24 марта была отмечена 30-я годовщина со дня установления дипломатических отношений между Грузией и Соединенными Штатами Америки. В честь этой памятной даты одно из средств массовой информации записало обширное интервью с послом США в Грузии Келли Дегнан. Американский посол говорила по многим злободневным для себя вопросам. Выяснилось, что один из них связан с активизацией в Грузии «пророссийских» сил: «Эти люди склонны к насилию, имеют четкую пророссийскую направленность – хотят, чтобы в Грузии присутствовали российские силы, были российские базы. Они потенциально формируют обстановку для оправдания российского вторжения. Эти люди не служат лучшим интересам Грузии. Они выступают в качестве оружия российской дезинформации, и Грузия в течение уже многих лет является свидетелем этого.
Полагаю, особую озабоченность должна вызывать любого рода поддержка, которую все это может здесь получить, причем, не могут не тревожить факты проявления насилия в отношение свободы самовыражения мирных граждан. Это противоречит принципам Грузии и грузинской Конституции. В других странах причастные к подобным проявлениям источники вещания были отключены, поскольку они занимались пропагандой насилия и ненависти. Думаю, в ответ на эти действия, прежде всего, важно помочь людям осознать, что они слушают и в чем кроется угроза. США многое делают в плане медийного просвещения с тем, чтобы молодежь и представители зрелого поколения могли легче распознавать ложные импульсы и обманные нарративы, цель которых – замутить общественное сознание и расколоть общество. Грузинский народ неоднократно заявлял о том, чего он хочет, и это – евроатлантическое будущее, бо́льшая интеграция в западную европейскую семью. Грузинская история свидетельствует о том, что соглашения, заключенные с Россией, выполняются редко. В истории отмечено немало случаев, когда она нарушала свои обещания и в отношении Грузии. Последний раз это имело место в 2008 году – мы до сих пор ждем от России выполнения обязательств, взятых в соответствии с соглашением по прекращению огня, включая вывод российских войск из Абхазии и Цхинвали. Так что, грузины, полагаю, будут особенно осторожны при приеме того или иного решения».
Чего добивается американский посол, кем является для Грузии Келли Дегнан – врагом или доброжелателем? – На эти и другие интересные темы с нами беседует сегодня политолог Реваз Киласония.
— Заявления американского посла Келли Дегнан, как и высказывания других политиков, представляющие собой попытку открыть в Грузии второй фронт, следует расценивать как заявления и провокационные попытки врагов нашей страны. Мы уже убедились, что война является отнюдь не гипотетической угрозой – войны либо начинается, либо нет и представляют собой прямую экзистенциальную опасность. Мы легко можем оказаться в том же положении, что и Украина, однако для нашей страны это непременно закончится трагедией – мы утратим свою государственность.
Политики, пытающиеся подбить Грузию включиться в войну, будь то Келли Дегнан, действующие в нашей стране деструктивные силы, представители украинской власти или кто другой – все они являются врагами Грузинского государства. Хочу выделить среди них представителей украинского руководства, которые говорят с нами с необъяснимым гонором, хотя другим странам, не присоединившимся к санкциям против России, ничего сказать не смеют. Похоже, они считают или намеренно рассматривают Грузию, как слабое государство, всячески пытаются надавить на нас, чтобы вовлечь в конфликт. Тот, кто этого добивается, кто стремится включить нас в этот военный конфликт, является врагом нашей страны!
— Несмотря на то, что руководство Грузии и, в частности, премьер-министр занимают правильную позицию, пресечь действия и заявления наших внутренних и внешних врагов все равно не удается… Гарибашвили и правящая команда «Мечты» не сумели добиться того, чтобы отношение к Грузии стало не столь пренебрежительным…
— В сложившейся обстановке грузинское правительство занимает правильную, рациональную и прагматичную позицию. Нетрудно заметить, что руководство и в особенности Гарибашвили не склоняет головы под давлением Запада. Я обратил на это внимание еще во время событий 5 июля, когда премьер иронически заявил: я знаю о военных парадах, но о гей-парадах не слыхал. Считаю, что это высказывание следует квалифицировать как очень смелое.
Почему он не сумел предотвратить действия, которые имеют тут у нас место – это тема для совсем другого разговора. В конце концов не надо забывать, что Келли Дегнан не просто персона, в своих разговорах она выражает мнение определенных сил на Западе. Долгое пребывание под западным влиянием привело к тому, что многое в Грузии стало зависеть от мнения и решений извне – ведь фактически наша страна управлялась оттуда, как они там хотели. Имеются в виду западные институции, неправительственные структуры. Так вот, исходя из всего этого, нельзя сразу окатить всех, словно ушатом холодной воды, предприняв резкие шаги против. Мы долгие годы зажаты в цепких западных когтях, и если власть неожиданно станет осуществлять радикальные изменения, это, по правде сказать, будет неоправданно. Такие вещи происходят постепенно.
Мое отношение к нынешней власти трудно назвать лояльным, однако в данном случае я расцениваю ее действия как верные. Главное не допустить повышения в Грузии политического градуса, не позволить стране допустить ошибку и предпринять резкие шаги, поддаться на провокацию деструктивных сил, стремящихся к тому, чтобы возникшая здесь напряженность переросла в серьезную смуту, увенчавшись боевыми действиями.
— Зарубежные так называемые партнеры и в особенности американский посол Келли Дегнан в крайне агрессивно-отрицательном контексте и, как мне показалось, даже с некоторым страхом упоминают о так называемых пророссийских силах. Было бы очень любопытно узнать, что это вообще за силы такие, кто их представляет и насколько опасны эти люди, если даже само их существование вызывает такую неприкрытую агрессию?
— Вы верно подметили – действительно о пророссийских силах они упоминают со страхом, потому что Запад вообще панически боится инакомыслия. Так называемые влиятельные западные силы всех, кто не разделяет их позиции, не согласен с проводимой ими политикой, называют «прорусскими». Если учесть, через какой ад заставили эти «влиятельные» силы пройти за 30 лет нашу страну, станет понятно, почему они так боятся появления здесь у нас здравомыслящих сил, которые они окрестили прорусскими. Они не переносят усиления кого-нибудь, кроме них самих, им необходимы только сторонники и совершенно не нужны инакомыслящие. Потому они и стали такими агрессивными, часто прибегают к насилию, чтобы задушить чью-нибудь отличающуюся мысль и иное мнение. Не знаю, кто для так называемых прозападников является «пророссийским», однако не сомневаюсь, что они ненавидят стоящих на иных позициях и поддерживающих иное мнение граждан, группы людей. Они ненавидят всех, кому не нравится проведение Грузией западных геостратегических интересов.
Кстати, интересный процесс начался с точки зрения того, что они, желая того или нет, сами маргинализировали ярлык «пророссийский», и теперь большинство населения к слову «пророссийский» относятся крайне индифферентно. Мне представляется, что это хорошо, а западным силам сильно треплет нервы.
На Западе прекрасно понимают, что Америка теряет авторитет в регионе. Мы не забыли, что произошло в прошлом году в Афганистане, когда американские солдаты сбежали, бросив самолеты и всю военную инфраструктуру. Влияние Америки очень ослаблено, и американцы теперь цепляются за свой последний шанс, а этот шанс – Грузия, поскольку на Турцию и Азербайджан Соединенные Штаты влиять уже не в состоянии. Точно так же их влияния уже не ощущается в Передней Азии. Помним мы и события в Казахстане. Беда в том, что Грузия воспринималась и воспринимается всеми как низкий плетень и сфера проведения американских интересов. Беда, однако, не только в этом. Главное, что американцы подталкивают нас к худшему, к участию в боевых действиях, а в результате к тому, чтобы мы оказались разгромлены. Если станем к ним прислушиваться, действовать согласно их рекомендациям, а Россия воспримет это как угрозу себе, я даже помыслить боюсь о том, что случится.
— Вы говорили о «повышении политического градуса», но кто занимается накаливанием политической температуры? Келли Дегнан? В интервью, записанном 24 марта, она призывает Россию вывести свои войска из Грузии. Ее заявление представляет собой больше, чем повышение градуса, а ведь она подает себя в качестве желающей нам добра…
— Устами Келли Дегнан говорит коллективный Запад, я это отметил изначально. Они пытаются создать побольше «горячих точек» вокруг России, чтобы вылепить из нее образ насильника. Есть и другой важный момент – лежат ли хоть как-то их призывы в русле интересов Грузии? Нет, а потому нас это не устраивает и ничего ни нашему народу, ни государству не дает. Включение Грузии в конфликт будет гибельно для нее, а Келли Дегнан – враг этой страны и ее недоброжелатель. И Келли Дегнан, и другие политики, которые подталкивают нас в упомянутую сторону…
— Давайте перечислим этих врагов конкретно …
— Не стану перечислять, потому что не хочу уподобляться маргиналам, которые во всю глотку орут: Путин – враг Грузии! Россия – оккупант! Думаю, я достаточно точно рассмотрел протекающие в настоящее время процессы, как и то, во что так насточиво втягивают нашу страну так называемые западные партнеры. Потому не считаю нужным называть их всех по именам. Враг – это слово, выпадающее из контекста. Вполне возможно, и меня кто-то называет врагом и русоголиком, что, в принципе, соответствует правде. Как правда и то, что врагом является всякий, кто пытается втянуть Грузию в этот конфликт!
Беседовала
Эка Наскидашвили