Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин отмечает в четверг, 15 июня, юбилей. Лидеру Китая исполнилось 70 лет
Руководители ведущих государств мира отправили в Пекин поздравительные послания, подчеркивая глобальное влияние нового китайского Кормчего. Потому что его так или иначе ощущает на себе вся планета.
В самой КНР не проводят никаких торжественных мероприятий. Со времен Мао китайские коммунисты считают день рождения личным праздником, который принято отмечать непублично, среди родных и друзей.
Однако в китайских социальных сетях активно поздравляют товарища Си. Потому что большинство китайцев связывают с ним надежды на успешное развитие своей родины.
С точки зрения конфуцианской традиции семидесятилетний возраст является зенитом жизни, когда человек вступает в наиболее осмысленный период своего существования – опираясь на накопленный опыт, избавляясь от суетных страстей и эгоистических интересов, понимая ценность каждого прожитого мгновения.
«Когда мне было пятнадцать лет, я обратил свои помыслы к учению; когда мне было тридцать, я начал свою жизнь; в сорок я был самонадеянным; в пятьдесят осознал свое место в общем порядке вещей; в шестьдесят научился не спорить; а сейчас мне семьдесят, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая ее основ», – говорил Конфуций.
Председатель Си тоже вступил в свои жизненные университеты в пятнадцатилетнем возрасте, и при драматичных обстоятельствах.
Его отец Си Чжунсюнь, успешный военный руководитель, который возглавлял отдел пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая, потерял свою должность в ходе Культурной революции.
Известного партийного чиновника арестовали, а затем отправили на завод в качестве простого рабочего. А юного Си Цзиньпина отлучили от семьи и послали на перевоспитание в глухую и бедную провинцию Шэньси.
Сын высокопоставленного функционера несколько лет проживал в крестьянской коммуне, где ему приходилось заниматься тяжелым физическим трудом. Однако это не сломало будущего лидера.
Наоборот, он научился понимать потребности и проблемы простых китайцев, разговаривая с народом на его языке – что в немалой степени способствует его нынешней популярности.
«Все, через что прошло это поколение, закалило их. Они думают о великих делах, и у них есть что сказать этому миру. Они тверды в своих убеждениях и проявляют инициативу. Мне кажется, что это поколение – настоящий козырь для Китая», – говорил о людях такого склада сын Дэн Сяопина, тоже пострадавший в результате партийных чисток.
Си стал членом комсомола, куда его приняли только с седьмой попытки, а затем вступил в партию, упорно подавая заявления несмотря на многочисленные отказы. Он строил свою карьеру не благодаря поддержке отца, а вопреки его опале.
Реабилитированного Си Чжунсюня вернули во власть после смерти Мао, но к тому времени Си Цзиньпин представлял собой вполне сформировавшегося руководителя, способного действовать в экстремальных ситуациях и эффективно разрешать поставленные задачи.
Он успешно прошел военную службу, учился на химико-технологическом факультете университета Цинхуа, закончил аспирантуру по специальности «марксистская теория и идейно-политическое воспитание», защитил диссертацию «Исследование развития рыночной экономики в сельской местности».
Таким образом, Си Цзиньпин получил разностороннее образование в области технических и гуманитарных наук, с упором на изучение кадровой и экономической политики.
Кроме того, он установил контакты с военными, которые играют важную роль в политической системе Китая. Эти связи и знания способствовали его карьерному росту, когда Си возглавил парторганизации в провинции Чжэцзян и Шанхае, которые считались локомотивами китайского экономического развития.
Причем, даже предубежденные исследователи из США признавали, что им не удалось найти в его биографии коррупционного следа.
В 2012 года году Си Цзиньпин был избран генеральным секретарем ЦК КПК, а в следующем году он стал председателем КНР, в качестве так называемого пятого поколения руководителей коммунистического Китая. Партия высоко оценивала его личные способности, моральный авторитет и качества управленца, и эта кандидатура устроила все партийные группы.
Становилось ясно, что мир стоит на пороге пугающей турбулентности, и китайское руководство должно сплотиться, чтобы организовано отвечать на нарастающие давление со стороны американского блока.
Понимая эти вызовы, Си сразу же приступил к борьбе с коррупцией на всех уровнях власти, и укрепил влияние партии над большим бизнесом – чтобы он не стал троянским конем для внешних врагов Китая.
В течение десяти лет Си Цзиньпин продвигал в партийном аппарате новые кадры, формируя из них новую административную вертикаль – с прицелом на грядущее глобальное противостояние с Западом.
Новая генерация чиновников прошла испытание коронавирусной пандемией, которая особенно сильно ударила по Китаю.
Опираясь на их поддержку, Си управлял страной в условиях беспрецедентных по своему масштабу локдаунов, затронувших жизни полутора миллиардов китайцев в период коронавирусной пандемии. А потом сумел плавно вывести ее из режима жесткого карантина – избежав внутренних потрясений, на которые открыто надеялись в Вашингтоне.
Внешняя политика Председателя Си отличается гибкостью, которой всегда отличалась китайская дипломатия. Однако он никогда не скрывал своих симпатий к Москве – подчеркивая, что они зародились в юности, когда он находился на перевоспитании в сельской провинции, и пристрастился к советской и российской литературе, которая тоже была тогда в опале.
«Будучи еще совсем молодым, я перечитал огромное количество книг русских писателей. Они оказали на меня огромное влияние, хотя в годы Культурной революции многие переведенные с русского языка книги оказались под запретом», – сказал об этом глава Китая.
«Он рассказал, как в молодости работал в деревне. Целый день приходилось кормить свиней, убирать за ними, а ночью он читал переведенные на китайский язык книги русских писателей.
Си Цзиньпин с ходу назвал более десяти русских и советских писателей – Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Николая Некрасова, Николая Чернышевского, Ивана Тургенева, Александра Островского, Льва Толстого, Михаила Шолохова, – с легкостью произнося трудные для китайца фамилии.
Позднее, в других интервью, он повторял этот список, добавляя, что русская литература оказала на него самое большое влияние», – пишет Андрей Кириллов, известный журналист и китаевед.
Эти личные симпатии – наряду с пониманием стратегического значения, которое несет в себе дружба между Москвой и Пекином – могут сыграть большую роль в современной истории, которая развивается по жесткому кризисному сценарию.
И очень важно, что Китай вступает на этот путь под руководством председателя Си.
ukraina.ru