Домой Рубрики Общество Отец Георгий (Размадзе):Теперь, наверное, зачастят ходить в церковь и к выборам выстроятся...

Отец Георгий (Размадзе):Теперь, наверное, зачастят ходить в церковь и к выборам выстроятся в очередь на прием к Патриарху

Отец Георгий (Размадзе)

24 сентября прошла совместная пресс-конференция министра иностранных дел Грузии Давида Залканиани с находящимся в Тбилиси с официальным визитом министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым, на которой речь шла о переговорах, касающихся вопросов делимитации-демаркации государственной границы между двумя странами. В ходе ее Залканиани заявил, что полученные не так давно специальной группой новые картографические материалы, возможно, приведут к необходимости внести изменения в соглашение 2006-2007 года. По его словам, грузинская сторона заполучила данные материалы в результате длительной работы, и они уже переданы азербайджанской стороне.

Согласно заявлению Залканиани, грузинская сторона выражает надежду, что после получения новых материалов в переговорах обозначится серьезный прогресс. Однако глава грузинского внешнеполитического ведомства так и не уточнил, какие конкретно материалы были добыты грузинской стороной, на каком этапе находятся в настоящее время переговоры и когда будут возобновлены прерванные в результате пандемии рабочие встречи. Что касается выступления назначенного на свой пост недавно министра иностранных дел Азербайджана, то Джехун Байрамов не стал акцентировать внимание на присвоенной Азербайджаном части монастырского комплекса Давид-Гареджи. Он лишь коротко сказал, что соглашение может быть достигнуто только на условиях, приемлемых для обеих сторон.

Напомним, азербайджанской стороной уже долгое время самовольно контролируется часть монастырского комплекса Давид-Гареджи. Размещенные там азербайджанские пограничники мешают передвигаться паломникам и туристам, а с 2019 года, после того, как на месте побывала президент Грузии Саломе Зурабишвили, азербайджанцы еще больше усилили контроль на данной территории – они теперь не позволяют посещать монастырь даже священникам…

На каком этапе находятся сейчас грузинско-азербайджанские переговоры по «спорным территориям», детали которых скрывает руководство, и что за картографические материалы имел в виду грузинский министр иностранных дел, говоря, что они могут привести к пересмотру никому неизвестного соглашения 2006-2007 года? С «Грузией и миром» на эту тему беседует настоятель Авчальской церкви Святой Кетеван-мученицы, отец Георгий (Размадзе).

— Батюшка, после встречи с министром иностранных дел Азербайджана грузинская сторона заявила, что ей удалось заполучить новые картографические материалы, которые, возможно, приведут к изменению соглашения, достигнутого в 2006-2007 году и касающегося вопросов делимитации-демаркации государственной границы между Грузией и Азербайджаном. Соответствующие государственные структуры дополнительных разъяснений по этому поводу не делают. О каких материалах и изменениях идет речь и как они могут повлиять на процесс переговоров?

— Первое, что вызывает больше всего вопросов в связи этой темой, не говоря уже об имеющихся у многих подозрениях, это неясности, завуалированность – общественность пребывает в информационном вакууме. Нам сообщили, что намечается процесс каких-то изменений, однако дальше не было произнесено ни слова. Все это не случайно, и не надо относиться к сказанному, как к обычному заявлению…

— Что вы хотите сказать?

— Я имею в виду, что сделанное так неожиданно на пресс-конференции заявление может преследовать какие-то иные политические цели. Никто до этого заявлений на подобные темы не делал… Теперь, что касается новости о том, будто были обнаружены какие-то новые картографические материалы и на этом основании может оказаться необходимым пересмотр соглашения 2006-2007 года. Начнем с того, что если кто-то действительно хочет проинформировать общественность, а не еще больше ее запутать ему следует сказать людям, какого, собственно, соглашения касается весь этот разговор – мы ведь о нем даже не слышали. И второе – допустим, повышенная секретность вокруг деталей упомянутого процесса крайне важна с точки зрения государственных интересов, но тогда зачем вообще нужно было преждевременно о нем упоминать?..

— Вы заметили, что заявление грузинской стороны могло служить иной цели. Может уточните, что за цель вы подразумевали?

— На мой взгляд, право на существование тут могут иметь две версии. По одной из них, это обычный прием, представляющий часть начавшейся избирательной кампании, и нетрудно понять, чего таким образом пытается добиться власть – она пытается завоевать расположение грузинского общества. Кроме того, Азербайджану на фоне крайне обострившейся в последний период обстановки в отношениях с Арменией требуется расположение Грузии. Азербайджан не устраивает, чтобы в такой обстановке давали о себе знать негативные моменты, вызванные темой Давид-Гареджи. Между прочим, хочу напомнить, что за несколько дней до того, как азербайджанский министр иностранных дел посетил Тбилиси, президент Ильхам Алиев поблагодарил грузинское руководство за надежное соседство и партнерство. Речь шла о том, что Грузия не допустила транзит оружия для Армении через свою территорию… Все, о чем мы говорили, следует, на мой взгляд, рассматривать именно в таком контексте, а не под углом того, что нашей власти, видите ли, удалось заполучить какие-то новые материалы. Если б в ходе данного процесса происходило что-то позитивное, руководство, поверьте мне, не стало бы этого скрывать. Напротив, на фоне приближающихся выборов это стало бы одной из актуальнейших тем, которую гоняли бы по всем телеэфирам и практически построили бы на этом всю предвыборную кампанию.

— Раз уж речь зашла о соглашениях, то, как заявил Залканиани, в специальную комиссию, которая ведет переговоры с азербайджанской сторонний по данному вопросу, были включены новые члены. Что это за люди, по какому принципу они подбирались и осуществлялось ли сотрудничество с Патриархией? Соответствующие официальные структуры фактически никакой информации на этот счет не дают.

— Детальную информацию том, с какими ведомствами сотрудничает Патриархия, лучше, конечно, спросить у самой Патриархии. Но там, насколько мне известно, хотя я могу и ошибаться, по этой теме контактируют преимущественно с Министерством иностранных дел. Относительно комиссии я уже говорил раньше и мнения с тех пор не изменил – создается впечатление, что власть максимально старается избежать проявления общественного внимания к ней…

— Есть версия, почему?

— Даже не знаю, что вам сказать. Возможно, потому что в составе этой комиссии есть персоны, которые не пользуются расположением общества. Кстати, хотел бы напомнить, что много лет назад – если не ошибаюсь, это был 2006 год – тогдашний министр культуры ныне покойный Николоз Руруа, сказа следующее – мол, как в свое время Иао-Кларджети ыбло Грузией, а теперь это Турция, так мы должны смотреть и на Давид-Гареджи… И если в составе комиссии находятся такие люди, там ничто нам на благо решено не будет. Потому, естественно, власть не хочет все это выносить на свет. Тем не менее, хочу воспользоваться случаем и обратиться к правительству, Министерству иностранных дел, к премьеру, ко всем, кого может касаться данный вопрос, чтобы они сделали это процесс более прозрачным. Какое бы решение ни было принято за спиной у общества, оно является незаконным. Это первое, и второе – если кто-то надеется дешевыми политическими манипуляциями завоевать симпатии населения, как в свое время за 20 и 30 лари покупал голоса избирателей, то на этот раз он сильно заблуждается. У грузинского народа давно уже выработался своего рода политический иммунитет на любую предвыборную ложь…

— Между прочим, много лет назад, в период правления Саакашвили, бытовало мнение и о том, что можно с участием Турции и России достигнуть соглашения между Арменией и Азербайджаном, по которому Азербайджан уступит Карабах в обмен на получение определенных южных территорий от Грузии. Как вы считаете, насколько все это могло быть реальным?

— Не секрет, что и у Армении, и у Азербайджана имеются определенные территориальные претензии к Грузии, которые сегодня, правда, официально не озвучиваются, однако с исторической точки зрения не являются чем-то новым. Это подтверждается массой фактов, в том числе, тем, что и в Армении, и в Азербайджане существуют приближенные к власти политические и научные группы, которые неприкрыто объявляют и пишут о том, что, к примеру, Самцхе-Джавахети является Арменией… Уже ничего не говоря о том, что в Азербайджане изданы целые книги, в которых Давид-Гареджи представлен как памятник албанской культуры… Все это, безусловно, дает основания говорить и предполагать, что если будут сформированы соответствующие обстоятельства, позволяющие как одной, так и другой из этих стран начать действовать, они тут же активизируются против Грузии.

Хотя, честно говоря, я не считаю, что это представляет в настоящее время главную проблему для нашего государства. Главная проблема упирается в пляшущую под чужую дудку, предательскую власть. Власть, которая с приближением выборов, готова пойти на все, в том числе, на манипуляции священными для нашей нации темами. В этом смысле мне очень любопытна одна вещь. Когда в дни перед Пасхой нас пугали бесчисленными гробами и предостерегали – не смейте входить в храмы, это подавалось, вроде бы, как забота о здоровье граждан. Так почему же сегодня, когда масштабы пандемии возросли в десять-двадцать раз, нас успокаивают, что особой угрозы нет?! Сами теперь, наверное, зачастят ходить в церковь и к выборам выстроятся в очередь на прием к Патриарху.

— Раз уж вы упомянули о выборах, в заключение задам такой вопрос. Понятно, власть прибегает к любым средствам для осуществления собственного пиара, и тема Давид-Гареджи может быть частью его. Тем не менее, не думаете ли вы, что эти выборы могут все-таки привести к коренным изменениям?

— Если под коренными изменениями вы подразумеваете перестройку всей нашей идеологии в контексте завершения либеральной диктатуры, то добиться этого на данном этапе, думаю, будет сложно. Однако полагаю, что на предстоящих выборах общество в состоянии продемонстрировать всю свою силу и мощь. Есть несколько кандидатов, например, Леван Чачуа, Дмитрий Лордкипанидзе и другие, поддержка которых даже в условиях тотальной фальсификации результатов голосования показало бы всем растущее желание общества к изменениям. Хотя, в конечном счете, наивно жить в надежде на то, что кто-нибудь сам проявит добрую волю и проведет объективные выборы. Этого не произойдет. Подлинным изменениям необходимы осмысленная последовательная борьба и серьезные усилия здоровых национальных сил. Понятно, наряду с единством и отвагой всего общества, чего пока, к сожалению, я в нем не замечаю.

Беседовал

Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь