Мне уже не раз доводилось писать о том, что в Грузии острейшим образом стоит демографическая проблема, однако никто из наших политиков вслух эту тему не затрагивает. Писалось и о том, что эту проблему пыталась разрешить Грузинская православная церковь и даже, вроде бы, вначале придала ей позитивный толчок, вселила в людей энтузиазм, однако в конечном счете желудок, как всегда, одержал верх над энтузиазмом и желаниями. Многие семьи не в состоянии содержать большое количество детей. Даже те, кто по сравнению с остальными располагает такой возможностью, обычно ограничиваются самое большее двумя. Ну а о тех, кто по-настоящему нуждаются, не приходится и говорить…
Одним словом, обстановка крайне тяжелая, и это хорошо прослеживается по данным Сакстата.
Согласно официальной информации за первые шесть месяцев нынешнего года число новорожденных составило в Грузии 19 431 ребенок. За это же период в стране скончалось 21 944 человека. Нетрудно подсчитать, что отрицательное сальдо за первое полугодие выразилось в количестве 2513 человек. Это дает нам основание предположить, что к концу года отрицательная разница превысит 5 тысяч. Можете не сомневаться, что цифры, которыми мы располагаем, точно также хорошо известны и представителям власти и оппозиции. Однако слышали ли вы из уст кого-нибудь из них о том, что самая острая проблема, стоящая перед Грузией – это демографическая? Кто-нибудь акцентирует внимание на том, что из года в год число грузин неуклонно сокращается и мы постепенно, но уверенно приближаемся к роковой черте? Те, кому кажется, будто 5 тысяч это мало, добавлю, что, к примеру, в Лентехском муниципалитете 5 тысяч или чуть больше – это общее число избирателей, что аналогичное положение отмечено в муниципалитетах Местиа, Они, Казбеги… Все это, как говорится, на бумаге, потому что официально, как в Сванети, так и в Раче и Пшав-Хевсурети налицо масса сел с одним единственным жителем.
Еще большее сожаление вызывает то обстоятельство, что самый высокий отрицательный показатель естественного прироста наблюдается в Имерети (-1287), а затем в Самегрело-Земо Сванети (-766). «Первенство» двух этих регионов вдвойне печально, потому что и Имерети, и Самегрело-Земо Сванети на все сто процентов заселены грузинами. Безусловно, я не имею ничего против других наций, но вряд ли можно осуждать меня за то, что в Грузии я, в первую очередь, беспокоюсь о грузинах, о грузинах как о нации, численность которой ежедневно сокращается – население страны ежедневно уменьшается на 14 человек…
По данным той же самой статистики за первые шесть месяцев в Грузии было зарегистрировано 10 366 бракосочетаний, но при этом на каждый тысячу зарегистрированных браков у нас приходится 6828 разводов, то есть, положительное сальдо браков и разводов составляет всего 35%, что считается крайне низким показателем. С сожалением следует отметить, что после Тбилиси самый высокий показатель расторжения браков зафиксирован опять-таки в тех же Имерети (1182) и Самегрело-Земо Сванети (754). Так что, и в данном случае в этом деле «лидируют» этнически чисто грузинские регионы.
Кто-то мне справедливо возразит, что писать о подобных вещах просто, а вот решить проблему – крайне тяжело. Тем не менее, я постараюсь на одном конкретном примере из личного опыта продемонстрировать, что можно предпринять без каких-либо грандиозных усилий и, что главное, это несомненно даст эффект. Приблизительно 4 года назад один из знакомых бизнесменов решил оказать помощь многодетной семье, у которой появился на свет седьмой ребенок, а своего жилья не было. Семья ютилась под жестяным навесом на земляном полу, который был застелен целлофаном, а сверху на него уложены старые матрасы, и так все спали. Бизнесмен, о котором я рассказываю, повез отца семейства в село и показал ему двухэтажный капитальный дом со своим фруктовым садом, сообщив: я собираюсь купить этот дом для вас, еще подарю вам корову, курей, так что, вы сможете заняться сельским хозяйством. С Божьего благословения у тебя есть дети, и теперь ты получишь возможность зарабатывать на кусок хлеба для своей семьи. Я был при этом разговоре и видел, как тот человек в ужасе замахал руками и ответил бизнесмену: о чем ты говоришь?! Какой еще дом? Если ты купишь этот дом, мне перестанут выплачивать социальное пособие, и я потеряю 475 лари! Бизнесмен стал его умалять – плюнь ты на пособие и поверь мне, у тебя теперь будет собственный дом, ты сможешь в нормальных условиях воспитывать детей, надо только начать делать что-то полезное. О каких 475 лари ты говоришь, если, продавая одни только яйца, которые будут нести твои куры, ты станешь ежемесячно зарабатывать гораздо больше этого жалкого пособия. Однако убедить главу многодетной семьи он так и не сумел. Мужчина наотрез отказался от дома, и теперь у них крохотная комнатушка в одном большом свинарнике, где семья его ухаживает за 400 свиньями, взамен получая… еду. Ну и, по-видимому, им удалось-таки сохранить социальное пособие, которое они получали, и вся семья «счастлива».
Я пишу это к тому, что наше государство должно целенаправленно заняться оживлением опустевших сел, расселять в них социально незащищенные семьи, у которых нет крыши над головой, при этом сохранить и пособие, которое им выплачивалось, по возможности отремонтировать старые дома, а затем передать им их в собственность, но – это важное условие – без права продажи в течение ближайших 20 лет. Тем самым, будет одновременно решено сразу несколько вопросов – удастся вдохнуть жизнь в заброшенные села, у нуждающихся семей появится свое жилье, личное хозяйство, а когда они снимут с земли первый урожай и ощутят вкус выращенных собственными руками продуктов, им, думаю, не захочется никуда с этих мест уходить, и они смогут лучше заботиться о своих детях. Это одно из решений проблемы, но, конечно, не единственный выход. Еще проще пообещать этим людям, что государство возьмет на себя обязательство выплачивать вплоть до совершеннолетия определенное пособие на каждого четвертого ребенка, а в случае поступления в высшее учебное заведение, гарантировать ему бесплатное обучение. Вы же представляете, что начнется, если государство гарантирует оплату обучения в вузе каждому четвертому, пятому и последующему ребенку из многодетных семей? У родителей появится стимул, а у детей – усердие, необходимое, чтобы хорошо учиться в школе, потому что, в случае успешной сдачи единых государственных экзаменов, финансирование их учебы в вузе возьмет на себя государство. Точно так же полностью должны быть освобождены от оплаты за обучение студенты, имеющие трех и более детей. Я лично знаком с 3-4 такими студентами; они сейчас учатся на третьем курсе и имеют трех детей или ожидают рождения третьего ребенка. Это тоже стимул, а главное, наличие детей станет у нас в стране привилегией, а не непосильной ношей.
К сожалению, возникает ощущение, что перечисленные проблемы, о путях решения которых мы вели речь (и которые, безусловно, нуждаются в урегулировании и совершенствовании), иными словами, острейшая демографическая ситуация, возникшая в стране, грузинскими политиками воспринимается, как дело десятое. При этом многие наши политики не прочь похвастать собственными многодетными семьями (и дай Бог им счастья!). Но может и обычные рядовые граждане хотели бы иметь по многу детей? Может быть крестьянин, который надеется в этой жизни только на собственные руки и на мотыгу, хотел бы, придя домой, обнять четверых, пятерых или больше детей? Однако он понимает, что не в состоянии не только их одеть и обуть, но и элементарно накормить. Как говорится, каждый натягивает на себя одеяло по размеру, к тому же «одеяло» это с каждым годом становится все короче.
Мне уже доводилось писать, что согласно проведенным исследованиям, грузины оказались в перечне наций, которым к 2050 году грозит опасность вырождения. Ежегодно в поисках лучшей судьбы страну покидают тысячи наших соотечественников, причем, назад возвращаются лишь единицы. Не секрет, что несколько сотен грузин отбывают наказание в тюрьмах Европы и стран постсоветского пространства. А большинство из тех, кто трудоустроился за рубежом, не имеют достойной работы и трудятся за смехотворную для тамошних граждан зарплату, часть которой умудряется еще и пересылать на родину своим близким. Экономический рост, которым нам буквально прожужжали уши, очень внушительно выглядит на бумаге, но было бы гораздо лучше, если б люди смогли, наконец, ощутить его по своим исхудавшим карманам и опустевшим холодильникам. Мы уже годы слышим о том, что страна наша уверенно продвигается вперед, что сокращается уровень нищенства, однако это никоим образом не проявилось в жизни и быту рядовых грузинских граждан. Если все действительно обстоит так, как нас хотят убедить, почему ежегодно растет число тех, кто уезжает из страны, почему ежегодно людей в Грузии умирает больше, чем появляется на свет? Это тоже один из критериев социального положения населения, и от конкретных цифр никуда не убежишь.
В конце года нам заявят, что мы сократили внешний долг (мы действительно его сократим), что у нас отмечен экономический рост (он действительно будет отмечен), что созданы новые рабочие места (которые и правда будут созданы), но по каким-то жизненно важным параметрам все это никак не отразится на подавляющей части нашего населения. Многие вообще не поверят тому, что все, о чем нам так гордо сообщают, происходит в Грузии, а не в какой-то другой стране и другом мире. И потому мы говорим, что следует придумать нечто такое, что отразиться именно в повседневном быту и жизни рядовых граждан. По-другому все будет радужно выглядеть лишь на бумаге, а в действительности большей части населения придется по-прежнему делать акцент в жизни на поиске куска хлеба, как это происходит сейчас.
Бесо Барбакадзе