Не надо удивляться Михаилу Саакашвили – как и всегда, он активизировался по мере приближения очередных выборов, в который раз заявив, что намерен приехать (прийти, прилететь, приплыть) в Грузию. На первый взгляд, все это напоминает очередное пустое бахвальство, ложь, которую давно уже никому не «скормишь». Однако, это только на первый взгляд. Потому что последнее заявление Саакашвили, согласитесь, заметно отличается от всех предыдущих. Хотя бы тем, что оно явно сделано более самоуверенным тоном, и, что главное, соратники, которые в ответ на другие его обещания приехать предпочитали промолчать, теперь вдруг стали настырно повторять – к выборам Миша непременно появится в стране. Лидеры правящей команды к обращениям экс-президента, в общем-то, относятся с изрядной долей юмора, однако они-то лучше других знают, что в случае, если тот и впрямь приедет, серьезного шума не избежать.
Дело в том, что Запад не считает Саакашвили ни заключенным, ни преступником. Ему широко распахнуты все двери в Америке и европейских странах, к нему в гости наведываются послы государств, входящих в Евросоюз. А потому, можете не сомневаться, что европарламентарии, американские сенаторы и конгрессмены непременно опротестуют его арест. Между тем, по нескольким делам грузинским правосудие вынесло Саакашвили обвинительные приговоры и ему присуждено тюремное заключение. Хотя последний пример – с Никой Мелия – Запад цинично ткнул нам под нос, наглядно показав, что ни грузинское право, ни наши законы он ни во что не ставит.
Заметим, возвращение Саакашвили в Грузию полностью исключается с направления российской границы. То есть, он может попытаться проникнуть в Грузию из любой другой страны, но только не из России, так как стоит ему там показаться, как его, как говорится, немедленно возьмут под белые ручки и передадут грузинским властям. Что же получается? Страна, которую мы объявили своим врагом, признает законным приговор грузинского суда и считает его вступившим в силу, а страны не враги вряд ли будут вести себя таким же образом. Вот и делайте выводы: Россия, видите ли, враг, а остальные соседи – наши стратегические партнеры. Если верить просочившейся информации, грузинской стороне и от побывавшего недавно с визитом Николы Пашиняна не удалось получить твердых гарантий того, что прилети Саакашвили в Армению и попытайся пересечь границу Грузии оттуда, армянские правоохранители его арестуют и передадут нам. Тем временем, в Грузии уже основано движение, ставящее целью вырвать Саакашвили из цепких «когтей» грузинских правоохранительных органов, не позволив силовикам арестовать его как официально осужденного уголовного преступника.
Совершенно очевидно, что в настоящее время приезд Саакашвили больше всех устраивает Запад. С большой степенью вероятности можно предположить, за экс-президентом в Грузию последуют европарламентарии – Андриус Кубилиус и Виола фон Крамон. Они будут служить ему своего рода щитом, чтобы правоохранительным структурам не удалось до него добраться и задержать. Мало ли что это противоречит грузинской Конституции и означает грубое попирание грузинского правосудия?! Они ведь никогда не признавали наших законов и всегда действовали так, как сами считали нужным. Вот вам наглядный результат того, что мы Конституцию страны и многие законы подогнали под шаблоны, навязанные нам с Запада, и теперь вынуждены пожинать плоды этой порочной практики. Грузинские парламентарии встрепенулись, пытаются перекроить ранее принятые законодательные акты, подогнав их под грузинскую реальность, облагородив, и при этом уже не стесняются критиковать Запад. Власть, хоть и с опозданием, но, наконец-то, дошла до осознания того, в каком зависимом положении оказалась, и теперь пытается сбросить с себя оковы.
Выход «Мечты» из документа Шарля Мишеля настолько переполошил Запад, что его не успокоило даже неофициально подтвержденное обещание правящей партии назначить внеочередные выборы в случае, если она не одолеет 43%-ый барьер. Запад жаждет наказать грузинскую власть, и с этой точки зрения наилучший для него вариант – приезд Саакашвили. Это откровенная провокация, итог которой непременно окажется таким, каким его хотят видеть западные политики – обострение обстановки, акции, ну а если кто-то не дай бог случайно выстрелит, это будет для них просто идеально… Европейские и американские дипломаты давно убедились, что им не имеет никакого смысла возлагать надежды на население, на народ. Люди за оппозицией не идут, никто не желает возвращения националов, а потому должно случиться нечто такое, что даст возможность изменить ситуацию без участия народа, и это «что-нибудь» — хорошо продуманная и умело спланированная провокация.
Возможно ли, чтобы власти Армении, Азербайджана или Турции арестовали прибывшего в их страну Саакашвили и передали его Грузии? С учетом уже изложенной точки зрения такое совершенно исключено, тем более, если рядом с Мишей будут находиться европарламентарии. Между тем, его приближение к границе автоматически приведет в действие не такую уж малочисленную людскую массу, которая двинется по направлению к месту, где он должен будет появиться. Оппозиция не поскупится на любые финансовые затраты ради мобилизации людей и создания фона, будто вся нация горячо желает возвращения Миши. Оппозиционные телеканалы подадут все это в такой изощренной упаковке, что никто не сможет сослаться на брак, и даже нейтральные дипломаты (если таковые вообще существуют) встанут на сторону Саакашвили.
А что в этих обстоятельствах предпринимает власть? Да ничего, способного изначально оградить нас от этого скандала. Власть лишь надеется, что Саакашвили – «трусливый заяц», и не осмелится пересечь границу Грузию. Однако если «международные партнеры» убедят Мишу в том, что не позволят его тронуть и арестовать, он, не исключено, появится и разыграет ту же сцену, которую в свое время виртуозно исполнил на Украине. К сожалению, приходится признать, что отыщется немало людей, которые выйдут поддержать его и по собственной воле, ну а остальных погонят за деньги (вообще, для тех, кого выводят на улицу за плату – неважно, с целью поддержать оппозицию или власть – как нельзя к месту именно это слово – «погонят»). В результате возникнет фон, на котором Миша будет восприниматься как политик-мученик, подвергшийся преследованию. Он уже сказал: я региональный лидер, и воспринимайте меня более масштабно. А хуже всего, что несмотря на почти добрососедские отношения и почти стратегическое партнерство, у нас отсутствуют какие бы то ни было гарантии, что, кроме России, другие соседние государства окажут грузинскому правосудию должное уважение и не впустят Михаила Саакашвили на свою территорию. Если рассматривать Турции, то он там уже побывал, и никто ему в этом не воспрепятствовал, то есть, Турцию можно сразу же из списка лояльных партнеров исключить. Остаются Армения и Азербайджан. И в одном, и в другом случае гораздо более вероятно и логично предположить, что они станут Мише во время всех его передвижений способствовать, а не препятствовать, поскольку для них любое ослабление соседа равносильно собственному усилению. А если у кого-то в нашей стране все еще сохраняются иллюзии, будто в регионе не заинтересованы видеть ослабленную Грузию, то он сильно заблуждается.
Единственным интересным шагом грузинских властей можно счесть возобновление дела Мегисы Кардава. Задержанный на Украине Кардава чувствовал себя достаточно спокойно, но неожиданно Грузия потребовала его экстрадиции, и это стало прямым намеком на то, что и Саакашвили может быть удостоен подобной участи. Но это еще не все. Случилось нечто весьма неординарное – в Киеве был обнаружен мертвым судья, который занимался делом экстрадиции Кардава и присудил ему экстрадиционное заключение. По сведению украинских СМИ, тело Виталия Писанца нашли в жилом доме, где он гостил в день своей смерти. Ее точная причина пока неизвестна. Тем не менее, украинская пресса не исключает, что данный факт как-то связан с профессиональной деятельностью судьи. Мы не сторонники теорий заговора, однако кончина Писанца как-то слишком подозрительно совпала с некоторыми «вещами».
Многие уже подзабыли истинное лицо националов. Вот и Инга Григолия бессовестно (коллегиальность в такой момент не оправданна и неуместна) заявила, что даже не хочет сравнивать происшедшее 5 июля с разгоном мирного митинга 7 ноября 2007 года, который осуществил саакашвилевский режим. В том смсле, что по мнению Инги Григолия, 5 июля произошло бо́льшее несчастье. И мало ли что в этот день никто не преследовал людей по подъездам, безжалостно не избивал, не врывался в магазины и аптеки, что никакие зондеры в этом деле не участвовали… Многие националы, осмелевшие после заявления Саакашвили, уже брызжут слюной и открыто угрожают. Они напрямую предупреждают, что начнут мстить и всех своих противников раскидают по тюрьмам. Всем, наверное, доподлинно известно, что представляли собой тюрьмы времен Саакашвили, и лучше они в его руках, естественно, не станут, с той лишь разницей, что заполучить видеокадры пыток станет совершенно невозможно – захватив власть, националы наглухо закроют систему. Ну а народный защитник… Она и раньше открыто их поддерживала, остается их сторонницей и сейчас.
Безусловно, никто на самом деле не знает, как будут дальше развиваться события и осмелится ли Саакашвили появиться в Грузии. Но ясно одно: даже если сопровождая его с одного боку встанут не то что европарламентарии, а сам Джо Байден, с другого же — лично Шарль Мишель, власть все равно должна исполнить закон. В противном случае у нас не останется ни государства, ни страны, и существовать дальше мы будем лишь сугубо формально.
Бесо Барбакадзе