10 декабря в Москве состоялась примечательная встреча в формате «3+3», на которой, исходя из самого названия, должны были, по идее, быть представлены 6 стран – Грузия, Россия, Турция, Иран, Азербайджан и Армения. Мероприятие проходило всего лишь на уровне заместителей министров иностранных дел перечисленных государств, однако оно олицетворяло собой начало подготовки к более ответственной и серьезной встрече, которая намечена на 2022 год пройдет уже с участием первых лиц этих стран. Однако…
«Министерство иностранных дел неоднократно выражало свою твердую позицию в отношение инициативы по региональному сотрудничеству «3+3», в том числе на последних парламентских слушаниях по этому вопросу докладывал и лично министр иностранных дел. Мы не рассматриваем своего участия в указанном формате и, соответственно, Грузия не будет представлена на запланированной на 10 декабря текущего года встрече», — такого рода заявление распространило Министерство иностранных дел Грузии.
Получилось так, что в Москву прилетели заместители министров иностранных дел 5 стран, участвующих в формате «3+3», и не появились там только представители Грузии. В качестве причины было дано разъяснение – Грузия считает Россию оккупантом и ведет с ней территориальный спор. Между тем, на этой встрече сидели за одним столом и переговаривались друг с другом представители Азербайджана и Армении. То есть, в деловом режиме общались представители двух стран, которые совсем еще недавно вели военные действия друг против друга, а Армения по сей день заявляет, что Азербайджану удалось с помощью Турции оккупировать ее территории. Причем, на указанной встрече присутствовала и Турция. Всеми давно признано, что у диалога нет альтернативы. Так считают все, но только не Грузия. Примечательно, что из пяти участвующих в формате стран три – Азербайджан, Турция и Армения – по сей день оспаривают у Грузии территории, а помышлять о возвращении Абхазии и Самачабло без России – вообще полнейший абсурд. Исходя из подобных предпосылок, грузинская сторона была просто обязана отправиться на эту встречу и, как минимум, защитить то, чем мы располагаем на сегодня. Как вы думаете, когда речь зайдет о Грузии, интересы каких стран станут отстаивать Азербайджан, Турция и Армения – свои собственные или наши? Ответ очевиден и однозначен. Получается, на встрече не окажется никого, кто заявит, что интересы Грузии должны быть учтены. И ее участники договорятся, к примеру, о том, что монастырский комплекс Давид Гареджи полностью принадлежит Азербайджану, выразить протест и возразить, в общем-то, будет некому.
Можно с уверенность утверждать, что грузинская сторона изначально рассматривала возможность участия во встрече, организованной в рамках нового формата. Заметим, заместители министров иностранных дел, конечно, не тот уровень, чтобы независимо принимать решения. Они попросту займутся подготовкой ко встрече лиц более высокого ранга, а в конечном счете за стол сядут сами лидеры стран-участниц. Так вот, когда Грузия стала рассматривать возможность своего участия во встрече, сначала в дело вмешался Михаил Саакашвили (?!), а затем – посольство Америки. Миша громогласно заявил: Запад меня не поддерживает, и пусть это станет посылом для других лидеров региона, чтобы знали – в трудный момент рядом никого не окажется. Между тем, Грузия единственная страна в регионе, руководство которой безмолвно исполняет указания западных партнеров, поскольку ни Азербайджан, ни Армения или Турция, ни, тем более, Россия Западу не подчиняются. Вы, наверное, помните и то, что как только Никол Пашинян попыталсяподыграть западной дудочке, на него ополчился не только главный партнер – Россия, но и поднялась вся нация, да так, что были назначены внеочередные выборы. Именно тогда Пашинян осознал, что сначала надо подумать о собственной стране и только потом – о Западе. Аналогичное происходит и в отношение Грузии. Запад прекрасно осведомлен о том, что Грузия остается единственной страной в регионе, которой он может помыкать по собственному усмотрению, и потому запретил нам принимать участие в формате «3+3».
Общеизвестно, какие амбиции на первенство в регионе имеет Турция, точнее, не только в регионе. Турция равняет себя с большими странами, и Эрдоган даже говорит о возрождении Османской империи, утверждая, что это всего лишь вопрос времени. Тот же Эроган на одной из публичных встреч прочитал стихотворение о Месхети, назвав этот регион Грузии цветком, вырванным из сердца Турции, который, видите ли, скоро возвратится в лоно своей Родины. В подобных обстоятельствах жизненно важны и обязательны любые встречи, позволяющие защитить свои позиции, однако Запад не интересует ни Турция, ни Месхети, и акцент он делает только на России. Не лишено оснований и предположение о том, что формат «3+3» разрабатывался конкретно под Грузию и Россию. Это дает серьезный повод заключить, что он мог бы стать серьезным предлогом для того, чтобы в будущем открылись возможности для прямой встречи лидеров двух этих стран. Помните, как несколько лет назад, когда «случайно» пересеклись пути Залканиани и Лаврова, у Запада началась настоящая истерика. А теперь…
У Америки нет никого, кто бы мог донести до нее информацию с формата «3+3», некому рассказать ей в деталях, что там происходит, а потому неслучайно данный формат ассоциируется у Запада с заговором. Судите сами – если шесть стран сумеют достигнуть согласия, договорятся о мирном сожительстве, придут к соглашению по спорным территориям, то в результате всего этого борьба с Россией фактически исчерпает себя, так как придется покончить с манипулирование странами региона на антироссийских настроениях. Да, вполне реально достигнуть соглашения по вопросу территорий и провести границы так, чтобы в приемлемой степени удовлетворить все стороны; да, можно будет даже начать разговор об Абхазии и Самачабло. То есть, я хочу сказать, что в ходе встречи лицом к лицу возможно все, а нас от этой возможности заставили отказаться.
Пять государств договорились о будущей встрече и согласились, что к столу переговоров должны будут теперь сесть высокопоставленные чиновники высшего ранга, которые смогут обсудить более серьезные вопросы. Пока это не касается спорных территорий, речь идет об экономических отношениях, торговых перспективах. Однако это как раз крайне важно. В то время, когда во всем мире катастрофически взлетели в цене продукты питания, страны региона получили прекрасный шанс, договориться о том, чтобы учитывать в этом вопросе взаимные интересы и ввести друг для друга льготные по сравнении с другими потребителями тарифы на продовольствие и энергоносители. Между прочим, нас в этом формате не будет, и, не исключено, произойдет с нами то же, что случилось в отношение пшеницы.
Азербайджан и Армения всем подали пример, показав, что несмотря на войну между собой, они способны на диалог. Армения направила на встречу своего представителя, даже несмотря на то, что до этого открыто обвинила Турцию в оказании помощи Азербайджану и гибели своих военнослужащих. Армения пришла к выводу, что отказ от этого формата для не только ошибочен, но и гибелен, поскольку она в этом случае оставалась в регионе, как бы, в положении вне игры. Армения, международное лобби которой в той же Европе или в Америке несравненно мощней, если сравнивать его с грузинским, предпочла не оставаться в стороне и, будьте уверены, получит с этого большой выигрыш, причем, в самое ближайшее время. А мы…
После 2003 года Грузия полностью перешла в подчинение к Западу. А после 2008 года мы без него и шагу ступить не смели. Теперь выясняется, что Америка вмешивалась во внутренние дела Грузии настолько глубоко, что даже занималась назначением людей на тот или иной пост. Именно тогда 99% судебных приговоров были обвинительными. То есть, что же получается? Назначенные Америкой судьи выносили эти приговоры, а теперь американцы доказывают, что нынешняя власть с назначением новых кадров торопится и не учитывает их указаний? Я вовсе не хочу сказать, будто сегодняшняя грузинская судебная система идеальна, однако очевидный факт, что она намного превосходит ту, что была во времена предыдущей власти.
Хотя московская встреча «3+3» состоялась, на первый взгляд, между чиновниками третьего ранга, Эрдоган уже подчеркнул ее значение и заявил, что он очень многого ждет от указанного формата. Что не менее примечательно, так это то, что, говоря о новом формате, как первое лицо Турции он перечислил пять стран и даже не обмолвился о Грузии. Это может означать, что турецкий президент не только смирился с отказом нашей страны от участие в проекте, но его даже устраивает отсутствие Грузии в этом формате, так как у Турции иные планы в отношение нашей страны, и она не раз их озвучивала. То есть, формат условно будет именоваться «3+3», однако реально участвовать в нем будет только 5 стран. Грузии же придется мириться с решениями, которые будут приняты, и против них она пойти попросту не сможет. Почему? Да потому что останется в регионе одна, и никто ее не поддержит.
Как вы думаете, что предпримет в этом случае наш партнер Запад? Да абсолютно ничего. Ему останется лишь еще больше нас поработить, оправдываясь тем, что другие ему не верят и во внутренние дела вмешаться не дают. Как-то раньше мы уже говорили о том, что Грузия предположительно откажется от участия в формате «3+3», и предупредили – это станет для нас огромной ошибкой. Теперь уже очевидно, что страна наша решила эту ошибку совершить, а плоды ее мы пожнем в самом скором времени. К сожалению, во власти не видно никого, кто бы потребовал, чтобы представитель Грузии непременно находился за столом переговоров вместе пятью другими государствами региона.
Бесо Барбакадзе