Помните, незадолго до ухода из политики Бидзина Иванишвили заявил, что скоро граждане Грузии официально смогут трудоустроиться в Европе, и для этого у нас есть все предпосылки. Реакция людей и оппозиции была неоднозначной. Оппозиция твердила: мол, видите, вместо возвращения эмигрантов, он намерен опустошить Грузию. Части населения эта идее понравилась, часть не поверила. Но вот сбылось – правительство Германии официально подтвердило, что готово нанять граждан Грузии на трехмесячные работы в секторе сельского хозяйства.
Давайте, сначала рассмотрим официальную сторону. Желающий быть нанятым на сезонные работы должен удовлетворять следующим требованиям:
*Должен быть гражданином Грузии;
*Возраст – от 18 до 60 лет;
*За трехмесячный период до отправления в Германию не должен путешествовать в шенгенском пространстве;
*Должен иметь рабочий опыт по уборке урожая и мотивацию;
*Не должно существовать никаких причин (нарушения), которые вызывают ограничения повторного въезда в страну;
*Знание немецкого или английского на элементарном коммуникационном уровне (в случае группового трудоустройства обязательно, чтобы хотя бы один член группы мог осуществлять коммуникацию на английском или немецком языке). Требование по знанию языка определяет работодатель», — разъясняют в Министерстве по делам беженцев с оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты.
Трудоустройство на сезонные работы предполагает сбор различного сезонного урожая. Продолжительность единоразового трудоустройства – до трех месяцев;
Рабочее время: пять — шесть дней в неделю; восемь – десять часов в день.
Минимальная зарплата: 9.50 евро в час (начисленные), из которых будут высчитываться налоги, расходы на питание и жилье.
Данные о желающих устроиться на конкретную вакансию предоставляются немецкому работодателю. Окончательное решение о трудоустройстве принимает немецкий работодатель. Решение сообщается каждому соискателю. В случае положительного решения со стороны немецкого работодателя, последний посылает желающему начать работать трудовой договор, который оформляется между сторонами до отправления в Германию.
За вычетом расходов на питание и жилье, у каждого гражданина, отправившегося на работы, в месяц останется чуть больше тысячи евро, примерно 4 тысячи лари, что для грузинской действительности не то что хороший, а очень хороший заработок. Но давайте, взглянем на вопрос с другой стороны – почему везут грузин на работу в Германию и почему их не трудоустраивают здесь, на месте? Тем более, что из-за пандемии и экономического кризиса у всех стоит проблема рабочих мест и доходов. Дело в том, что даже в период тяжелого кризиса немцы за такую зарплату работать не станут, потому что это, с их позиций, заработок нищенский. Те, кому доводилось работать в сельскохозяйственной сфере, наверное, хорошо знают, что это нелегко и, наряду с физической выносливостью, требует устойчивой психики. Работа тяжелая, и, несмотря на эту тяжесть, если бы в Грузии предложили ту же работу и зарплату – не 4 тысячи в месяц, а 1000-1500 лари, на это предложение согласились бы очень многие. Согласились бы потому, что население находится на грани голода, и поверьте, за официальной рабской работой (с точки зрения немцев) в Германии выстроится очередь, а тем, кто не сумеет туда уехать, будет очень жаль.
До того, как Иванишвили заявил о легальном трудоустройстве, было сказано также, что он вложит в сельское хозяйство Грузии более двух миллиардов лари, чтобы развивать эту сферу, мы должны на месте производить столько, чтобы население потребляло, в основном, грузинские продукты, они будут и натуральными, и дешевыми. Если доверять цифрам, в сельское хозяйство было вложено гораздо больше двух миллиардов, а результата у нас нет. Да, нету. Иванишвили полагал, что двух миллиардов будет достаточно, и, наверное, согласитесь, что господин Иванишвили, не говоря уже обо всем стальном, считать действительно умеет. Тогда почему же вышло так, что более двух миллиардов не хватило сфере, которая, по идее, должна была возродиться за меньшие средства?
Прежде всего, потому, что неправильно были определены приоритеты. Деньги бросили туда, где не было перспективы. Сотни миллионов лари ушли на бесплатное горючее и бесплатное вспахивание полей. Но государство не сделало главного – не сказало людям, которые воспользовались этой программой, что в следующем году они без государственной субсидии должны будут обработать и получить урожай хотя бы с половины того, что было сделано при государственной субсидии. В результате, с обработанной за государственной счет земли большинство людей получили урожай, положили в карман доход и остановились. Но в этом были виноваты не только они. Произведенная в Грузии продукция цены не имеет, и это несмотря на то, что она чуть ли не до конца приближена к идеальной. Выращенный в Грузии картофель стоит 70 тетри, а завезенный из Ирана и Турции продается за 50 тетри, поскольку выращивать там легко – напичканный ядохимикатами продукт быстро растет. Именно над таким продуктом должен быть установлен строжайший контроль, следует повысить налог за ввоз, и местная продукция будет цениться.
Приведу еще один пример, и на этом закончим. Член моей семьи сделал небольшую птицеферму, купил породистых цыплят и начал их выращивать. Там же поблизости у граждан Индии была аналогичная ферма. Их цыплята за 45 дней достигали около 2,5 килограмма, то есть, на 45-ый день после того, как они вылупились, у них уже были взрослые куры. Тогда как выращенные на кукурузе и пшенице куры того же веса достигают за 8 месяцев. У курицы, выращенной на натуральном продукте, повышалась себестоимость, и… Эта ферма остановилась, а ферма граждан Индии – расширилась и работает по сей день. Другой вопрос, полезно ли то, что они производят, но факт: их продукция продавалась потому, что стоит дешево. И, к сожалению, уже давно большинство населения ищет больше дешевое, нежели качественное.
Куда и как исчезли миллиарды, вложенные в сельское хозяйство, никто расследовать не будет, и никто не будет о них справляться. Эти миллиарды, наверное, отразились на банковских счетах нескольких человек. Главное же то, что правительство Германии громко и четко нам сказало: наши граждане за такую цену на рабскую работу не согласны, нам нужны рабы, и вот встала очередь из грузин. К тому же, мы этому радуемся, очень радуемся, в социальной сети поднялось воркование, люди наперегонки спешат по доброй воле ставить на себя ярмо. И это тогда как действительно просто можно и в Грузии сделать то же самое, и здесь люди трудились бы за четверть обещанной в Германии зарплаты, и это пошло бы также на пользу стране.
По официальной статистике, в Грузии сегодня проживает до 4 миллионов человек. Также официально, около миллиона граждан Грузии в поисках счастья отправились только в Российскую Федерацию, еще один миллион разбросан по Европе и Америке, и поверьте, из них очень немногие получают зарплату, соответствующую их труду, но они все равно уезжают. И уезжают потому, что здесь им не дают и четверти того. И здесь, и там народ привыкает, практически, к рабству, и если Михаил Саакашвили весь народ объявил криминалами, теперь уже мы превратились в народ, полностью переключившийся на добычу куска хлеба, которому в лицо говорят, что нужен раб, и выстроилась очередь. В том, что сейчас происходит, нашей вины нет. В этом виновата та власть, которая у нас была, есть и будет. Поскольку реально никто не думает о рядовых людях, о нас, о вас , ни о том, на что и как существуют те, кто, по идее, должны называться средней прослойкой, но само это понятие исчезло, и сегодня в Грузии есть только богатые и бедные.
Идет весна, и немало десятков, а то и сотен гектаров земель в Грузии останутся необработанными. Самое плохое то, что, если кто-то другой начнет обрабатывать землю, сразу же объявятся хозяева – дескать, почему трогаешь мои угодья, давай, мне плати. Поэтому мы говорим, что следует ужесточить закон. Если сельскохозяйственная земля в течение двух лет не будет обрабатываться, владелец или арендующий должны платить штраф, или его следует предупредить, что на третий год он землю потеряет. Параллельно, на ввозимую из-за рубежа отравленную (в прямом смысле слова) продукцию следует установить строжайший контроль и повысить таможенный налог, что повысит цены на произведенную в Грузии продукцию, и она будет лучше для потребления. Иначе сегодня Германия нас позовет, завтра – Франция, Италия или Испания. И будем мы обивать пороги с протянутой рукой, привезем сюда кровью добытые там деньги, а потом нами же убранный там урожай купим здесь, в Грузии, и таким образом полученную зарплату возвратим туда же.
Бесо Барбакадзе