Совместное заявление лидеров «Грузинской мечты» — Ираклия Какабадзе, Арчила Талаквадзе и Шалвы Папуашвили, в котором подчеркнуто, что главному стратегическому партнеру предоставляется искаженная информация касательно проходящей в стране судебной реформы, наиболее сильно встревожило посла США в Грузии Келли Дегнан. В ходе общения с прессой она призвала власть одуматься и добавила, что заявления правительства США, в том числе, государственного секретаря Соединенных Штатов не являются поспешными. Встревоженная госпожа посол позднее не постеснялась выступить и с более резкими заявлениями, пригрозив правящей команде санкциями: «Санкции – это один из инструментов, и вы могли заметить по распространенному посольством США заявлению, а также заявлениям Государственного департамента США и государственного секретаря Соединенных Штатов, что мы очень и очень разочарованы…»
Напомним, что судебная реформа стала частью достигнутого 19 апреля при посредничестве Запада соглашения между представителями оппозиции и властью. Очень скоро со стороны оппозиции (в особенности «Национального движения») начались политические спекуляции на тему невыполнения данного соглашения. При этом «демократический» Запад, у которого вплоть до 2012 года не возникало никаких претензий по поводу недостатков судебной системы Грузии, стал слово в слово повторять либеральную оппозиционную риторику…
Почему для Америки сегодня неприемлема проходящая реформа судебной системы, почему они грозятся санкциями и готова ли наша власть к тому, чтобы устоять под этим напором? С «Грузией и миром» беседует правозащитник Нана Какабадзе.
— Калбатоно Нана, «демократический» Запад и в особенности «дружественная» нам Америка крайне встревожены тем, как у нас в стране протекает реформа судебной системы. Назначение 6 бессрочных судей Верховного суда еще больше обострило эту тревогу. А Келли Дегнан даже грозит нам санкциями… Чем вызвано такое недовольство и чего они хотят добиться, оказывая давление на власть?
— Все это требует очень серьезного и глубинного анализа, прежде всего, в разрезе того, чем на самом деле продиктована вся эта озабоченность. Касается ли реально такая встревоженность вопроса независимости суда или она направлена на полную передачу власти либералам? Попробуем пошире раскрыть эту тему. Вы, наверное, помните, что после 2012 года, сразу же, как только поменялась власть, мы в лице нескольких правозащитных организаций потребовали осуждения предыдущего режима. Это была целая кампания, и после того, как парламент официально признал наличие у нас в стране политзаключенных, мы выдвинули также требование об освобождения конкретных прокуроров, судей и следователей. Речь шла о людях, которые на протяжении многих лет были причастны к политически мотивированным делам. В тот период мы нарвались на противодействие со стороны целого ряда неправительственных организаций, среди которых фигурировала и «Международная прозрачность – Грузия». Эти люди совместно с посольством Америки, поместили новую власть под пресс и принудили упомянутых судей сохранить. Между прочим, главный аргумент состоял в следующем: вы что же хотите повторить то, что совершил Саакашвили, и затронуть судебную систему?! Одним словом, мы оказались в меньшинстве, а сегодня видим, как те же самые люди – Нази Джанезашвили, американское посольство, Евросоюз и другие говорят нам абсолютно противоположное…
— И чем это, по-вашему, обусловлено?
— Все очень просто: когда мы этих судей называли нотариусами, поскольку они занимались лишь удостоверением вины, предъявленной прокуратурой, суд от начала до конца нахоился в руках «Национального движения» и управлялся им. Соответственно, люди, которые противились освобождению судей, полагали, что после очередной смены власти суд вновь окажется под контролем «Нацдвижения». И тут они сильно просчитались, и ошибка эта дальше дала о себе знать. Как только судьи были избавлены от давления, значительная их часть, попросту, не пожелала выполнять заказы «Нацдвижения». Вот тогда-то националы и смекнули, что судом они больше не управляют и вознамерились добиться этого путем судебной реформы. Что же касается посольства США и представителей Евросоюза, которые в отношение этой судебной реформы, можно сказать, в точности повторяют риторику националов, то и цель у них абсолютно та же. Их волнует вовсе не то, чтобы в Грузии появился независимый суд – они лишь пытаются протащить систему, при которой суд снова окажется в руках националов.
— Да, но что за интерес в данном случае у американцев? Зачем им нужна такая зависимость суда от «Национального движения», тем более, что судебная система однажды уже была политическим инструментом в его+ руках?
— Тут все тоже элементарно. Против лидеров «Нацдвижения» существует масса дел, часть из которых известна широкой общественности. То есть, кое-кого не перестает тревожить вполне обоснованное чувство опасности от того, что дела эти в один прекрасный день могут быть сняты с полок и возобновлены. Этот страх присутствует в них постоянно, и, естественно, не позволяет им чувствовать себя до конца спокойными. Понятно и то, почему усиление националов так необходимо американцам: когда эти дела вылезут на свет божий, нет никаких гарантий, что они сами не всплывут в числе тех, кто поддерживал этот девятилетний преступный режим. Вот почему «демократы» предпринимают сегодня все для того, чтобы «Национальное движение» могло усилиться, и всячески стараются организовать в той или иной форме террор действующей власти. Между прочим, Келли Дегнан, которая так много говорит теперь на эту и многие другие темы, держала себя сравнительно сдержанней, когда во главе ее страны находилась администрация Трампа. Стоило, однако, ситуации поменяться, то есть, как только к руководству пришли демократы, она сразу же активизировалась… «Демократы» хотят иметь здесь в лице «Нацдвижения» все тех же безмолвных рабов, которые в течение девяти лет просто послушно и беспрекословно выполняли свои рабские обязанности.
— Удастся ли им осуществить задуманное? Смогут ли они обеспечить возвращение «Нацдвижения» в главу власти?
— Я замечаю главное, и, думаю, многие со мной в этом согласятся: сегодня настрой действующей власти соответствует настрою значительной части грузинского общества. «Мечта», наконец-то, поняла, что источник власти – это народ. Если «демократы» даже подсуетятся и привезут сюда не одну, а тысячу келли дегнан, все равно им никак не удастся обойти грузинского избирателя, который должен бросить бюллетень в урну для голосования. Исходя из этого, я полагаю, что ни «Национальное движение», ни его осколки и союзники в лице так называемых прозападных партий, идеология которых противоречит интересам большинства населения страны, не имеют у нас никакого политического будущего…
— Следует ли нам ждать санкций, о которых при общении с медией Дегнан не раз упоминала как об одном из инструментов, и в какой форме может население всему этому противостоять?
— Не думаю, что нашему обществу и власти нечего противопоставить Западу, потому что тут должны быть противопоставлены друг другу жизненные ценности. Вот этому-то и надо всячески способствовать, вести борьбу за то, чтобы и тут, и там – и в Грузии, и на Западе – здоровые, традиционные, христианские ценности одержали верх над искаженными, уродливыми, безнравственными, аморальными системами. Уверена, что рано или поздно это все равно случится, начнется разоблачение политических преступлений и конкретных деяний… И тогда вы увидите воочию, что это была за демократия!.. Между прочим, в штате Джорджия уже подтверждено на фактах, что во время последних выборов президента США здесь было сфальсифицировано 60% голосов. Представьте, это происходит в стране, считающейся флагманом демократии в мире. И они еще учат нас, как проводить справедливую судебную реформу?!
— В последний период стала крайне активно себя вести так называемая либеральная медия, в основном представленная четырьмя телеканалами – «Формулой», «Мтавари», «Рустави 2» и «ТВ пирвели». Что вы как правозащитник думаете по поводу всего того, что представители этих каналов ежедневно вытворяют на улицах?
— Очень важно, чтобы все было названо своими именами, и чтобы это исходило не только от власти, но и, прежде всего, от общественности. Это не журналисты – это обычные политические ячейки «Нацдвижения». Как по-вашему, не должно все это получить соответствующую квалификацию со стороны власти?! Должно, и это непременно следует сделать. В принципе Ираклий Гарибашвили поступил правильно, когда не пригласил упомянутые четыре телеканала на мероприятие. Но этого мало, потому что случившееся должно публично и громко получить соответствующую квалификацию. Повторяю: это не журналисты – это отростки обанкротившейся партии «Единое национальное движение». Именно это главное, и мы обязаны не допустить, чтобы они представляли нас миру в роли медии.
Следует подчеркнуть и то, что несколько дней назад эти СМИ не сумели вывести на акцию больше 500 человек. Либералы называют это протестом, но это уже выглядит как план свержения власти, деструкции государства и дестабилизации, который они шаг за шагом приводят в исполнение. По аналогичному сценарию ими была устроена и провокация 20 июня, которую потом назвали «гавриловской ночью». Тогда власть не сумела до конца проявить принципиальность. Я имею в виду, что она не осуществила соответствующие правовые действия против тех, кто планировал переворот. Хочу надеяться, что на этот раз все будет по-другому, и «Нацдвижение» получит должную правовую оценку как преступная партии, не способная угомониться и перестать устраивать беспорядки, а заодно ее получат и вооруженные микрофонами и телекамерами провокаторы. Если власть предпримет этот шаг – а если у нее достаточно ума, то она его обязательно должна предпринять – то, я уверена, она получит полную поддержку общества. А если нет – то все мы воочию видим, что именно готовится и что подстерегает нашу страну в условиях нарастающей либеральной диктатуры…
Беседовал
Джаба Жвания