Домой Рубрики Общество Осмелится ли власть переименовать проспект Сталина в Гори?

Осмелится ли власть переименовать проспект Сталина в Гори?

Осмелится ли власть переименовать проспект Сталина в Гори?

«Если в страну войдет Россия, они превратятся в русских; если вторгнется Турция – в турок, ну а будет дана директива признать Сталина – они тут же станут сталинистами больше всех нас. Именно такие люди опасны для страны. В Грузии процветает минифашизм!

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Эта самая жестокая в истории человечества война унесла жизни более 26 миллионов советских людей. Большинство из них были рядовыми мирными гражданами. Война привела к страшным разрушениям. Были сровнены с землей десятки тысяч городов и сел. Однако в этой войне был окончательно разгромлен фашизм, выступавший ударной силой мирового империализма. Великая Отечественная война доказала непобедимость первого в мире социалистического государства – СССР, и это в огромной степени явилось заслугой грузина Иосифа Джугашвили. Тем не менее, в 80-ю годовщину начала этой войны в Грузии, в частности, на родине Сталина в его родном городе Гори больше не стоит памятник вождю, а теперь вот уже не в первый раз началось обсуждение вопроса о том, чтобы переименовать и улицу, носящую его имя.

Кем является Сталин для грузин, какую нагрузку несет его образ в глазах граждан нашей страны, осмелятся и сумеют ли власти изменить название проспекта имени Сталина? – На эти и другие важные темы с «Грузией и миром» беседуют гражданский активист Ираклий Дочвири и бывший член Горийского сакребуло Зураб Росебашвили.

«Они не осмелятся переименовать проспект имени Сталина в Гори!»

Ираклий Дочвири, гражданский активист:

— День начала Великой Отечественной войны, 22 июня, лично для меня навсегда сохранится в памяти как символ самопожертвования во имя Родины. И главный герой Второй мировой войны, важнейшей частью которой стала Великая Отечественная война – это Сталин, имя которого теперь без устали поливают грязью.

— Насколько мне известно, снова пошли разговоры о том, чтобы переименовать проспект имени Сталина в Гори…

— Им бы очень хотелось не только переименовать проспект, но и вообще полностью истереть из памяти будущих поколений героическую эпопею Отечественной войны. Это подтверждает и инициатива так называемого президента Грузии — мадам Саломе Зурабишвили, которая касалась могилы Неизвестного солдата и переделывания названия мемориала, чтобы он стал именоваться в честь борцов за независимую Грузию.

Для моей семьи 22 июня связано с трагическими событиями. В этот день призвали в армию моего деда, и проклятая фашистская пуля оборвала на фронте его жизнь. Но речь идет не только о нашей семье. В Грузии сотни тысяч семей, члены которых отправились защищать Отечество и погибли на полях сражений. Есть семьи, куда солдаты, воевавшие с гитлеровцами и выжившие, вернулись калеками. Что не меняет сути борьбы с фашизмом – она стала священным долгом всех людей. Прогрессивное человечество, невзирая на партийную принадлежность, национальность, вероисповедание, объединялось в единую антифашистскую коалицию. Исключение составили на этом фоне грузинские меньшевики, которые и раньше в обмен на власть раздаривали и продавали Турции грузинские территории, о чем свидетельствует Батумское соглашение от 4 июня 1918 года. Но теперь ради того, чтобы добиться заветной цели – вновь встать у власти в Грузии, они безо всякого принуждения, добровольно записались на службу к злейшим врагам человечества – фашистам. Вот их-то потомком и является нынешняя президент Грузии. И если в те времена измена не помогла, то теперь с лице Саломе Зурабишвили меньшевикам удалось-таки добиться реванша. Эта женщина целенаправленно разрушает мемориальный комплекс в Парке Ваке и продолжает оскорблять память красноармейцев, пытаясь за их счет добиться реставрации своих предков-меньшевиков, воевавших бок о бок с фашистами.

Сталин избавил мир от фашизма, однако враги Сталина и социализма, как это ни печально, отождествляют сегодня друг с другом коммунизм и фашизм. Необразованные псевдолибералы не желают понять даже элементарную вещь, что фашизм был осужден, а коммунизм – нет, потому что его осудить невозможно.

— Мы соотечественники Сталина. Непобедимый лидер сломал хребет фашистской Германии прямо в ее логове… Наши нынешние руководители, наперегонки обливая грязью эту выдающуюся личность, отправляют грузин работать в Германию в качестве настоящих рабов, а ведь Сталин, наоборот, заставлял немцев работать на нас…

— У Сталина были немецкие военнопленные, однако несмотря на то, что Германия причинила Советскому Союзу колоссальный ущерб, он не заставил их оплатить и сотую долю этих потерь.

Не будь Сталина, судьба Второй мировой войны решилась бы в пользу Германии – я абсолютно в этом уверен. А потому сам о себе позорен факт, что мы не признаем неоценимых заслуг этой величайшей личности. Скажу больше, многим хотелось бы вообще изъять это имя из истории. К счастью, ничего у такой публики не получается, и чем больше проходит времени, тем люди проявляют все больший интерес к сталинскому феномену, и можете не сомневаться, что недалеко то время, когда человечество полностью отдаст должное его заслугам перед собой.

Меня часто называют прорусским, хотя я имею серьезные претензии к российской власти – на грандиозных парадах Победы нет портрета Сталина. А кем бы сегодня была, по-вашему, Россия, если б не Сталин?! Получается, и они хотят переписать историю, что не может не вызывать сожалений.

Что касается переименования проспекта имени Сталина в Гори, то власти не посмеют этого сделать. Масса людей выступает против, и решить вопрос не так-то просто. Впрочем, говорю, и до конца не верю самому себе: ведь если вдруг поступит директива с Запада, народ и общества ничего не будут значить. И, возможно, проспект Сталина переименуют так же, как снесли памятник вождю. Сколько мы ни стараемся вернуть его на место, ничего не получается.

По правде говоря, сомневаюсь, чтобы наши руководители действительно хотели изъять из истории имя Сталина и искренне борются с его феноменом (имеют ли они, вообще, представление об истории – это отдельный вопрос), однако они рабски подчиняются чужим директивам и больше всего боятся уступить власть. Их даже не назовешь торгашами, скорее, Кваркваре Тутабери, ведь они приверженцы политики угождения: если в страну войдет Россия, они превратятся в русских; если вторгнется Турция – в турок, ну а будет дана директива признать Сталина – они тут же станут сталинистами больше всех нас. Именно такие люди опасны для страны. В Грузии процветает минифашизм, а они представляют собой минигитлеровцев!

Зураб Росебашвили
Зураб Росебашвили

 «Переименование проспекта Сталина не такой простой процесс. Его не удастся осуществить одному или двум чиновникам, потому что такие вопросы решает народ»

Зураб Росебашвили, бывший член Горийского сакребуло:

— Батоно Зураб, в бытность членом сакребуло вы, как нам известно, неоднократно выступали с инициативой о восстановлении памятника Сталину. Почему не удалось вернуть монумент на прежнее место? Что этому помешало?

— Да, я был инициатором вернуть городу памятник Сталина, правда, предлагал установить его не прежнем месте, а во дворе его Дома-музея, потому что на центральную площадь, где он стоял раньше, никто его уже не вернет.

А что касается вопроса переименования проспекта имени Сталина, то процесс этот не так прост. Он совершенно не по зубам одному или двум чиновникам, потому что такие вещи решаются народом. Проспект был назван Сталинским еще при жизни вождя, и его переименование исключено.

У кого только рождаются в голове подобные инициативы?! Даже не представляю, кто они такие. В стране и, в частности, в Гори миллион проблем. Неужели нечем заняться?!

Теперь о памятнике. Его установка во дворе Дома-музея Сталина была решена. Вечером мы договорились в сакребуло о том, что утром утвердим вопрос. Однако после звонка представителя центральной власти все партии неожиданно разом изменили свои «показания», и вернуть памятник на публичное место нам так и не удалось. Кто давал директивы центральной власти – этого я не знаю. Говорят, выступил посол Польши… Подробности мне не известны, и, честно говоря, я очень сомневаюсь, чтобы решение подобного вопроса зависело от какого-то польского посла.

Сталин – история. Каждый читает эту историю по-своему. Для меня он святее всех святых.

22 июня началась Великая Отечественная война, в которой лидер Советского Союза одержал победу. А я его соотечественник. Великая Отечественная война была священной войной – так ее называли советские народы, и она по сей день остается для меня священной. 22 июня 1941 года началась война, по жестокости не имевшая себе равных в истории человечества. А выиграл ее выросший в Гори грузин. Как я могу не гордиться этим?! Как могу я допустить, чтобы кто-то эту историю переписал, не позволив мне передать ее моим детям и внукам?!

Должен сказать, разговор о том, чтобы изменить название проспекта Сталина заходит уже не первый случай – подобная же попытка была предпринята и несколько лет тому назад. Я как раз исполнял обязанности председателя сакребуло, и вопрос не прошел. Кстати, инициаторами его выступили неправительственные организации какого-то совершенно непонятного происхождения.

22 июня – это день, о котором грузины, да и не только грузины, но и все люди на земле не должны забывать. Кровопролитная война, начавшая 22 июня, а точнее, еще раньше, унесла в масштабах планеты жизни многих миллионов людей.

Давайте не будем обходить и то, что большинство туристов приезжает в Грузию, зная ее как на родину Сталина. Я как хозяин неоднократно встречал многих из тех, кто прибыл в нашу страну именно для того, чтобы побывать в музее Сталина. Сегодня Дом-музей находится на балансе Министерства культуры Грузии, хотя было бы правильней передать его муниципалитету, чтобы мы могли присмотреть и за музеем, и за прилегающей территорией. Мы бы позаботились обо всем – и туристов бы привлекли, и максимально постарались популяризировать имя Сталина.

Подготовила

Эка Наскидашвили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь