15 мая 2023 года в селе Бахви Озургетского района на журналистку телекомпании «Пирвели» Нато Гогелия было совершено нападение. Гогелия отправилась записать интервью с Мамукой Андгуладзе, который во время акции в Тбилиси, организованной консервативным движением «Алт-Инфо», сорвал перед зданием парламента флаг Евросоюза и передал его своим соратникам для сожжения. По информации телеканала, Андгуладзе напал на журналистку и нанес повреждение технике. Так было сказано об инциденте в официальном сообщении.
Из подробностей дела удалось выяснить, что представительница так называемой критической медии без спроса вторглась на территорию, находящуюся в частной собственности МамукиАндгуладзе, и даже не представилась главе семьи. Поняв, кем была женщина, ворвавшаяся к нему во двор, Андгуладзе отказался от интервью. Представительницу «критической медии» это не остановило, она подскочила к матери Андгуладзе, спросив ее: «Вам не стыдно за поступок вашего сына?».
Мамука Андгуладзе , на которого ополчилась «критическая медиа», является отцом пятерых несовершеннолетних детей, он онкологический больной и вдовец. Тем не менее, полиция и судья поддержали медию, и Андгуладзе был в срочном порядке осужден.
По поводу случившегося с нами беседует правозащитник Нана Какабадзе:
— Несостоятельные, пугливые, безнравственные судьи, которые, облачившись в мантию, выносят приговоры от имени Грузии и при этом проявляют трусость и беспомощность, дают возможность распуститься таким бесцеремонным журналистам.
— Кто запугивает судей? Телеканалы, которые в совершенстве владеют приемами булинга людей и отождествляются с «Национальным движением»?
— То, что так называемые нацтелевидения булингуют людей, ни для кого не новость. Однако если судья оказался не в силах выдержать пресс извне, он должен немедленно снять с себя мантию и дальше идти своей дорогой, а не выносить приговоры от имени Грузии. Другое дело, что государство не может справиться с террористическими организациями такого типа, как медиа. Да, вам не послышалось – они террористы, и для террористов не имеет значения, каким именно образом они нанесут ущерб и запугают людей, не вставших на их сторону или вообще не желающих вмешиваться в политику.
Когда судья ничтожества, а власть бессильна, ведущую роль должно брать на себя общество. Это его проблема, потому что в таких случаях судья из страха выносит приговоры, нарушающие права человека. Причем, он боится небольшой группы террористов и не опасается самого общества, которое, безусловно, обязано такого трусливого судью не считать частью себя и не принимать.
Конкретно в данном деле судья под давлением страха не смог принять во внимание даже тяжелое семейное положение МамукиАндгуладзе, а он, между прочим, вдовец, онкобольной, растит пятерых несовершеннолетних детей. Весь народ должен подняться против такого судьи.
— Но оказание препятствий журналисту в его профессиональной деятельности наказывается по закону. Просматривается ли вина Андгуладзе с этой точки зрения?
— Да, создание журналисту помех в работе карается законом, однако аналогично карается и несанкционированное вторжение на частную собственность. Это в полной мере касается и журналистов. В столь восхваляемой и идеализируемой всеми Америке посягательство на частную собственность не просто карается –там владелец вправе прибегнуть к оружию и даже застрелить насмерть осмелившегося на такое.
Более того, журналистка вошла во двор к Андгуладзе без камеры – она снимала на телефон. Не могло же владельцу дома присниться, кто без спроса пожаловал к нему во двор. Абсолютно прав был МамукаАндгуладзе, его следовало защитить от нападок журналистки, но, вместо этого, и полиция, и судья обвинили во всем именно его.
Вдобавок журналистка попыталась унизить еще и мать Ангуладзе – а это уже фашизм. Он, словно вирус, заразил собой не только Грузию, но и весь мир. Общество должно самым активным образом ему воспрепятствовать, иначе мы неминуемо погибнем.
Ведь фашизм, собственно с этого и начинался. Фашисты не сразу стали строить концентрационные лагеря и травить людей в газовых камерах. Все нарастало постепенно, на это ушли годы.То же самое происходит сейчас и у нас. Только вслушайтесь, вокруг чего в основном вертится разговор и какие выдвигаются обвинения: «Ты русский!», «Ты русоблюд!»… Из-за одного человека они оскорбляют целую нацию.
— Почти вся Грузия находится на стороне Андгуладзе. Идет подготовка к акции в его защиту. Как вы думаете, сумеет ли такая сплоченность общества заставить судей изменить приговор и научит ли она их уму-разуму?
— Солидарность общества имеет огромное значение и обладает громадной силой. Я тоже собираюсь поехать в Кутаиси и присутствовать на судебном процессе. Мы должны наглядно продемонстрировать, что грузинское общество не умерло, что мы живы и готовы отстаивать справедливость. Судьи должны почувствовать, что в этой стране есть не только фашисты. Тут существует общество, с которым надо считаться как с силой.
Протест необходим, и я глубоко уверена, что повторный суд не повторит ошибок, допущенных первой инстанцией, и приговор изменится в сторону справедливости. Но даже если все будет именно так, мы все равно не вправе забывать, что ошибки эти все-таки имели место. Это очень важно на будущее.
— Журналисты представляют собой, как принято говорить, четвертую власть, но у них нет ни министров, ни вышестоящих органов… В состоянии ли государство пресечь деятельность входящих в их число персон, которые, как вы сказали, являются фашистами или действуют фашистскими методами?
— Существует журналистская хартия, которая чрезмерно политизирована. Поэтому надо, чтобы государство взяло на вооружение европейское законодательство. Демократия – это, прежде всего, обеспечение в стране верховенства закона. Демократия – это когда защищены права людей. В Грузии человек, к сожалению, не защищен, и не имеет значения, кто ущемляет его – власть, полиция или журналисты. Необходимо, чтобы в стране существовала структура, которая на корню пресекала бы любой булинг, от кого бы он ни исходил.
В этих условиях очень полезны американские и европейские стандарты. Там не происходит такого, с чем на телевидении то и дело сталкиваемся мы. Но если там на такой булинг никто не осмеивается, почему это возможно у нас? Да потому что здесь журналисты могут делать все, что заблагорассудится, и никто их не одернет. Грузинские журналисты не обладают профессионализмом и, вдобавок, начисто лишены совести… Между тем, демократия – это когда закон одинаково распространяется на всех. Если журналисты у нас защищены, а граждане – нет, это, простите, не демократия. Это как раз-таки диктатура. И наблюдается она во время такого правления, как то, что сформировалось у нас.
Мы каждый день сталкиваемся с фашистскими поступками, но никто не возмущается и все молчат. Углубляется ненависть между разными нациями, аресту подвергаются люди, имеющие собственное мнение, что свидетельствует о крайне негативных процессах, о том, что страна скатывается к плохому… Верх одерживают одноклеточные люди на подобие амеб, развивается фашизм, сорняки вообще растут очень быстро, и скоро заполнят все кругом. Скоро они покроют собой целые страны. Это требует реагирования, особенно в таких небольших государствах, как Грузия.
В ходе акции 7-8 марта протестующими был применен «коктейль Молотова» — оружие, которое запрещено даже во время войны, потому что приводит к мучительной смерти. Тем не менее, по этому факту никого к ответственности до сих пор не привлекли. Оставлять подобные вещи без внимания нельзя. Власть должна проявить трезвость.
Беседовала Эка Наскидашвили