Все последние тридцать с лишним лет бо́льшую часть своей экспортной продукции Грузия реализует в Российской Федерации. Главное обстоятельство, в результате которого российский рынок наиболее благоприятен для нас, заключается не только в его сугубо географической близости. Намного важней другое — грузинской продукции в России не требуется реклама, потому что российский потребитель, приобретая ее, совершенно точно знает, что он купил и будет потреблять…
Интерес к чернике пробудился в Грузии с 2019 года. Культура эта была посеяна тогда на 50 гектарах, а потом масштабы стали стремительно расширяться, и к 2023 году суммарная площадь под чернику превысила уже 2000 гектаров. Соответственно, значительно возросло и производство – возросло настолько, что в нынешнем году наши фермеры собрали 4 миллиона килограмм ягод. Цена одного килограмма составила 6,1 доллара, то есть, в общей сложности этой продукции было продано более чем на 24 миллиона долларов. Так вот, самое интересное началось, между прочим, как раз в процессе продажи черники. Заметим, что интерес к этому бизнесу проявило немало известных людей, среди которых были и ветераны грузинского футбола. Именно им удалось выйти на нидерландский рынок, о чем они не замедлили гордо заявить. Другие владельцы этого бизнеса тоже решили не отставать – объявили, что освоили немецкий рынок, кто-то сообщил, что продал чернику в Польше. Но любопытно, что никто, ни один из них не признался, что больше 90 процентов урожая было реализовано в России, причем, что очень существенно, по той же цене, что и в Европе.
Таким образом, из 4 миллионов килограмм черники 3,6 миллиона освоила Россия, а весь остальной мир взятый вкупе – только оставшиеся 400 тысяч тонн. Впрочем, «весь остальной мир» — слишком громко сказано, потому что грузинские фермеры в основном пытаются пробиться на европейский рынок и вывозят местную продукцию примерно в 25 европейских стран. То есть, что получается? 25 стран купили 400 тысяч килограмм черники, и мы скачем от радости, как дети, а в Российскую Федерацию было отгружено 3,6 миллиона килограмм, но никто этому почему-то не только не радуется, но даже не желает упомянуть?! Вы что же, господа, считаете, что смертельно согрешили?
Никто не скрывает, что черничный бизнес весьма прибыльный, и к 2027 году неслучайно предполагается довести совокупный урожай этой ягоды до 25 миллонов килограмм. Люди, которые включены в него, покупают земли, обрабатывают их, наращивают посевные площади. С гектара в среднем собирается 15 тонн черники, и Грузия по показателю урожайности данной культуры занимает седьмое место в мире. Иными словами, лишний раз подтвердилось, как благословенна наша земля. В связи с этим у меня вопрос к нашим фермерам: в 2027 году вы намерены собрать 25 миллионов килограмм черники, и это просто замечательно, однако, признайтесь, на что вы рассчитываете? Куда и кому собираетесь реализовывать основную часть этого урожая? Мне и другим ясно, что России. Но почему вы сами панически избегаете упоминать о том, что расширяете посевные площади и планируете нарастить прибыль, надеясь на одну единственную страну? Не потому ли, чтобы у оппозиции не появился повод обвинить вас в русоблюдстве? Больше вам опасаться нечего.Да что там вы, если даже Европа и Америка, которые чуть ли не ежедневно учреждают новые санкции противРоссии, не скрывают, что полностью разорвать с ней торговые отношения им не удается, что они по-прежнему много чего покупают и продают в Российской Федерации, что подавляющая часть покинувших Россию компаний вернулись обратно, потому что именно из-за ухода с российского рынка они завершили минувший год с убытками. Как вы полагает, не плевать ли с высока «Кока-Коле» и «Мерседесу» на то, что подумает о них профессиональный шут Зеленский? Еще когда было сказано, что деньги не пахнут, и нет ничего постыдного в том, чтобы признать, кто тебя кормит и поит, кто по достоинству ценит плоды твоего труда. Стыдно как раз другое, когда арендованные твоей компанией трейлеры выстроились в очередь у контрольно-пропускного пункта Верхний Ларс, а ты тем временем перевез в Амстердам в багажнике легкового автомобиля 300 килограмм черники, роздал ее там друзьям, а затем собираешь брифинг и объявляешь, что тебе покоряется нидерландский рынок. Как тут не вспомнить характерный эпизод, случившийся в период президентства Саакашвили. Перед телекамерами вывели одного из бизнесменов, который гордо проинформировал общественность: дескать, я завез партию персиков в Саудовскую Аравию и собираюсь завоевать этот рынок. А потом оказалось, что человек этот отправился в Саудовскую Аравию в гости и прихватил с собой для друзей два ящика персиков, а в результате появился повод поднять шумиху – мы, мол, завоевываем рынок саудовцев. В дальнейшем «завоевание» пришлось, понятно, отложить, так как в торговую сеть Саудовской Аравии грузинские персики официально вообще не поступали.
Раз уж не обошлось без упоминания о персиках, проследим, что происходит с этим фруктом. По данным Сакстата за последние 6 месяцев население Грузии выручило от продажи свежих персиков 1,424 миллиона долларов. Реализация возросла на 67%, выручка – на 107,2%. При этом, как вы помните, по причине войны и плохого урожая отгрузка грузинской продукции на российский рынок столкнулась с трудностями. А в нынешнем году и урожай был щедрый, и мы смелей повели дело. Из 1,424 миллиона долларов 1,2 миллиона пришлось на российский рынок, 204 тысячи – на Армению, а остальные 222 тысячи – на нашего стратегического партнера Европу. Продажа грузинских персиков и винограда в Армению – это отдельная проблема, и я объясню, почему. Поскольку нашему соседу не удалось нарастить производство этих культур, как планировалось, Армения стала закупать их в разгар сезона у нас, а зимой нам же продавать. Да, армяне прекрасно развили у себя холодильное хозяйство, в результате чего закупленные за 204 тысячи долларов персики нам же потом продадут обратно в худшем случае за 600 тысяч. И совершенно непонятно, почему для Грузии стало такой неразрешимой проблемой создание собственного солидного холодильного хозяйства?! Аналогичное творится с виноградом, и, не исключено, многие не знают, что виноград, который нам подают к новогоднему столу, это тот самый, который мы продали в Армению, а потом выкупили обратно. К примеру, в прошлом году сорт «ркацители» осенью стоил 80 тетри за килограмм, а на Новый год – 4-5 лари. Ведомства оправдываются тем, что организация большого холодильного хозяйства обойдется примерно в миллиард, но ведь сумму эту можно компенсировать, если не в первый же сезон, то уж наверняка на следующий.
Вернемся, однако, к российскому рынку и скажем в связи с этим и о том, как мы поступили с вошедшим в Батумский порт российским круизным лайнером. Уличные торговцы грызли ногти от досады, с теплохода должно было сойти на аджарский берег около 5 тысяч туристов, каждый из которых истратил бы, по крайней мере, 10 долларов. Но кому есть дело до простых людей, если националы начинают заниматься и «большой политикой» и давить на всех. Оппозиция выразила удовлетворение и в связи с тем, что вместе с ней в протесте против появления россиян приняли участие украинцы, они вывели с собой двухметровых амбалов с сияющими лицами. Если вам так хочется протестовать, господа, зачем вы занимаетесь этим на батумском пляже? Перестаньте отсиживаться у нас, вернитесь в свою страну и протестуйте там. Но у себя это делать сейчас опасно, а здесь очень просто – можно в одну руку взять початок вареной кукурузы, в другую –плакат, на котором написано что-то, о чем не имеешь ни малейшего представления, и размахивая им, кричать как можно громче. Но, вообще-то, размахивать старайтесь поосторожней, чтобы ненароком не зацепить стоящих впереди грузинских оппозиционных лидеров и не опозориться…
Приближается ртвели – буквально уже через месяц население приступит к сбору культовой для грузин культуры, и, несмотря на то, что правительство планирует выделить субсидию (в размере 20 тетри) на закупку винограда, кахетинцы прямо признают, что главной надеждой и основным рынком для них по-прежнему остается российский. Не скрывают этого и производители вина, продающую подавляющую часть своей продукции в Россию. Однако все это происходит на уровне обывательских разговоров. Достаточно журналисту задать вопрос по этой теме и поднести ко рту говорящего микрофон, как разговор немедленно переключается на практически несуществующий европейский рынок, начинается перечисление стран, рынки которых, якобы, освоены, и знакомое утверждение, будто в лице российского рынка грузинский бизнес не видит надежного партнера. А самое смешное, что все это продолжается вот уже больше 30 лет. Кто-то постоянно утверждает, что Россия ненадежный партнер, и при этом вот уже больше 30 лет основным рынком сбыта нашей продукции остается российский. Где ж тут логика? — спросите вы. А ее нет! Кому нужны логика и реальная картина? Главное — это Запад, а он хочет, чтобы слух ему постоянно ласкала фраза о том, что Россия ненадежный партнер, и чтобы можно было при необходимости утверждать с высоких трибун – грузины не доверяют российскому рынку.
Цифры никогда не лгут, и бизнесменам, громко разглагольствующим о европейском и американском рынках и, если верить им на слово, до сих пор не теряющим надежды разрушить существующую стену и завоевать Старый континент, возможно, стоит пересмотреть статистические данные за последние десятилетия, дабы убедиться, что единственный стабильный рынок, где реализуется подавляющая часть грузинской продукции, это именно и только Россия. Мы предприняли десятки, сотни попыток войти на европейский рынок, и каждый раз нам перед самым носом захлопывали дверь. Это не удалось «совершить» и прозванному на Западе «маяком демократии» Саакашвили – как только стало очевидно, что пора от слов переходить к делу, грузинскую продукцию и близко не подпустили к европейским прилавкам. Грузии наотрез запретили становиться даже крошечным игроком на европейском рынке. Ну а теперь и вовсе исключено, чтобы нам позволили где-то что-то сделать. Вспомните, наши глубокоуважаемые бизнесмены, и о том, сколько раз вам приходилось снимать продукцию с европейского рынка, где она не продавалась, и отправлять ее в Россию. На российском рынке вам до сих пор не удается поспеть за спросом.
Бесо Барбакадзе