Правящая команда потратила миллиарды на сельскохозяйственную сферу, однако одно дело – траты, а другое – результат, которого у нас попросту нет, и каждый год мы отползаем вспять

    В последние десятилетия на первый план в Грузии вышли политические баталии, при этом все позабыли, что залогом сильного государства является сильное село

    За последнее время в нашей стране заметно размножились большие желтые осы philanthus triangulum, обитающие в дуплах деревьев или на чердаках домов. Этот вид насекомых появился у нас недавно. Хотя «появился» – не совсем верное определение, потому что оса эта была завезена в Грузию неслучайно, и нам тогда еще с гордостью объявили, что она уничтожит коричнево-мраморного клопа. Мне трудно судить, кто именно был заинтересован в таком решении, но воспринимается оно теперь в лучшем случае как странное – во всяком случае во всех источниках, где только эта оса упоминается, предельно ясно говорится о том, что самка данного вида питается исключительно пчелами, а самец – пчелами и фруктами. То есть ни о какой другой пище для этих ос речь не идет; тем более, нигде не сказано, что они поедают каких-либо клопов.

    Между прочим, philanthus triangulum называют еще «пчелиным волком». Многие в мире знают их именно под таким грозным именем. Чтобы было наглядно понятно, какой ущерб способно нанести это насекомое, приведу такие данные: 30 больших желтых ос могут уничтожить за один раз 30 тысяч пчел. Такая оса подкарауливает пчелу у улья, жалит ее, затем заставляет выбросить хоботок, после чего поедает. Или же не съедает полностью, а переносит то, что осталось, в гнездо, так как для выкармливания одной личинки ежедневно требуется 5-7 пчел. К тому же самки, как мы сказали, питаются только пчелами. Ужасно, но от укуса большой желтой осы в Грузии уже погибло два человека. В обоих случаях укус пришелся в сонную артерию. Пока пострадавших довезли до больницы, ужаленное место страшно распухло, и избежать смертельного исхода не удалось…

    Я рассказываю обо всем этом, потому что мы тут имеем дело не с первым и не с единственным случаем, когда кто-то в Грузии под предлогом решения проблемы создает новую, еще более серьезную и все только портит. Как это ни печально, но такому положению невольно способствуют программы Министерства сельского хозяйства, которые, вроде бы, должны быть направлены на то, чтобы оказывать крестьянам поддержку и помощь. Однако…

    Многие, возможно, не помнят, как несколько лет назад наше аграрное ведомство стало призывать местных фермеров разводить индюков – мол, весь мир переключился на их выращивание. Финансирование было солидным, и многие заинтересовались. Так в Грузии появился белый индюк. Да, целиком белый, какого раньше тут не видели. А через некоторое время выяснилось: этот селекционный вид был распространен в Европе и Америке, но никто не предупредил нас о том, что он плохо себя зарекомендовал и возлагавшихся надежд не оправдал. Птица, созданная на основе ДНК бройлеров, очень быстро растет, но параллельно столь же стремительно жиреет, начинает буквально утопать в жиру, а мяса в ней почти нет. Неудивительно, что после выполнения обязательств, обговоренных государственной программой, ни у кого в Грузии не появилось желания продолжать и дальше заниматься выращиванием белых индюков. Более того, очень многие не смогли продать их даже по цене курицы и уговаривали администрацию зоопарка: может быть вы их у нас примите и отдадите на корм животным. Замечу, нам тогда повезло, и мы своевременно избавились от проблемы, а белый индюк так и не успел вытеснить нашего традиционного черно-серого.

    Однако мы не сумели столь же минимальными жертвами обойти проблему с кукурузой – грузинскую белую кукурузу теперь днем с огнем не сыщешь. Крестьянам приказным тоном было наказано: хотите или нет, но сейте американский «Пионер» – этот сорт творит чудеса. И он действительно сотворил чудо, только со знаком минус: во-первых, выращенная кукуруза не размножается – семена приходится каждый раз покупать заново; во-вторых, из нее невозможно испечь мчади (лепешку) или сварить гоми (традиционную кашу) – она годится только на корм скоту и птице. Початки этой кукурузы вообще не имеют вкусовых качеств – ни сварить, ни запечь, чтобы съесть. Зато урожай она и правда дает большой, и почти вся Грузия была переведена на её выращивание. В итоге исконно грузинскую кукурузную муку встретить теперь удается очень редко…

    Тем не менее, мы неслучайно начали разговор именно с пчел – Министерство сельского хозяйства как раз объявило об очередной программе: оно готово оказать помощь пчеловодам в приобретении ульев и на каждый улей выделить субсидию в размере 70 лари. С учетом того, что качественный улей стоит 140-150 лари, и государство, таким образом, покрывает половину стоимости – это выглядит очень даже привлекательно. Однако, во-первых, при покупке пчеловоду должна быть предоставлена возможность выбора, а не то, чтобы указывать ему: хочешь-не хочешь, но покупай ульи у какого-то конкретного продавца. Во-вторых, речь идет также о приобретении пчелиных семей, причем, только… завезенных. Известно, что во всем мире признают – грузинская пчела уникальна; не случайно ее вывозят и разводят за границей, а мы замечать не желаем и обращаем свой взор на импортных пчел.

    Между прочим, именно вместе с этими импортными насекомыми в Грузию был завезен варроа – так называемый пчелиный клещ. Этот вредитель ежегодно уничтожает тысячи пчелиных семей. Постепенно наши пчеловоды научились бороться с ним, однако если с новыми завезенными семьями нас начнем преследовать очередная беда, кто понесет за это ответственность?

    По тем же программам Минсельхоза мы завезли в страну из-за границы много крупного рогатого скота, и, пока фермеры разбирались, что с этими животными не так, у многих скот просто погиб. Позже, после того, как импортные коровы стали давать все меньше молока, иностранные эксперты нам объяснили, что, дескать, они испытывают стресс, и надо давать им слушать музыку, особенно классическую – ее они любят больше всего. Что тут скажешь?! Когда наши бабушки и дедушки держали в селах коров местных пород, они доились нормально, и мне лично ни разу в жизни не доводилось видеть или слышать, чтобы, заведя этих животных в хлев, им включали классические произведения, и грузинские коровы доились под музыку Моцарта.

    Представители сферы сельского хозяйства, точнее, люди, которые во всем этом разбираются, в один голос заявляют, что программы, разработанные в Грузии по развитию сельского хозяйства – это элементарно «черные дыры», и сколько денег туда ни вливай, эти дыры никогда не заполнятся. Причем – и это главное – такие программы практически невозможно контролировать. Мы бы тоже не стали бить тревогу, если б речь не шла уже о миллиардных суммах. Правящая команда действительно потратила миллиарды на сельскохозяйственную сферу, однако одно дело – траты, а другое – результат, которого у нас попросту нет, и каждый год мы отползаем вспять. Между прочим, происходит это на фоне того, что объемы вложенных средств с каждым годом растут, то есть мы вкладываем все больше, но чем больше сумма – тем дальше мы откатываемся.

    По телевизору нам часто показывают, как высокопоставленные чиновники грузинского Минсельхоза ездят по заграницам, встречаются с коллегами, обмениваются опытом, подписывают новые соглашения, а… результата как не было, так и нет. Сколько раз мы с озабоченностью писали о том, что перечень сельскохозяйственной продукции, которую мы завозим из других стран, каждый год расширяется, причем, импортируем мы эту продукцию в таких объемах, что местное производство можно даже не учитывать. Мы вынуждены искать и закупать за рубежом даже зелень и лук, но при этом надсмехаемся, например, над белорусами, которые в седьмой раз избрали Александра Лукашенко президентом своей страны. В данном случае речь не о политических качествах Лукашенко, а о том – не знаю, слышали ли вы – что с точки зрения сельского хозяйства Беларусь считается самой стабильной страной не только на постсоветском пространстве, но и почти во всей Европе.

    Вы в курсе, что белорусский картофель продается во многих странах мира и что спрос на него с каждым годом растет? Или что молоко, произведенное в Беларуси, продается в Грузии гораздо дешевле местного, можно сказать, практически за полцены, и на этикетке указано «натуральное молоко»? Поинтересуйтесь в Интернете, как «диктатор» Беларуси ходит по фермам, лично проверяет качество продукции, контролирует каждую копейку, выделенную государством, и вы поймете, что именно поэтому у них такой результат.

    Не собираюсь утверждать, что мы должны знать все обо всем. Не говорю, что мы непременно должны опережать всех. Но для того, чтобы продумывать и осуществлять элементарные вещи, особой философии точно не требуется.

    Наш колхский фазан нравится очень многим в мире, признан на международном уровне, а мы, тем временем, завезли европейских и американских фазанов, которые столкнулись с местными и довели их до грани исчезновения. Кто-нибудь за это ответил? Естественно, нет, потому что ни фазаны, ни пчелы никого у нас не интересуют. Да и что за проблема?! Не будет своих, мы просто завезем новых и будем спокойно жить дальше.

    К сожалению, в последние десятилетия на первый план в Грузии вышли политические баталии, при этом все позабыли, что залогом сильного государства является сильное село, сильный фермер.

    Бесо Барбакадзе

                                                                                                          

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь