Наверное, помните, как мы «удивили Европу» небывалым ростом своей экономики. При этом еще обогнали несколько развитых государств Евросоюза, а тех, кто пока только надеется на вступление в него, и вовсе оставили далеко позади. Признание успехов, как у себя в стране, так и на международном уровне – это, конечно, замечательно. Кому из нас не ласкают слух заявления о том, будто грузинская экономика растет невероятными темпами. Тем не менее, стоит поглубже всмотреться в цифры, как тут же возникает подозрение: что-то тут не так. А не разводят ли нас, словно лопухов?
Так где же и в чем столь непросто разобраться обычному смертному? Чтобы это понять, требуется специальное образование или более или менее квалифицированное знание той или иной конкретной сферы, а это, как вы понимаете, связано с объективными затруднениями. Поэтому дальше мы сами постараемся объяснить «на языке простых смертных», что именно порождает вопросы и сомнения.
По данным Сакстата – Национального агентства статистики Грузии, в 2024 году ежемесячный средний доход на душу населения увеличился в стране на 13,2% и составил 590 лари. Сакстат информирует также, что средние ежемесячные расходы в расчете на одного жителя выросли на 8,2% и достигли 540 лари. То есть разница между доходами и расходами каждого гражданина составила в среднем 50 лари. Условно это означает, что среднестатистический житель Грузии может откладывать себе впрок по 50 лари в месяц. Имеется в виду, официально.
Продолжим считать дальше. Сакстат утверждает, что в 2024 году семейные доходы выросли в Грузии на 10,1% и составили 1896 лари (подразумевается, на четырех человек), а расходы возросли на 5,2%. То есть получается, что средняя семья из 4-х членов тратит 1736 лари в месяц. Знаете, что сразу же смущает в этой цифре? Принято считать, что под стандартной семьей из 4-х членов подразумеваются отец, мать и два неработающих ребенка. Поскольку средний доход одного человека составляет у нас, как свидетельствует Сакстат, 590 лари, то на семью, о которой идет речь, он по элементарным арифметическим расчетам составит 1180 лари, а не 1896… Даже если допустить, что в семье есть еще и работающий третий член, все равно это не дотягивает до рассчитанных Сакстатом 1896 лари. Получается, что, либо они там неправильно считают, либо элементарно пытаются нас обмануть. Так и быть, сойдемся на том, что была допущена ошибка при расчетах – как-то не хочется допускать мысль о том, что нас хотят примитивно и грубо обвести вокруг пальца.
Прежде чем двинуться дальше и перейти к основному тезису статьи, предложу всем желающим принять участие в небольшом теоретическом эксперименте. В настоящее время ежемесячная зарплата 10 депутатов грузинского парламента официально составляет 80 тысяч лари. В то же время 10 сотрудников детского сада все вместе получают 5 тысяч лари в месяц. Можете вывести средний показатель? – Да, вы не ошиблись – месячная зарплата каждого из этих 20 трудозанятых составляет 4250 лари! Это на бумаге – в рамках статистических расчетов. Реально, без усреднений, сотрудник детского сада получает примерно десятую часть этой суммы, а депутат – вдвое больше нее. Здесь, как говорится, собака-то и зарыта. Впрочем, оставим в покое ни в чем не повинную собаку, и обратимся к той части официальных данных, которыми при всем желании не получится размахивать так же гордо, как процентами экономического роста.
По данным за 2024 год, пенсию в Грузии получали 864,3 тысячи человек, а социальную помощь — 185,4 тысячи. К сведению тех, кто не знает, добавим: 70% общего числа пенсионеров в стране составляют женщины. Думаю, никого не удивит, что треть всех пенсионеров проживает в Тбилиси. Столица по-прежнему остается эдаким головастиком у нас в стране, что, в свою очередь, обусловливает наличие в ней множества опустевших сел. Никто не желает туда возвращаться, и это наносит ощутимый удар по сельскому хозяйству.
В 2024 году число семей, зарегистрированных в базе данных программы по оказанию целевой социальной помощи, составило 390,8 тысячи (!), а получающих пособие на проживание – 128,6 тысячи. Прошу обратить внимание, имеются в виду семьи, а не отдельные граждане. Теперь представьте картину: в стране с 3,5-милионным населением социальную помощь, не считая пособий, запрашивают почти 400 тысяч семей! То есть, эти граждане лучше специалистов по статистике знают, что в карманах у них пусто и без поддержки государства им не выжить. Если принять за основу, что в среднем в одной семье насчитывается 4 человека (хотя среди претендующих на социальную помощь гораздо больше многодетных семей), получится, что в помощи нуждается по меньшей мере 1 563 000 человек, а это треть населения страны. Вот вам и подтверждение обоснованности возникших у нас сомнений: как у кого-то поворачивается язык говорить о росте доходов или экономическом прогрессе, если треть населения пребывает у нас на грани голода?!
Разве ежегодный рост числа желающих получать социальный пакет не доказывает, что людям, семьям чего-то остро недостает и что по сравнению с предыдущим годом ситуация ухудшилась? Многие, кстати, выпадают из базы данных только потому, что достигли 16 лет (по закону помощь на несовершеннолетних детей составляет 200 лари и прекращается, как только ребенку исполнится 16). Хотелось бы, чтобы кто-нибудь доступно и внятно объяснил, что это за процесс, потому что публикации и заявления, насыщенные экономическими терминами и непонятными специфическими фразами, мы видели и слышали не раз, однако вряд ли кто-то, кроме самих авторов, в состоянии понять, где у этих бумажных данных начало, а где конец.
Горькая реальность проявляется в том, что на улицах грузинских городов все чаще можно увидеть несчастных, которые роются в мусорных баках. Их становится все больше и больше. Попутно неуклонно растет число желающих покинуть страну, чтобы получить возможность заработать на кусок хлеба себе и своим близким. Дело в том, что на грузинскую зарплату (если, конечно, отбросить депутатов и до безобразия тонкую прослойку «преуспевающих»), не только невозможно скопить что-то на «черный день», но и элементарно не сведешь концы с концами. Как такое возможно на фоне неуклонного и стремительного экономического роста?!
А знаете, как и по какому принципу в Грузии обеспечивают ежегодное увеличение пенсий? Пенсии растут в рамках годовой индексации, которая вошла в силу с 1 января 2021 года. То есть, увеличение пенсий должно ежегодно происходить в зависимости от экономических факторов. Оказывается, для пенсионеров до 70 лет пенсия увеличивается с учетом инфляции, а для граждан старше 70 лет — с учетом инфляции и 80% от экономического роста. Вам понятно что-нибудь из этого? Вряд ли, а на понятном языке и на бытовых примерах никто ничего нам объяснять не желает, не исключено, и не сможет. Потому в качестве аргумента приводят то, что человеку, перешагнувшему 70-летний рубеж, требуется… больше лекарств (!). Просто диву даешься – какие же мудрые у нас эксперты!..
С момента обретения независимости нам не перестают твердить, что пенсионерам будет обеспечена достойная пенсия. Молодые, возможно, и не помнят, как их бабушки и дедушки получали по 7 лари в месяц, но даже тогда местные власти и международные партнеры убеждали нас, что в Грузии налицо ежегодный экономический рост и мы уверенно движемся вперед. Нам даже аплодировали. Хотя международные партнеры и в то время наверняка прекрасно понимали, что на 5 долларов (курс тогда был такой) прожить невозможно. Тем не менее, они цинично и лицемерно продолжали утверждать: все в порядке и в Грузии ощущается заметный прогресс. С тех пор пенсии выросли, но и все вокруг стало на вес золота. Того, что получает сегодня абсолютное большинство грузинских пенсионеров, недостаточно для удовлетворения даже минимальных жизненных запросов. Тем не менее, нам продолжают внушать, что по темпам экономического роста мы опережаем не какие-то там ординарные страны, а даже Германию и Францию. Кто бы против, только просветите нас: когда мы хотя бы слегка приблизимся к немцам и французам в части пенсионного обеспечения? К тому же, если мы их опережаем (да еще ежегодно), совершенно непонятно, почему именно грузины в поисках лучшей доли бегут в те же Германию и Францию, а не наоборот? Думаю, тут ничего особенно считать не надо, все видно невооруженным глазом.
Надо полагать, с 1 января будущего года пенсии снова будут несколько повышены, и многих это даже обрадует. Вот только по реальному соотношению с выросшими ценами, скорее всего, ничего не изменится. Более того, по сравнению с прошлым годом вновь возрастет число претендующих на получение социальной помощи, как и тех, кто уедет за границу. А мы по-прежнему будем энергично размахивать бумажками, свидетельствующими, якобы, о завидном экономическом росте, который, понятно, никак не скажется на людях, подавляющее большинство которых не почувствует никаких улучшений.
А можно ли яснее нарисовать истинную картину? Можно, для этого достаточно рассчитать реальную среднюю зарплату рядового грузинского гражданина без учета доходов тех избранных, кто получает больше 5 тысяч лари в месяц. Вряд ли кто-нибудь после этого рискнет с наивным лицом и чистой совестью доказывать, что она превышает 2 тысячи лари.
Бесо Барбакадзе