Национального антитеррористического комитета. Организовано постоянное взаимодействие органов безопасности и правопорядка с войсковыми частями на передовой с целью обнаружения и ликвидации мест подготовки терактов, выявления и срыва планов противника по их совершению.
Киевский режим постоянно меняет свою диверсионную и террористическую тактику. Нашим силовикам удается работать на упреждение?
Юрий Коков: Несомненно, сейчас учитываются существенные изменения в методах ведения боевых действий, а также активное применение самых современных средств вооружения и навигации в террористических целях. Российским военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб приходится в режиме реального времени осваивать новые формы и тактику противоборства с хорошо оснащенным, необремененным какими-либо морально-этическими нормами противником. При этом наши воины проявляют высочайший профессионализм, выдержку и отвагу. Благодаря их героическим, согласованным действиям большинство теругроз удается упредить.
С февраля 2022 года предотвращено свыше 70 крупных терактов, включая попытки подрыва газопровода «Турецкий поток», высоковольтных ЛЭП в Ленинградской и Тверской областях, Угличской ГЭС, самолетов гражданской и военной авиации в местах базирования. Пресечены диверсии на объектах энергетики и транспорта в Республике Крым, Липецкой, Запорожской и Херсонской областях.
Уничтожены тысячи украинских беспилотников, пытавшихся атаковать военные и гражданские объекты на территории России. В новых регионах и российском приграничье обнаружено и ликвидировано более 60 диверсионно-террористических групп. Пресечены пять крупных вооруженных нападений на территорию Белгородской и Брянской областей.
Предотвращен ряд терактов в отношении руководителей Республики Крым, Херсонской и Запорожской областей, популярных общественных деятелей, журналистов и блогеров. Расследованием установлены конкретные исполнители и заказчики убийств Дарьи Дугиной, Владлена Татарского (настоящее имя Максим Фомин. — Ред.) и генпрокурора ЛНР Сергея Горенко, покушений на Захара Прилепина и главу МВД ЛНР Игоря Корнета.
Задержаны и привлечены к уголовной ответственности более 300 лиц, причастных к совершению по заданиям украинских спецслужб нападений на военкоматы, административные здания и объекты железнодорожной инфраструктуры.
Выявлены и понесли наказание сотни распространителей ложной информации и модераторы преступных интернет-сообществ, причастных к массовым рассылкам ложных теругроз. Установлены их зарубежные кураторы.
С учетом накопленного опыта действий в новых условиях обстановки принимаются оперативные меры, направленные на совершенствование совместной деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению возникающих террористических угроз и проявлений.
Выстроенная система международных отношений в настоящее время переживает глубокий кризис. Как это отразилось на международном антитеррористическом сотрудничестве?
Юрий Коков: Сегодня для всех очевидно, что мир нуждается в обновлении условий обеспечения глобальной безопасности, куда, безусловно, входят проблемы, связанные с международным антитеррористическим сотрудничеством.
Россия всегда последовательно выступала за объединение усилий всего международного сообщества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие сотрудничества по различным направлениям антитеррористической деятельности, укрепление головной роли ООН в вопросах выработки и реализации общих принципов и подходов в данной сфере.
Несмотря на существующие трудности, наша страна продолжает строго следовать взятым на себя обязательствам по выполнению резолюций Совета Безопасности и решений профильных комитетов ООН, договоренностей и соглашений антитеррористической направленности, достигнутых в рамках других международных структур и организаций.
Российские вооруженные силы продолжают выполнять служебно-боевые задачи по оказанию помощи Сирийской Арабской Республике в борьбе с террористическими группировками.
Неужели противники нашей страны всерьез рассчитывают на наше поражение?
Юрий Коков: Никогда еще в мировой истории столько военно-технических сил и финансовых средств не объединялось для ведения необъявленной войны с одним государством, не применялось такого количества санкций, не использовалось столько современного высокоточного боевого оружия, передовых, в том числе космических, технологий, не проводилось такой массированной информационно-пропагандистской кампании с задействованием глобальных телекоммуникационных систем.
Но наши противники забыли уроки истории и, как всегда, недооценили стойкость России, которая никогда не боялась внешних врагов, ни перед кем не склонялась, всегда давала достойный отпор любой агрессии и выходила победителем из всех испытаний. Главным условием этих побед было и остается единство нашего великого народа, сплоченность общества, мудрость наших лидеров, неиссякаемая вера в добро и справедливость.
Уверен, так будет и в этот раз.