Домой Новости Мир Россияне все больше хотят надеяться на государство

Россияне все больше хотят надеяться на государство

Россияне все больше хотят надеяться на государство

 «Заботливый правитель», «боевитый шут», «альтернативный заботливый правитель, зовущий в светлое прошлое», «искатель, который находит неизведанные пути» – такие образы рисуют политологи для российских политических партий. Но каких идей и предложений хотят от партий избиратели перед выборами в Госдуму и насколько сами партии соответствуют этим запросам?

«Не менее 96% россиян согласны, что задача государства состоит в заботе о гражданах и оказании социальной поддержки. 83% считают важным утверждение традиционных ценностей, причем среди электората «Единой России» этот показатель доходит до 94%. Более половины (51%) считают, что страна должна быть державой с мощными вооруженными силами и влиять на политические процессы в мире», – сообщил в четверг руководитель практики политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Михаил Мамонов.

Данные, полученные в ходе недавнего соцопроса, социолог представил на круглом столе «Базовые ценности. Какие партии и как соответствуют ожиданиям избирателей», который прошел на площадке Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Как отметил Мамонов, у групп респондентов различались приоритеты в зависимости от того, за кого эти люди голосуют.

Но базовые требования у большинства российских избирателей очевидны – от государства требуют защиты.

О том, что именно забота о населении должна стать основной обязанностью государства, заявило по 98% сторонников «Единой России», КПРФ и «Справедливой России», 95% избирателей ЛДПР и 93% приверженцев непарламентских партий, перечислил эксперт.

На думских выборах – 2021 успех ожидает те партии, которые поставят во главу угла патерналистскую программу. «В первую очередь граждане называют обеспечение качества и доступности медицины, на второй позиции – доступность образования, далее – поддержка производства, обеспечение жильем и социальные гарантии различным группам населения», – перечислил эксперт ВЦИОМ.

Несколько особняком стоят избиратели непарламентских партий (около 14% респондентов). Среди них больше сторонников сокращения роли государства в экономике, создания условий для здорового образа жизни и реализации политической реформы в стране. По словам Мамонова, эта группа не ставит во главу угла мощь и силу государства. Но опрос этих, во многом либерально настроенных россиян дал парадоксальный результат.

«Среди избирателей непарламентских партий всего 52% заявили, что благополучие человека зависит от него самого. Мы, честно говоря, ожидали более высокого процента. Зато среди избирателей «Единой России» не менее 78% считают, что своим благополучием человек обязан самому себе»,

– рассказал Мамонов. Следовательно, и электорат непарламентской оппозиции ожидает, что благополучие им обеспечит государство.

«На восприятие политической системы существенное влияние оказала пандемия. В обобщенном виде общественный запрос звучит следующим образом – конкретные дела, приносящие пользу, социальная справедливость и забота. У партий есть шанс снять претензии, которые могли возникнуть к ним в прошлые годы, и перезагрузить отношение к себе, продемонстрировав готовность проявить защиту и заботу», – считает директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский.

В глазах избирателей партийная система и законодатели выглядят вторичными по отношению к вертикали исполнительной власти, с которой люди и связывают основные ожидания от государства, заметил эксперт. Но если говорить именно о партиях, то наибольшее доверие россияне испытывают к традиционным политическим силам, представленным в Госдуме, так как у них есть ресурс для воздействия на власть. «Напротив, к малым партиям есть вопросы: «Точно ли вы сможете помочь нам?» – добавил Потуремский.

Если мы посмотрим показатели по «Единой России», которые представил ВЦИОМ, то можно отметить – партия власти по всем параметрам выступает лидером, указал директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «И речь идет не только о ресурсной позиции партии, а о том, что в ней сформировалось несколько центров формирования сигналов для избирателей, – полагает политолог. – В лице «Единой России» избиратель видит защитника, заботящегося о нем, и главного патриота». По мнению Чеснакова, темы патриотизма, защиты национальных интересов, гордости за страну, исторического наследия будут определяющими в ходе парламентской кампании – 2021. И «здесь «Единая Россия» попадает в тональность не только своего избирателя, но и электората в целом».

С другой стороны, для участников партийной гонки главным вызовом будет то, что их программы особо не отличаются друг от друга, рассуждает Чеснаков. «Партии могут предложить избирателю одинаковый продукт – не только по смыслам, но и даже по формулировкам.

Возникает вопрос, смогут ли эти партии в дальнейшем провести четкие границы между собой для избирателя, показать избирателю, чем они отличаются друг от друга»,

– сказал эксперт, посоветовав партиям точнее определиться со своим идеологическим лицом.

С коллегой поспорил президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. По его мнению, большие думские партии давно уже сформировали то, что их отличает друг от друга, свои образы в общественном сознании. Эти модели восприятия во многом совпадают с тем, о чем писал психолог Карл-Густав Юнг, заметил эксперт.

Так, «Единая Россия», по мнению Минченко, воплощает собой образ заботливого правителя, ЛДПР воспринимается как «боевитый шут», КПРФ – как альтернативный заботливый правитель, зовущий в светлое прошлое. «Справедливая Россия» после своего слияния с партией Захара Прилепина «За правду» изменила свой имидж – вместо партии-покровителя избиратель увидел нечто наступательно-боевитое и радикальное. Среди партий-дебютантов Минченко выделил «Новых людей» (с которой он сотрудничает), воплощающих собой «искателя, который находит неизведанные пути».

В этой галерее образов некоторые роли еще не заняты, отмечает Минченко.

«Не занята ниша открытого и простодушного борца с истеблишментом и нет образа «мага», который готов предложить масштабные изменения с помощью невиданных доселе технологий».

Президент фонда «Петербургская политика», политолог Михаил Виноградов не согласился с тем, что главным на выборах будет вопрос имиджей, отвлеченных идеологий или апелляции к абстрактным ценностям. «Когда мы в прошлом году делали с коллегами исследование восприятия жителями России политических процессов, мы увидели, что тема ценностей вызывает наибольшие вопросы. Когда говорят про добро и зло, про семью (казалось бы, гиперценность – о чем говорил коллега Потуремский), это все воспринимается скептически, как элемент фальши, чего-то ненастоящего. Ценности – не всегда то, что люди ждут от политики», – заметил Виноградов.

Сейчас в первую очередь от партий ждут конкретных предложений по конкретным вопросам – здравоохранение, образование, соцзащита.

Виноградов признал, что за прошедший коронакризисный год «Единой России» удалось заметнее других работать с запросами на справедливость, заботу. «Кроме того, партия достаточно рационально вела себя, не наращивая антирейтинг», – добавил петербургский эксперт.

«Особенно забавно, что, судя по опросу ВЦИОМ, среди сторонников «Единой России» нашлось больше любителей патернализма, чем среди сторонников компартии. Я был рад еще раз убедиться в правоте своего вывода, что почти весь российский электорат – левый», – со своей стороны заметил директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. При этом он поспорил с Чеснаковым относительно того, входит ли в базовый запрос граждан патриотическая идеология. «На мой взгляд, увы и ах, повестка «Сирия – Донбасс» более не волнует граждан России», – заявил Бондаренко.

«Что, на мой взгляд, является трендом текущего политического сезона? Это забота о социально незащищенных слоях населения», – сказал Бондаренко. На реплику эксперта тут же отреагировал Чеснаков. Он подчеркнул, что патриотизм имеет отношение не только и не столько к большим геополитическим проектам, сколько к укреплению российской государственности и к неоднократно упоминавшейся социальной справедливости.

При том, что большинство россиян разделяет левые (во всяком случае, умеренно-левые) воззрения, рано говорить о том, что либерализм мертв, заметил гендиректор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов. «Во всем мире, и в России в том числе, происходит борьба между двумя идеологиями – патерналистской и либеральной. Мейнстримом в мире становятся ценности коллективизма, базовый доход, социальная защита, охрана природы как общего достояния. Но либеральная, индивидуалистская идеология не сдается, и это находит воплощение в деятельности российских партий, в том числе молодых», – полагает он.

Сейчас внутри российского либерального лагеря наблюдается явный раскол, вызванный недавним выступлением Григория Явлинского против Алексея Навального, со своей стороны заметил Минченко. По его мнению, радикализация части либералов оттолкнет от них умеренный электорат, а на левом фланге определенный подарок другим партиям сделала «Справедливая Россия». Их часть умеренно-левого электората может перейти к другим партиям, так как этих избирателей не устроит радикальный настрой прилепинцев, влившихся в ряды справедливороссов.

Иного мнения придерживается политолог Дмитрий Гусев, недавно назначенный руководителем аппарата «Справедливой России». По его мнению, именно СР вкупе с «Единой Россией» наиболее полно отвечают на базовые запросы общества, в то время как КПРФ и ЛДПР вытесняются на периферию политического поля. «Если «Единая Россия» вместе со «Справедливой Россией» удовлетворяют запросам 95% населения, то, конечно, можно говорить о втором месте «Справедливой России» на думских выборах», – рассуждает глава аппарата справедливороссов.

«За каждой партией есть свой ценностный запрос, который требует качественного представительства в российской политике, – резюмировала модератор круглого стола, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова. – Судя по соцопросам, все избиратели хотят жить в нормальной стране, хотя и понимают нормальность несколько по-разному. Но объединяющим фактором, безусловно, стал запрос на патриотичную и социально ориентированную политику».

https://vz.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь