Нам не раз приходилось писать о том, что по результатам исследования, проведенного несколько лет назад японскими учеными-демографами, Грузия попала в десятку стран, а грузины в десятку национальностей мира, которым к 2050 году может грозить вырождение. В то время мало кто придал должное значение этому катастрофическому прогнозу. Более того, мы спокойно и хладнокровно пропустили все мимо своих ушей, будто речь в этом исследовании шла не о нас, а о ком-то совершенно постороннем. И вот теперь…
Для начала обратимся к статистике за последние семь лет. По данным Национальной службы статистики Грузии, население нашей страны в 2015 году составляло 3,721 млн человек, в 2016 – 3,728 млн., в 2017 году – 3, 726 млн., в 2018 году – 3,729 млн., в 2019 году – 3,723 млн, в 2020 – 3,716 млн,в2021 – 3.728 млн, в 2022 – 3.688 млн, и, наконец, в 2023 году – 3,736 млн. Наверняка кто-нибудь недоуменно пожмет плечами: а в чем, собственно, проблема? На первый взгляд, у нас даже прослеживает рост по сравнению с 2015 годом. Однако в том-то и дело, что это лишь на первый взгляд, поскольку если отдельно проанализировать показатели рождаемости и смерти, картина получится совершенно иной. По данным той же Национальной службы статистики, численность новорожденных составила в 2015 году 59249 человек, в 2016 году – 56569, в 2017 – 53293, в 2018 – 51138, в 2019 – 48296, в 2020 – 46520, в 2021 – 45946, в 2022 году – 42319 человек.
Что касается числа умерших, то в 2015 году оно было равно 49121, в 2016 – 50771, в 2017 – 47822, в 2018 – 46524, в 2019 – 46659, в 2020 – 50537, в 2021 – 59906, в 2022 – 49118. То есть, если в 2015 году позитивная разница в показателях превысила 10 тысяч человек, то в минувшем году людей скончалось почти на 7 тысяч больше, чем родилось, и отрицательный баланс составил за последние восемь лет в общей сложности минус 17 тысяч граждан. Так за счет чего же численность населения Грузии увеличивается, когда налицо негативная статистика рождаемости и смертности среди местного населения? Правильно – за счет граждан других стран. Причем, если кто-нибудь заявит, что «размножились» мы за последнее время благодаря русским, это будет большим заблуждением. Еще задолго до того, как в Грузии появились российские граждане, рост уже шел в основном за счет иранцев, индусов, китайцев и турок. Да, это данные официальной статистики, в которую теперь оказались включены и граждане Российской Федерации. Принципиальное значение имеет другое – то, что в результате протекающих процессов в целом местное население в Грузии сокращается, а число приезжих растет. Недалеко то время, когда в каком-нибудь из кварталов столицы у нас появится свой «Китай-город». Для этого в стране уже достаточно китайцев, и они, между прочим, располагают намного большими возможностями и ресурсами, чем коренные жители.
Заглянем в эти цифры поглубже. Согласно официальной статистике, с 1990 по 2022 год население Грузии уменьшилось на 22,9%, то есть мы, по сути дела, лишились почти четверти нашего населения. Можете обвинять в этом возросшую смертность, можете – растущую на протяжении последних лет миграцию, но факт, что в 90-е годы, то есть, когда в Грузии свирепствовала острая нужда, нас было на четверть больше, чем сейчас. Подобные «черные деньки» характерны не только для Грузии. Аналогичное положение охватывает народы практически на всем постсоветском пространстве. Возьмем, к примеру, республики Прибалтики, считавшиеся в советские времена едва ли не Европой и жившие прекрасной обеспеченной жизнью. Начиная с 1990 года, по той же статистике картина следующая: Лиетува – сокращение населения на 24,3%, Латвия – сокращение на 28,6%, Эстония — сокращение на 18,8%. Катастрофически выделяется Украина, население которой уменьшилось на 28,9%, или почти на целую треть. При этом, надо заметить, рост населения отмечен во всех крупных странах Европы – во Франции, Испании, Бельгии, Германии, Нидерландах… Продвигаются по этому показателю и умножают свою численность скандинавские страны, Объединенное Королевство… Не создается ли у вас впечатление, будто большие европейские страны поддерживают дыхание и подпитывают себя именно за счет постсоветского пространства? А главное, все государства, в которых с 1990 по 2022 год отмечено падение численности населения, усилиями Европы и Америки были вовлечены как в небольшие, так и широкомасштабные вооруженные конфликты. Что наиболее примечательно, Запад вновь пытается вмешать эти народы и страны в конфликты, позволяющие использовать их в борьбе против России. Доказывают, что Россия плохая, что там свирепствует диктатура, при этом, по данным за 30 лет сокращение населения в Российской Федерации остается на уровне 3%. Это самый низкий показатель на всем постсоветском пространстве. Иными словами, из плохой России людей бежит меньше всего, и смертность там ниже, чем у других.
Исчезновение с радаров малых стран никто не замечает. Более того, именно в результате усилий Запада не одна европейская страна распалась на простые составляющие (Чехословакия, Югославия), и именно Америка хотела забрать их под свое влияние. До конца это у нее все же не получилось – нашлись и такие государства, которые подчиниться отказались (кто не подчинился, был жестоко наказан, к примеру, Югославия), тем не менее, в конечном счете, международное сообщество получило маленькие страны, зависимые и зависящие от Америки и крупных европейских государств, которые те каждый раз открыто или завуалированно настраивали против России, причем, обещая всестороннюю помощь и поддержку. А вы думали, что соблазнение недосягаемым членством в НАТО и Евросоюзе было придумано исключительно для нас? Немало стран которые они кормили и кормят подобными обещаниями вот уже на протяжении многих лет, при этом пытаясь подогнать их законодательство и образ жизни под американские шаблоны. Да, в том числе и образ жизни, поскольку им не нужны наши древние традиции и культуры. Вспомните, на кого обрушился первый серьезный удар правительства «Нацдвижения»? Правильно – на церковь. Гига Бокерия и Гиги Угулава всерьезобсуждали, как им сместить с патриаршеского трона Илию Второго. Иными словами, националы уверенно рассчитывали на такую поддержку со стороны Запада, что не смутились и не отступили даже перед задачей заменить Патриарха. И у них бы это получилось, если б не преданность грузинской нации своей вере и не ее неукротимое желание быть на стороне православной церкви. Националы никак не могли смириться с авторитетом грузинской церкви и потому решили взять ее штурмом, который полностью поддерживался Западом. Однако ничего из этого дела так и не вышло.
Вернемся, однако, к основной теме. О сложнейшем демографическом положении Грузии гораздо больше нашего знают политики как во власти, так и в оппозиции, но, к сожалению, вопрос этот не волнует ни одних, ни других. Попробуйте вспомнить, когда последний раз кто-либо из грузинских партийных лидеров затронул проблему демографической ситуации и сделал заявление, направленное на улучшение ситуации в этой важнейшей сфере жизни общества? Цифры, которыми мы здесь оперировали, на самом деле никого всерьез не интересуют. Причем, и западные партнеры прекрасно обо всем информированы, но делают все для того, чтобы ничего не менялось и мы продолжали двигаться вспять, загоняя себя в тупик. Если мы и дальше будем следовать сложившейся реальности, когда иностранцев в стране больше местных граждан, это значит, что процесс вырождения нации уже пошел. У иностранцев в подобной ситуации неминуемо появятся свои претензии и амбиции – ведь все решает большинство, которое принимает свои законы, те самые законы, выполнение которых становится обязательным для всех.
Запад прекрасно знает и о том, что еще одно военное столкновение окажется гибельным для нашей страны. Мы замкнемся в положении, выхода из которого попросту не сможем найти, и если даже сейчас ни у кого до демографии руки не доходят, то дальше они до нее тем более не дойдут. В какой-то момент, оглянувшись назад, мы вдруг осознаем, что грузин в Грузии больше нет, что от нас остались только отдельные диаспоры в разных странах, которые постепенно утрачивают национальные черты, забывают о традициях, а главное, у большинства членов которых не возникнет ни малейшего желания возвращаться на историческую родину. Что неудивительно, потому что в сознании родившихся за рубежом и воспитанных там поколений Грузия будет лишь небольшой страной, по которой тосковали их родители, сами же они никогда ее не видели, не помнят, и реально она их совершенно не интересует.
«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», но ведь это наш бой, наша невидимая глазом война, которую мы пока проигрываем вчистую, и не видно ни спасения, ни какого-либо плана или стратегии, позволяющих пытаться выйти из всего этого клубка проблем если не победителями, то хотя бы не побежденными. Коренное население Грузии с каждым годом исчезает, а вместе с ним исчезнет и страна. Возможно, кто-то усмехнется, мол, все это несерьезно, однако перед вами официальная статистика, свидетельствующая о том, что за последние 32 года местное население сократилось на 22,9 процента, причем, процесс сокращения вошел в такую активную фазу, как никогда раньше.
Бесо Барбакадзе