Чем больше в стране недовольных, тем лучше для оппозиции. Что с того, что крестьяне терпят от этого огромный финансовый ущерб и в результате невыплаты взятых в банках кредитов могут вообще остаться без крова, то есть, оказаться на улице. Зато будет счастлива и удовлетворена наша оппозиция, что же касается прав сельских тружеников, то когда это было, чтобы кто-то в последние десятилетия стал ратовать за них?!
«Сараджишвили» — наиболее известное и самое старое из грузинских предприятий, производящих алкогольные напитки. Так вот, за 6 месяцев минувшего года, когда пандемия еще давала о себе знать, фирма «Сараджишвили», тем не менее, реализовала в Россию продукцию на 7,9 миллиона лари, а за аналогичный период нынешнего года сумела продать ее только на 2,5 миллиона, то есть, втрое меньше. В принципе, это понятно – для России, находящейся практически на военном положении, сейчас, как говорится, не до коньяков. Да и тамошнее население прекрасно понимает, что вынуждено в чем-то себя ограничить, и это, естественно, касается также алкоголя. Говорю я обо всем этом, потому что в Грузии как раз начинает набирать темпы ртвели, а у крестьян уже налицо очевидные проблемы по части реализации винограда. Из-за падения продаж на российском рынке практически ни одна компания не проявляет интереса к закупке нового урожая и не желает прислушиваться к настойчивым уговорам правительства изыскать возможности для того, чтобы забрать его у крестьян. Пока виноград собирают не в самых больших количествах, но на пике сезона недовольство производителей неминуемо прорвется, поскольку сдать продукцию на переработку будет невозможно даже по самым нищенским расценкам.
Как тут не помянуть недобрым словом нашу оппозицию, которая вот уже многие годы упрямо давит на власть: мол, откажитесь от российского рынка и начните вывозить грузинскую продукцию в Европу и Америку. Только к чему вести пустые разговоры?! Пожалуйста, вот вам, господа, десятки тонн замечательного винограда, который тут на месте можно закупить по 31,5 цента за килограмм. Не стесняйтесь, покупайте его и вывозите в Европу, где цена начинается от двух евро за килограмм. Продавайте и получайте законную семикратную выгоду – никто не будет против. Так почему вам не заняться этим, уважаемые господа оппозиционеры? Сами увидите, как отреагируют на вашу инициативу дружественные нам европейцы (об америкагцах говорить вообще не приходится). Или вы полагаете, Франция, Германия, Австрия, Португалия начнут бурно вам аплодировать, собственный виноград и вино при этом с рынка уберут, освободят прилавки для вас, да еще скажут: добро пожаловать, мы и так вас тут заждались? Оставим в покое нынешнюю власть, открутим немного назад кадры современной истории. Даже в условиях, когда того, о чем мы только что сказали, всеми силами добивался обласканный Западом Михаил Саакашвили, которого Америка объявила маяком демократии, а Европа назвала «звездным мальчиком», ни один, повторяю, ни один из видов грузинской продукции так и не сумел ступить ногой на европейский рынок. Причем, речь идет не о каких-либо внушительных объемах – нам отказались уступить на европейских прилавках даже жалкий 1%, а американцы дали понять, что возможно, и согласятся, если мы привезем им наши продукты в багажнике автомобиля и, естественно, оставим в подарок. По-другому… Назовите хотя бы один американский городок или поселок, где грузинская продукция продается в более или менее заметных глазу объемах. Не сумеете назвать, и не потому что мы не сумеем обеспечить поставку, а потому что на элементарно не дадут этого сделать. Обо всем этом прекрасно, возможно, даже лучше, чем правительство, информирована грузинская оппозиция, и именно потому она провокационно призывает закрыть доступ к российскому рынку. Ее-то как раз устраивает, чтобы продукция, предназначавшаяся для вывоза в Россию, осталась нереализованной и сгнила в домах у наших крестьян. Еще бы, это ж замечательный повод для проявления недовольства, а чем больше в стране недовольных, тем лучше для оппозиции – она так считает. Что с того, что крестьяне терпят от этого огромный финансовый ущерб и в результате невыплаты взятых в банках кредитов могут вообще остаться без кров, то есть, оказаться на улице. Зато будет счастлива и получит удовлетворение наша оппозиция, а что касается прав сельских тружеников, то когда это было, чтобы кто-то в последние десятилетия стал ратовать за них?!
После обретения независимости реально единственным крупным рынком для Грузии остался российский. Именно на него мы вывозим и там продаем излишки сельскохозяйственной продукции, причем, даже если станем производить ее, скажем, в десятикратном объеме по сравнению с нынешним, этот рынок безо всяких проблем их освоит. Грузинская экономика теснейшим образом связана с российским рынком, и чем сильнее будет эта связь, тем лучше, прежде всего, для нас. Спросите, почему? Да потому что для нашей продукции это наиболее стабильный рынок, и главное, мы в любое время можем ею торговать на нем с прибылью.
Несколько слов о российских туристах, которых, если спросить оппозицию, нельзя впускать в страну, а если впустим, то надо потом как можно быстрее вернуть назад. Согласно официальной статистике, расхождение в численности въехавших в Грузию и выехавших из нее российских граждан составляет немногим более 5 тысяч человек. То есть, если речь идет о тех, кто остался в стране, то их примерно 5 тысяч (хоть и это число вызывает сомнения, хотя бы потому, что рано или поздно они уедут, но, тем не менее, пусть будет пять). Оппозиция при этом взывает ко всем: Россия с помощью туристов пытается нас, видите ли, завоевывать. Они обоснуются здесь, а дальше, мол, сами увидите, что из этого получится. Так вот, если это действительно так и нас легко могут завоевать 5 тысяч безоружных людей, в число которых, помимо молодежи, входят женщины, дети, старики – мы тогда и вправду достойны того, чтобы быть завоеванными.
Оппозиция отказывается признать, что укрепление национальной валюты – это, прежде всего, заслуга российских туристов, как и то, что именно они придали дыхание умиравшей грузинской экономике. Они потратили у нас в стране сотни миллионов долларов (это безо всякого преувеличения), и деньги эти в качестве прямой иностранной инвестиции пошли не власти, а достались рядовым нашим гражданам. Безусловно, налоги с этих сумм поступили и в Государственный бюджет, но подавляющая их часть пошла населению, что положительно сказалось на уровне жизни людей. И если оппозиция этого не замечает, это вовсе не значит, что не видят и не ценят простые граждане.
Говоря о возможностях российского рынка, не следует в качестве примера ограничиваться только Грузией. Даже такие гиганты, как «Кока-Кола» и «Эппл» не скрывают, что уход с него был огромной ошибкой, и они испытывают огромное желание вернуться назад. Наверное, не стоит напоминать, что каждая из этих компаний имеет корпоративный бюджет, намного превышающий Госбюжет Грузии, и если мы не орем во всеуслышание, что без российского рынка грузинская экономика обречена, это вовсе не значит, будто никто не понимает столь элементарной вещи. Оппозиция тоже не случайно делает акцент на уходе именно с российского рынка, ведь в этом случае социальный фон не то что ухудшится –мы практически превратимся в попрошаек и нищих. Будут ликвидированы рабочие места, страна не сможет ничего не только продавать, но, главное, и покупать, поскольку ни у людей, ни у государства не будет физической возможности это сделать. Посмотрите на европейские страны и их население – даже они утратили спокойствие и критическим тоном заявляют, что введение санкций против России оказалось ошибкой, и пора с этим кончать. В Европе почти повсюду стали кричать об этом, активно протестуют, требуя признать, что введением санкций она недальновидно ослабила сама себя, ситуацией же сполна воспользовались Соединенные Штаты. Для грузинского руководства главное в этих условиях проявить разумный подход, безусловно, протянуть руку помощи и поддержки населению, но при этом не пытаться навязать собранный виноград винным заводам по 90 тетри за килограмм. Есть реальные условия для разработки мер, которые будут способствовать вывозу собранного урожая все в ту же Россию, где его можно реализовать, как минимум, вдвое дороже. Возможности и средства для этого существуют, и, что не менее важно, сами крестьяне испытывают такое желание. Правящей команде не надо обращать внимания ни на провокационные призывы и угрозы оппозицию, ни на всячески желающий нам «добра» Запад, который не меньше местных радикалов хочет оторвать Грузию от российского рынка, чтобы сделать ее послушной игрушкой в своих руках. Именно этого и нельзя допустить, используя любую возможность, чтобы сделать рыночные отношения с Россией как можно проще, расширять как экспорт, так и импорт. Это найдет отражение не только в экономике, но и позитивно скажется на социальном фоне. А главное, позволит всем отчетливей увидеть реальное лицо Запада, который, строго запрещая нам поддерживать отношения с Россией, сам взамен не предлагает вообще ничего. Сколько раз говорилось: Грузия интересует Запад исключительно с точки зрения своего стратегического местоположения, его привлекает наша уникальная с геополитической точки зрения территория, а не то, кто, как живет и будет ли вообще жить на ней.
Впереди предстоит зимний курортный сезон, и владельцы гостиниц не отрицают, что более 80% мест у них уже забронированы. Причем, более 70% броней из этих самых 80-ти приходится на российских граждан, что означает дополнительный приток сотен миллионов долларов населению страны и в ее экономику. Запад всячески старается перерезать, перекрыть нам данный канал, и, не скрывая, громко заявляет об этом вслух устами местной оппозиции. Пока ничего с этим делом у них не получается, однако совершенно очевидно, что они ни за что не остановятся. Государство же наше, как ни горько это сознавать, воздерживается от более решительных шагов и не торопится занять твердую позицию в данном вопросе.
Бесо Баракадзе