На исходе прошлого года мы уже писали о том, насколько негативно может отразиться на Грузии отказ нашей стране от участия в формате «3+3». Напомню, 10 декабря 2020 года, через месяц после завершения кровопролитных боевых действий в Нагорном Карабахе, президенты Турции и Азербайджана выступили с инициативой, предложив создать новую платформу с участием стран региона. Такая совместная платформа, нацеленная, прежде всего, на установление долгосрочного мира в регионе, которая включает Турцию, Азербайджан, Грузию, Армению, Россию и Иран, получила полную поддержку со стороны Российской Федерации. Тем более, что у России со всеми перечисленными странами, кроме Грузии, установлены партнерские отношения. Надо признать, именно сев к общему столу в формате «3+3», можно растопить ту окаменевшую глыбу льда, которая не первый год лет лежит без движения, оборвав связи между Грузией и Россией. Однако грузинская сторона заявила о категорическом отказе участвовать в новом формате, так что, на первой встрече присутствовали лишь пять стран.
«Подключение Грузии к формату «3+3» не будет обязывать ее изменить свои политические позиции. Можно договориться, что мы обсуждаем в этом формате исключительно темы, которые представляют интерес для всех участников. У Москвы нет дипломатических отношений с Тбилиси, поэтому у меня меньше возможностей объяснять преимущества указанной формы взаимодействия. Мы обращались к нашим турецким друзьям, к азербайджанским друзьям, к Армении с просьбой, чтобы они все-таки объяснили нашим грузинским соседям выгоду для них и для всех нас от подключения к этому формату. Такое подключение не будет их ни к чему обязывать в том, что касается их политических позиций. На мой взгляд, прежде всего, в интересах самой Грузии, подключиться к формату «3+3» без предварительных условий. Сейчас мы с грузинскими коллегами общаемся в рамках Женевский дискуссий по Закавказью, где обсуждаются последствия агрессии Грузии августа 2008 года, и в рамках неофициального двустороннего канала, который был создан между Москвой и Тбилиси достаточно давно. Но процессы, начатые в формате «3+3», гораздо более значимые, на мой взгляд, потому что в этом формате обсуждаются перспективы развития всего этого региона», — заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.
Начнем с того, что Лавров работает министром иностранных дел России с 2004 года. Пару лет назад он попытался выйти на пенсию, однако Владимир Путин его не отпустил, сказав, что он необходим ему и стране. В связи с этим, полностью исключено, чтобы Лавров делал заявления, не зная отношения и мнения Путина по тому или иному вопросу. Прямое указание, что «прежде всего, в интересах самой Грузии подключиться к формату «3+3» без предварительных условий» свидетельствует о многом. Как уже говорилось, 10 декабря минувшего года состоялась первая встреча сторон, участвующих в формате «3+3», на которой Грузия не была представлена. Не исключено, что вход ее было сказано нечто такое, что заставило российского министра иностранных дел заявить – участие в формате лежит в интересах Грузии. Не вызывает сомнений, что Россия в состоянии легко сказать свое слово не только в этом, но и в любом другом формате. Аналогичное поведет себя и Турция, которая обязательно постарается притянуть Азербайджан. Иран, являясь ядерной державой, представляет собой силу, которую нельзя не принимать в расчет. Далее следует Армения; она непременно захочет извлечь максимальную пользу из этого формата и, можете не сомневаться, извлечет – будь то экономическое направление или гарантии безопасности. Остается Грузия, к которой у всех вышеперечисленных 5 государств существует собственный интерес по различным направлениям. Так вот, в случае необходимости, они, естественно, попытаются подогнать этот интерес под себя, а отстаивать позицию нашей страны будет попросту некому. Вспомним недавнее прошлое: когда начались разговоры вокруг этого формата, западные партнеры сразу же заявили: Грузия категорически не должна принимать в нем участия, поскольку Россия является завоевателем, и пока она не возвратит отобранные территории, говорить с ней нет никакого смысла. Более того, было особо подчеркнуто, что сесть к столу переговоров с ней равнозначно измене Родине. Нашему руководству больше и не надо – не могло же оно дать Америке и Европе повод обвинить себя в предательстве своей страны?! Так в данном вопросе была поставлена жирная точка.
На фоне всеобщего финансового кризиса сегодня ни одна страна не может чувствовать себя вольготно. Соответственно, в подобной ситуации особое значение приобретают экономические связи. Так вот, когда в конце года ты заявляешь, что у тебя самый высокий экономический рост в регионе, это выглядит по меньшей мере смешно, с учетом того, что все твои соседи активно ведут друг с другом переговоры, укрепляя экономические взаимоотношения, а ты отчужденно смотришь на эти процессы со стороны. Как может страна обеспечить самый высокий экономический рост в регионе, если ее население живет гораздо хуже, чем граждане других входящих в него государств?! Только не начните убеждать меня в том, будто людям в Турции, Азербайджане, Армении и России приходится тяжелее, чем жителям Грузии. Возьмите, к примеру, ту же Турцию, где был отмечен рекордно высокий уровень инфляции. Тем не менее, турецким властям удалось предпринять меры, позволившие остановить ее, двинуть вперед экономику, при этом спасти туристический сезон, и не просто спасти, но и приблизить туристическую отрасль к достигнутому до пандемии уровню. Заметим, все это на фоне более строгих ковидограничений, чем у нас.
Встречи в рамках «3+3» обязательно будут продолжены, и вполне вероятно, что сам формат будет переименован, поскольку Грузия принимать в нем участия не собирается, а цифры «3+3», выписанные только на бумаге, ничего не дают. Впрочем, лидеры участвующих в нем остальных пяти государств прекрасно понимают, что главное реально существующая ситуация, а не название. Это к тому, что впоследствии, когда соглашение состоится и экономический рост у соседей окажется высоким, поздно будет лихорадочно кусать локти. Мы позиционируем себя как бедное, но гордое государство, хотя совершенно не представляем, куда идем (если вообще идем куда-то). Пальцев на руке не хватить, чтобы пересчитать предложения, которые российская сторона делала грузинскому руководству. Это касалось и прямого диалога с участием высших представителей власти, и организации встреч на уровне государственных чиновников нижних звеньев и рангов. То, что формат Абашидзе-Карасин ничего не дает, Лавров подтвердил в своем заявлении – он высказал вслух то, о чем грузинская сторона говорить избегает. Мы ведь и сами видим, что ни одна из встреч в женевском формате не привела к каким-либо коренным изменениям или результатам. Все это больше походит на неторопливую беседу двух пенсионеров. Да, именно пенсионеров, так как Карасина официально отправили на пенсию, сохранив за ним лишь участие во встречах с Абашидзе. Отвлекать на это дело других, действующих своих дипломатов Российская Федерация сочла лишним, а Карасин, как видно, хорошо осознает, о чем именно следует говорить, чтобы встречи проходили ради встреч, поддерживая атмосферу безрезультатного взаимного удовлетворения. Покажите хоть один документ, принятый после любой из таких встреч, о котором можно было бы сказать, «лед тронулся» и удалось извлечь пусть даже крохотный кирпичик из массивной стены, выложенной между двумя государствами! Не покажете, потому что такого документа не существует, и весь этот псевдо ритуал придуман лишь для того, чтобы дурачить народ. Лавров как раз и пояснил – никакого смысла в подобном общении нет, говорить надо напрямую.
А знаете, что самое интересное? Западные партнеры точно знают, что никто им не расскажет, о чем реально говорилось на встрече, прошедшей без их участия, и потому не разрешают Грузии давать на нее согласие. Не дай бог, если грузинская сторона станет после этого считаться со мнением, пусть даже не России, но остальных стран, позволит прицепить свой вагон к символическому экономическому поезду и свободно вздохнет! На каком глазу тогда продолжать беспредметные разговоры о военных базах и перспективах членства в НАТО? Получается, тем самым иссякнут ресурсы для спекуляции регионом, у Запада не останется зацепок, чтобы вести торги по поводу размещения военных баз, запугивать российскую сторону вступлением в НАТО соседствующих с ней государств и другими провокациями. Сегодня, кроме нашей страны, все пытаются что-то делать, если хотите, «изощряются» на фоне возникшего в мире экономического кризиса ради того, чтобы выжить и выкрутиться, зацепиться за большие страны, что-то дешево купить и дорого продать, общими усилиями уменьшить давление мирового кризиса на население. Вы что же думаете, первым лицам Армении и Азербайджана доставляет удовольствие сидеть рядом друг с другом? Но это необходимо ради интересов их стран. И в отношение Грузии имеется в виду то же самое: пора научиться ставить во главу угла не чужую выгоду, а интересы собственной страны.
Бесо Барбакадзе