Домой Новости Мир Рост численности населения не всегда сочетается с ростом благосостояния населения

Рост численности населения не всегда сочетается с ростом благосостояния населения

Но высокий уровень развития почти всегда является стабилизирующим фактором демографического потенциала страны: если не благодаря росту рождаемости, то вследствие притока мигрантов.

В благополучные страны хотят приехать, а из неблагополучных — уехать. Детская истина.Интересный пример роста демографии в ЕС. Как развитый мировой кластер, Европа демонстрирует в целом рост численности населения. В лидерах — Скандинавия, где создана максимально человекоцентричная социально-экономическая модель развития. Общество всеобщего благосостояния. Поэтому, все хотят там жить, не смотря на то, что в Украине эту модель презрительно именуют «социализмом» (хотя, когда приходится выбирать, то те, кто еще недавно надменно критиковал, едут именно в Скандинавию). На высших местах по уровню демографического развития — островные государства, такие как Кипр, Мальта, Ирландия, Британия, Исландия. Один из факторов — островной характер географии формирует и «островную налоговую модель» — оффшора или квазиоффшора (за исключением Исландии).Кельтский тигр — Ирландия, свой рост основывала именно на налоговых льготах для мировых корпораций, а Кипр стал мировым корпоративным хабом. На Мальте — оффшор для мирового гемблинга.Но есть и точки демографического регресса. В данном контексте интересно посмотреть на то, как вступление в ЕС сказывалось на демографии. Здесь не все однозначно и линейно. В странах Балтии произошла тотальная депопуляция населения, особенно в Литве и Латвии. Кстати, в соседней Беларуси, сокращение население было значительно меньше, хотя в случае открытия границ, безвиза и сближения с ЕС, эта страна могла бы повторить путь соседей.На инфографике лидер депопуляции — Молдова (-31%) и она даже «опережает» Украину (-28% как в Латвии), но скорее всего фактор войны в этой инфографике касательно нашей страны оценен не вполне корректно. По моим оценкам, депопуляция в Украине с 1990 года составила 24 млн человек или 46% и по этому показателю мы на «европейском дне». Но есть страны, которые сохранили положительный уровень демографической динамики: Словакия, Словения и Чехия. Польша балансирует на нулевом уровне: рост на отметке +2%. В это же время, Венгрия, Румыния, Болгария — депопуляция. Здесь, на мой взгляд, ключевую роль сыграла способность этих стран запустить на своей территории промышленные платформы развития с хорошо оплачиваемым трудом и большим количеством рабочих мест.Кстати, путь к преодолению кризиса депопуляции через промышленное развитие сейчас выбрала Румыния, Венгрия и Болгария и это метод уже дает свои результаты — иммиграция начала догонять эмиграцию и депопуляция замедлилась. Простыми словами, если у тебя нет конкурентной промышленности и/или желание ее развивать, но при этом ты интегрируешься в ЕС — приготовься к глубокой депопуляции, то есть потери своего человеческого капитала.

Интересна судьба бывшей СФРЮ. Наибольшая депопуляция закономерно в Боснии и Герцеговине. Но и Хорватия, которая стала членом НАТО и ЕС демонстрирует глубокое падения численности населения. А в соседней Сербии этот показатель существенно ниже.

Единственная страна с ростом населения на славянских Балканах — это Словения. А все потому что традиционное для этой республики сельское хозяйство в структуре ВВП сократилось до 2,5%, а промышленность — существенно выросла (фармацевтика, автомобилестроение, электроника).

Закавказье также дает пишу для размышлений. У нас часто любят вспоминать «реформы Бендукидзе и Саакашвили». Но я на это всегда отвечаю, что любая реформа — это, прежде всего, создание нового социального блага, а не стеклянное здание прокуратуры или борьба с коррупцией (что должно быть проявлением, частью реформ, но не их самоцелью).

Как видим, Грузия потеряла 30% населения и это, в основном, трудовая миграция. Военные конфликты в этой стране закончились в 90-х, а война с РФ в 2008-м продолжалась пять дней. На территориях самопровозглашенных Южной Осетии и Абхазии осталось не так много жителей.

В соседней Армении на фоне более тяжелого военного противостояния с Азербайджаном, относительные потери населения были меньше в 1,8 раза.

Уникальный пример демонстрирует тюркский дуэт в виде Турции и Азербайджана (прирост населения на 56% и 47% соответственно). Демография стала одним из ключевых элементов «длинной воли» Азербайджана по возвращению своих территорий и выходу на границы 1991 года. Сравним цифры — в 1991 году  в Азербайджане было 7,2 млн человек, а в Армении — 3,6 млн или в два раза меньше. А в 2022 году, население Азербайджана составило уже 10,14 млн человек, а Армении — сократилось до 2,78 млн, что уже в 3,7 раза меньше. Армяне любят Родину, но предпочитают жить в других странах и оттуда призывать воевать за Арцах. Депопуляция Армении и демографический рост Азербайджана стал тем фактором, который сыграл одну из ключевых ролей в том, что Баку вернуло не только все утраченные территории, но и активно продвигает идею Зангезурского коридора и возвращает под свой контроль даже территории в Тавушской области Армении.

Рост численности населения в Турции с 55 млн до 84 млн человек, сделал из страны крупнейшего регионального игрока, сформировал емкий внутренний рынок потребления товаров и услуг и создал фактор роста ВВП за счет развития демографии и человеческого капитала. 

Поэтому очень важно изучать демографические процессы и формировать геополитические стратегии исходя из их тенденций, иначе реальность однажды постучит в дверь в самый неподходящий момент. Армения не даст соврать.

https://uk.tgstat.com/channel/@Analityka_Kush/2228

https://uk.tgstat.com/channel/@Analityka_Kush/2229

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь