Грузинское руководство (и, естественно, оппозиция) давно упорно умалчивает, вернее, пытается скрыть правду о том, что подавляющую часть своей избыточной сельхозпродукции мы реализуем в Российской Федерации, откуда, в свою очередь, завозим жизненно важные товары для собственной страны и ее населения. Россия многие десятилетия остается для Грузии основным поставщиком не только энергетических ресурсов, но и таких стратегически важный продовольственных продуктов, как пшеница и мука. Практически все грузинские лидеры после обретения страной независимости искали альтернативные пути решения этой проблемы, но безуспешно. Крупные производители либо отказывались сотрудничать с нами, либо до них было слишком далеко сугубо с точи зрения расстояния, и доставка этих продуктов оттуда привела бы по меньшей мере к удвоению цен на хлеб.
В нынешнем году прошла информация о том, что необыкновенно щедрый урожай пшеницы собрал Казахстан. Все закупщики стали в один голос утверждать, что эта страна вполне может стать для нас альтернативным поставщиком. Хотя, на самом деле, компетентные специалисты прекрасно понимают – это абсолютно нереально, абсурдно и глупо. Уже через пару дней ввоз пшеницы из Казахстана приведет к удорожанию хлеба и хлебных изделий, так как расстояние до пунктов погрузки будет намного больше, и доставка обойдется гораздо дороже. Более того, нынешний рекордный урожай пшеницы в Казахстане собран впервые за последние 50 лет, так что не факт, что он будет повторен, разве что не раньше, чем лет через 30–50. То есть, мы переключимся на импорт зерна из Казахстана, добьемся того, что хлеб в Грузии подорожает, а на следующий год опять обратимся с протянутой рукой к России и будем добиваться его удешевления?!
Впрочем, из опыта мы знаем, что если что-то в Грузии дорожает, то уже никогда не подешевеет. Таким образом, вся эта «казахстанская альтернатива» больше походит на очередную попытку (хотя бы на словах) угодить западным партнерам, а не на реальную альтернативную перспективу. А потому производителям хлеба лучше думать не об этом, а о том, как предотвратить отток из отрасли квалифицированных кадров и обеспечить повышение заработной платы. Официально нас уверяют, что сотрудникам здесь ежемесячно платят в среднем от 1200 до 1400 лари, причем, они, дескать, работают всего 10 дней, а потом 10 – отдыхают. На самом деле все обстоит не так, потому что эти люди подряд работают не 10 дней, а 10 суток, то есть по 24-часовому графику. Если б они трудились в обычном режиме, то есть, были заняты только днем, причем, по 8 часов, а не круглосуточно, их зарплата в пересчете составила бы ровно столько же, сколько за подобного рода «10-дневный график».
Таким образом, все оптимистические утверждения рассчитаны на агитационный эффект, потому что реально зарплата в отрасли явно низкая, и специалисты прекрасно это понимают. Они оправдывают создавшееся положение тем, что повышение зарплат приведет к увеличению стоимости хлеба. Уважаемые производители, а почему бы вам не подумать о том, чтобы добиться повышения зарплаты за счет сокращения своей маржи? Не секрет, что данный бизнес весьма прибыльный и крупные производители хлеба владеют многомиллионными состояниями. Почему бы не снизить личную прибыль, скажем, с 10 миллионов до 6-7 миллионов в год? Никому не приходило в голову задуматься: каким образом именно в Грузии самый дорогой хлеб в регионе, хотя Азербайджан и Армения так же, как и наша страна, покрывают потребность в нем, делая ставку на импортную пшеницу и муку? Может быть, Армения и Азербайджан ближе к России и транспортировка обходится дешевле? Нет, господа, все гораздо проще. У соседей бизнесмены – люди более порядочные (во всяком случае, порядочнее, чем у нас), и они не наживаются, утратив стыд и совесть, на основных продуктах питания. А мы уже привыкли к тому, что местные воротилы покупают виноград по 2 лари за килограмм, а продают по 12. Привыкли к тому, что гречка и другие крупы в странах, из которых они были импортированы, стоят в три раза дешевле, потому что в Грузии наценка на них зачастую зашкаливает за 400%! Так может лучше поменьше рассуждать о выгоде, которую сулит нам мука из Казахстана и чаще обращаться к вопросу о том, чтобы наладить заключение долгосрочных контрактов и получения льготных цен на продукцию из России?
Проект бюджета на 2025 год уже обнародован, и Министерство сельского хозяйства снова получит финансирование в размере нескольких миллиардов лари. На первый взгляд, это, вроде бы, неплохо, но лишь на первый. В министерстве почему-то опять никто не говорит ничего о создании мощных холодильных хранилищ для сельскохозяйственной продукции…
На прошлой неделе я побывал в гостях у приятеля, который три года назад заложил на 40 гектарах плантацию хурмы. Сделал он это исключительно на свои собственные средства. Пришлось немало потрудиться, и в этом году был получен первый урожай – 40 тонн хурмы. Клиент сам приехал за продукцией, привез с собой 10 женщин и 3 мужчин, которые все собрали, рассортировали, упаковали в коробки, а затем погрузили в машину. Примечательно, что ее владелец оказался жителем соседней страны. Когда я спросил его, почему он закупает хурму у нас, а не выращивает ее у себя, тот улыбнулся: «У нас хурма тоже растет, но здесь я покупаю ее по 1,30 лари, затем помещаю в свой холодильник, а перед Новым годом привожу обратно и продаю уже по 4 лари». Добавлю, что этот предприимчивый человек закупал не только хурму и не только у моего приятеля. Оказалось, что у него восемь машин, и все он загрузил под завязку. Рассказал и о том, что осенью точно так же вывез виноград, яблоки, которые сейчас привез обратно, а машины заполнил хурмой. То есть, каждый сезон он на грузинских фруктах зарабатывает миллионы. А что делаем мы?.. Реально у нас никто фермеров не поддерживает, им не помогают развиваться. Допускаю, что кто-нибудь из сотрудников из Минсельхоза с этим не согласится. В таком случае достаточно показать ему проект, который одна местная фирма заказала у немецкой компании «Siemens». Проект предусматривал строительство холодильного хранилища для фруктов, и компания соглашалась взять на себя ответственность не только за его работу, но и была готова заниматься экспортом находящейся в нем продукции в Германию и даже заранее подписать контракты. Естественно, для реализации проекта и строительства холодильника местные предприниматели, мои хорошие знакомые, решили воспользоваться льготным кредитом на сельхозпродукцию, собирались заложить в банк в качестве гарантии имущество на 5 миллионов долларов, за которые им давали 5 миллионов лари. И… получили отказ!.. А знаете, чем его объяснили? Сказали моим знакомым, дескать, у вас бизнес в России, а мы не можем подтвердить полученный там доход. У вас, мол, должен быть бизнес в Европе… То есть, говорят о европейском бизнесе, а гарантиям «Siemens» не поверили… А то, что благодаря доходам из России они накопили в Грузии имущество на 5 миллионов долларов, это ничего? К тому же, 5 миллионов – это по оценке банка, потому что на самом деле оно стоит гораздо дороже. Но главное препятствие в том, что бизнес у них в России, и это, видите ли, засчитывать в доходы нельзя!
Вот вам наглядный пример того, чем руководствуется и как действует грузинское правительство. Никто не желает публично признать, что грузинская экономика во многом зависит от России. Даже не во многом – а почти во всем. Один только Бидзина Иванишвили как-то перед выборами заметил, мол, от России для нас многое зависит, но никто этот принципиальный тезис подхватывать не решился, а сам Иванишвили далеко не каждый день выступает по телевидению…
Предметом шумных обсуждений стали цены на киви. Эксперты Министерства сельского хозяйства жалуются на то, что этот продукт в больших объемах завозится к нам из Ирана и Турции, а местные торговцы продают его как грузинский. Объяснить подобные манипуляции нетрудно – население предпочитает все местное, тем более, что грузинский киви, как считается, качественнее привозного и стоит дороже. А качественнее он, говорят, потому что у нас, якобы, используют меньше пестицидов и ядохимикатов. Но почему никто не задумывается, что когда прибегаешь к услугам химии, себестоимость продукта становится выше. В таком случае каким образом насыщенные, как считается, ядохимикатами турецкие и иранские стоят дешевле местных, вдобавок, с учетом растаможки и транспортировки?! А может, причина в желании сразу сорвать при продаже «большой куш»? Импортные киви, которые, как мы уже заметили, прошли через множество этапов, включая транспортировку, растаможку, обработку химикатами, все равно стоят вдвое дешевле грузинских. Но не в завышенной ли цене на местный продукт дело, а не в том, будто кто-то «хитрит», выдавая импортный киви за местный? Попробуйте наложить на грузинский продукт более адекватную и низкую цену, и тогда посмотрим, как будет выглядеть ситуация.
Для справки: Иран и Турция ввели непомерно высокие налоги на импорт сельскохозяйственной продукции. В этих странах импортный продукт никогда не бывает дешевле местного. Новый президент США также планирует предпринять аналогичные меры, в данном случае в отношении китайских товаров. Так почему же не ужесточают условия ввоза наши местные органы? Или мы столь однобоко понимаем традиционный принцип «для грузина гость – это святое»?!.
Бесо Барбакадзе