В декабре минувшего года встреча в формате «3+3» прошла без представителя Грузии. Заместители министров иностранных дел России, Турции, Ирана, Азербайджана и Армении обсудили перспективы взаимного сотрудничестве и сумели о многом договориться. А недавно стало известно, что в ближайшее время состоится очередная встреча данного формата.
«Формат «3+3» был создан по инициативе Турции, и теперь мы договариваемся, как нам в будущем работать на Южном Кавказе. Первая встреча прошла в Москве, и грузинские коллеги не смогли принять в ней участия, но хочу подчеркнуть, что мы всегда будем рады видеть их. Сейчас готовится следующая встреча, надеюсь, в самое ближайшее время мы сможем ее анонсировать. Хочу, чтобы все знали, что двери для Тбилиси открыты», — объявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.
Грузинская сторона ответила на заявление Лаврова гордым молчанием. До сих пор никто из представителей власти не сказал, что Грузия готова отозваться, и у опасений есть одна единственная причина – оппозиция немедленно окрестит такую встречу переговорами с Россией и обвинит действующую власть в желании ей подыграть. Оппозиционеров с готовностью поддержит Запад, и начнутся те же самые процессы, которые мы не так давно уже наблюдали в Тбилиси. Знаете, что при этом любопытно? Формат «3+3» был создан по инициативе Турции, то есть страны, являющейся членом НАТО, однако никто даже не подумал упрекать Турцию, мол, почему создаете новый формат и таким образом способствуете усилению российских позиций. Реально в Турции лучше всех понимают: несмотря на то, что Россия непосредственно с ней не граничит, подобный разговор необходим, так как основа стабильности Кавказского региона и успешного его развития в значительной степени зависит от российского руководства. Немалая часть турецкой экономики опирается на соседние страны, и для турецкой стороны очень важно, чтобы в Грузии, Азербайджане и Армении царил мир. Да, это, представьте, касается и в Армении, обвиняющей Турцию в геноциде! Несмотря на все это представители двух стран готовы сесть за общий стол, и им это уже удалось сделать. Та же Армения находится в военном противостоянии с Азербайджаном (несколько дней тому назад на границе между ними опять была отмечена стрельба), однако ни армянская, ни азербайджанская делегации не отказываются от участия в формате «3+3», поскольку руководствуются интересами своих стран.
Что такое формат «3+3»? Именно на предстоящей встрече должно выясниться, кто чего хочет в регионе, какими располагает возможностями, на что способен, и представители всех стран получат возможность озвучить и защитить свои интересы. Из 6 стульев за этим столом один свободен, и то, что он принадлежит Грузии, пойдет ей отнюдь не на пользу. Кто из пяти остальных стран, по-вашему, поставит наши интересы впереди своих? Никто этого, естественно, делать не станет и будет абсолютно прав, поскольку все обязаны с, прежде всего, о собственной Родине. А у нас не будет там даже своего представителя, который мог бы высказать возражение в случае, если что-то придется нам не по нраву. Нетрудно догадаться, если пять государств в ходе обсуждения каких-либо проблем пойдут на взаимные уступки, то сделают это за счет отсутствующей Грузии. И что ж, вы думаете мы потом сумеем изменить решение, принятое представителями пяти стран? Понятное дело, что не сможем! Но несмотря на это, грузинская сторона продолжает упрямиться и отказывается от участия в столь важном формате.
На прошлой неделе в парламенте грузинский премьер гордо заявил: мол, после того, как я сделал заявление о продуктах первой необходимости и мы инициировали новый закон, цены упали на 20-30%, а теперь представьте что произойдет, когда мы примем этот закон и он вступит в силу! Многоуважаемый господин Ираклий, либо вас вводят в заблуждение, либо вы прекрасно знаете правду, но сами обманываете нас. Дело в том, что закон в данном случае абсолютно не причем, и цены на продукты снизились, потому что торговые прилавки почти на все 100% заняла российская продукция. Продукты, поступающие из России, стоят дешево, и отражается не только в сфере продовольствия, но и на нефтепродуктах. «Секрет» подешевления кроется именно в российской продукции, однако если б премьер заикнулся об этом с парламентской трибуны, ему бы с одной стороны Запад, а с другой – местная оппозиция устроили бы второе пришествие. На самом деле все обо всем хорошо информированы, просто не говорят об этом вслух, потому что их абсолютно не устраивает. Ведь тогда выяснится, что молодежь, которую настроили на «европейский протест», была элементарно обманута. Никто с грузинской стороны не ставит вопрос: почему Запад не выдвигает претензий Турции, Армении, Азербайджану и почему не требует от них не садиться за стол переговоров с Россией? Или, по-вашему, то, что Азербайджан и Армения не воюют в данный момент друг с другом и не выдвигают взаимных территориальных претензий, происходит без участия России? В то время, как все страны-члены НАТО присоединились, или были присоединены к антироссийским санкциям, почему-то никто не «давит» на Турцию, дескать, как вы осмелились этого не сделать? Да все потому что ни в одной из перечисленных стран у Запада нет оппозиции, на которую он бы мог опереться – ни один политик в этих странах (не имеет значения, представляет ли он власть или находится в оппозиции к ней) не идет против интересов своего государства, не совершает действий, которые вредят его стране. А у нас… У нас ради заполучения рычагов власти и личного благополучия политики готовы не задумываясь пожертвовать и своей страной, и собственным народом.
Никто не собирается за волосы затаскивать Грузию в формат «3+3», просто доброжелательно информируют, что дверь в него для нас открыта. Причем, если заметили, говорит об этом только Россия, а остальные четыре страны деликатно хранят молчание, потому как им, в общем-то, даже выгодно, чтобы Грузии там не оказалось, ведь тогда им удастся легче проводить свои интересы за наш счет. К тому же, Азербайджан, Армения и Грузия по своим масштабам намного меньше остальных, так что, если станут у кого-нибудь в чем-то обделять, это, в первую очередь, будет, естественно, Грузия. Разговоры о том, что у нас добрососедские отношения с Азербайджаном и Арменией и потому они на такое не пойдут, несерьезны и даже смехотворны. Мы не раз убеждались, что когда идет дело на дело, никто добрососедские отношения выше интересов собственной страны не ставит, и, можете не сомневаться, никогда не поставит.
Будущая встреча, которая с большой вероятностью пройдет уже на уровне министров иностранных дел, а не их замов, настолько важна, что Америка и Европа наблюдают за ее подготовкой буквально сквозь увеличительное стекло. Если Грузии на данной встрече не окажется, это станет для Запада очередным сигналом о том, что можно вновь начать использовать ее против России и, таким образом, нам надо будет ожидать очередной провокации. Примерно такой же, как та, что недавно нам подстроили, опираясь на основанную на лжи пропаганду, жертвой которой едва не стала вся страна. Если б не безликость грузинской оппозиции, вышедшая на улицу, обманутая и крайне агрессивно настроенная молодежь могла зайти намного дальше. Попросту ни оппозиция, ни Запад на большее оказались неспособны, власть не оставила им шансов для этого. Однако до каких еще пор удастся нашему руководству ходить по критически раскачивающемуся из стороны в сторону подвесному мосту, который подвесил Запад, прогнозировать очень затруднительно. Потому мы говорим, что представитель Грузии обязательно должен присутствовать на будущей встрече, и тогда на ней станет ясно и очевидно, кто нам враг, а кто друг. Между прочим, это одна из главных причин того, почему западные партнеры не позволяют Грузии даже просто обсудить возможность присутствия на встрече, а рядом, агрессивно оскалившись, затаилась грузинская оппозиция. Как раз в силу всего сказанного власть и воздерживается от каких бы то ни было комментариев. Тем не менее, в руководстве наверняка знают о двух моментах: первое – указанный формат явно сулит Грузии добро и в нем следует непременно участвовать; и второе – говорить об этом вслух до того, пока не будет уточнена дата проведения встречи, равносильно тому, чтобы размахивать красной тряпкой перед носом у оппозиции и Запада. Они тут же ежедневно начнут утверждать, что наша власть намерена продаться России, и – что самое ужасное – велик шанс того, что немалая часть населения Грузии действительно в это поверит.
Между тем, как говорится, разбитая чашка всегда лучше треснувшей, и может быть власть должна сама начать объяснять людям, какое значение имеет встреча в формате «3+3», и как будет воспринято означает, если за один столом сядут пять министров иностранных дел региона, а место, отведенное для Грузии останется пустым.
Бесо Барбакадзе