Домой Рубрики Право Нана Какабадзе:Разве ограничатся в нормальной стране трехгодичным сроком за растрату 48 миллионов?

Нана Какабадзе:Разве ограничатся в нормальной стране трехгодичным сроком за растрату 48 миллионов?

Нана Какабадзе

Не будь «Национального движения», не было бы во власти «Грузинской мечты», а если б не «Грузинская мечта» стояла у власти, члены «Национального движения» давно бы заслуженно отбывали свои сроки в тюрьмах

Возвращение на тюремные нары бывшего мэра Тбилиси и одного из лидеров «Европейской Грузии» Гиги Угулава, ставшего результатом вынесенного 10 февраля Верховным судом Грузии приговора, по которому правосудие обвинило его в растрате государственных средств в значительных объемах (речь идет о 48 миллионах лари), в очередной раз «всполошило и взволновало» «демократический Запад». Все, начиная с европарламентариев и кончая международными правозащитными организациями, стали наперебой делать острые заявления, а в рядах объединенной оппозиции разразилась настоящая истерика.

На фоне переполоха, переварить который «Мечте», естественно, было очень не просто, особую активность проявляли конгрессмены из-за океана. Их мессиджи или требования (как кто понимает) по-прежнему вертелись вокруг одного и того же – надо прекратить политические преследования. Одним словом, «партнеры», «озабоченные» «отрицанием демократии и политически мотивированным приговором», еще раз строго предупредили правящую команду… На фоне такой критики и политической агрессии, «Мечта» немедленно переключилась на режим самооправдания. Проще говоря, властям пришлось доказывать (и, наверное, придется еще долгое время безуспешно утверждать это лоббистам нацев и евронацев), что Угулава является не политзаключенным, а уголовным преступником, укравшим у государства 48 миллионов.

Почему в сегодняшней обстановке у Запада вызвал такую озабоченность арест Угулава и что за политические посылы получила в результате этого страна? «Грузия и мир» беседует с учредителем организации «Нет – нацизму», адвокатом и правозащитником Наной Какабадзе.

— Калбатоно Нана, арест Гиги Угулава вызвал крайнюю обеспокоенность и раздражение в рядах «демократического Запада». Заявление следует за заявлением, приходят письмо за письмом. Как вы думаете, чем обусловлена подобная тревога? Почему Запад так болезненно реагирует на этот факт?

— В последние дни много говорилось и писалось об этой обеспокоенности. Нам пришлось выслушать массу различных заявлений и оценок. В том числе, несколько раз было подчеркнуто – и подобные заявления в основном делали представители власти – что у конгрессменов, которые, согласно общему впечатлению, проявили больше всех активности, отсутствовала объективная информация, что их целенаправленно ввели в заблуждение, а все остальное стало именно следствием этого. Не стану утверждать или оспаривать, была ли у политиков за океаном объективная информация или их ввели в заблуждение, однако мы вправе поговорить по конкретным фактам. А один из них состоит в том, что на протяжении многих лет в стране происходили тяжелейшие преступления – убийства, отбор имущества, рэкет, преследование политических оппонентов, похищения, пытки, изнасилования в тюрьмах, нападения на независимую медию, разгоны мирных демонстраций, незаконные аресты и т.д. Для всех нас, видевших все это воочию, было нетрудно отличить черное от белого, и все мы были согласны друг с другом в том, что это не единичные случаи, а системная политика.

Что происходит сегодня? Существуют люди, которым грузинское правосудие доказало тяжелейшие преступления. Да что там, собственно, было доказывать! В случае с Угулава, например, все и так лежало на поверхности. Тем не менее, уголовное преследование в отношение таких персон, как он, не на шутку встревожило Запад. Невольно рождается вопрос, естественно, риторический: что вы в своей стране сделали с человеком, который украл пусть даже 48 центов бюджетных средств? Да вы бы его зарыли в могилу! А тут человек растратил 48 миллионов, и его нельзя призвать к ответу?! Или вспомним министра, который требует: мне нужны два трупа, премия будет большой – и это не надо даже доказывать, потому что существуют подтверждающие видеокадры. Так что же, не надо было такого министра арестовывать? Я вообще считаю, что когда под арест попадают такие преступники, нам ни в коем случае не надо сразу же начинать перед всеми оправдываться, потому что если власть полагает, что ей надо заниматься самооправданием и кого-то в чем-нибудь убеждать, тогда неизбежно появятся вопросы и на международном уровне, и это, безусловно, будет вполне естественно. Хоть я и далека от мысли, будто кто-то там не знает, что у нас тут происходит, и их, видите ли, ввели в заблуждение.

— Что вы имеете в виду?

— То, что, к сожалению, в высшей политической системе Запада сегодня присутствует, как видно, определенная группа довольно влиятельных людей, отстаивающих свои узкие меркантильные интересы. Впрочем, в острых оценках, которые делаются в эти дни хотя бы в связи с тем же арестом Угулава, я усматриваю и вину самой нашей власти.

— Можно конкретней?

— Дело в том, что у нас в стране практикуется в корне неверный подход к справедливости и верховенству Закона. Что я имею в виду? Давайте попробуем рассуждать последовательно. Ты приходишь в политику, адресовав обществу посылы и обещания, что восстановишь справедливость; ты убеждаешь людей, что расследуешь все преступления и призовешь виновных к ответу. Но придя к власти, начинаешь делать абсолютно противоположное – не только не восстанавливаешь справедливость, но и объявляешь коабитацию, связав себя с преступниками, которых затем объявляешь главной оппозиционной силой. После этого проходит восемь лет, и ты ловишь одного из лидеров предыдущей власти за тяжелейшее преступление. Естественно возникает вопрос: во-первых, если он виновен, где вы были целых восемь лет, и, во-вторых, почему преступнику, укравшему 48 миллионов, присуждают всего лишь три года тюрьмы?!

— Хотите сказать, что три года в заключении – это неадекватное наказание за указанное преступление?

— Конечно. Вы что же думаете, в нормальной стране за растрату 48 миллионов ограничатся трехгодичным сроком? Причем, 48 миллионов – это лишь сумма, которая подтверждена и доказана, потому что, сколько они украли и растратили в целом, никто даже не ведает. И все это, безусловно, порождает вопросы, в которых присутствует справедливая логика. Повторяю, человек растратил 48 миллионов, и ты присуждаешь ему три года! Что же получается, коррупция в этой стране не считается тяжким преступлением?! Причем, дело касается не какого-то там бизнесмена, у которого были свои расчеты, и он украл деньги. Речь идет о государственном служащем! Это первое. И второе – если в стране происходили подобные преступления, а все мы знаем, что так оно и было, трудно поверить, будто занимался этим один Угулава! Где же другие виновные?

Естественно, подобные процессы порождают вопросы… Во всяком случае, совершенно очевидно, что инициаторами всей этой истории стали, к сожалению, не люди, заботящиеся о восстановлении справедливости. Если б их волновала справедливость, они бы, во-первых, не мусолили восемь лет преступников на свободе, во-вторых, не один Угулава сидел бы в тюрьме, и, в-третьих, в этой нищей стране государственному служащему за растрату 48 миллионов присудили бы отнюдь не три года. Это тяжелейшее преступление, и сколько бы кто не проявлял озабоченности, в любой нормальной стране за него присудили бы, как минимум, 15 лет.

Здесь же хочу коротко отреагировать на истерику, которая под дирижерством нацев и их политических подразделений началась в этом псевдо-оппозиционном спектре после ареста Угулава. Эти персоны, похоже, и правда думают, что общество не помнит, что творилось в период их правления. Не помнит о том, как они создавали фонды, куда заставляли людей перечислять деньги, чем занимались в том числе и Бокерия с Угулава. Или они полагают, что этому не существует доказательств?.. Вы знаете, в чем наше главное несчастье?  Власти все это нужно не для восстановления справедливости. Власти это требуется для осуществления своих политических целей, и когда такая цель этого требует, они вдруг вспоминают о справедливости. Вот это и есть правда! А беда наша в том, что «Мечта» и «Нацдвижение» крайне необходимы друг другу: не будь «Национального движения», не было бы во власти «Грузинской мечты», а если б не «Грузинская мечта» стояла у власти,  члены «Национального движения» давно бы заслуженно отбывали свои сроки в тюрьмах.

Что касается Угулава и сантиментов, которые ему устроили в день ареста в офисе партии, коротко и детально показав, как он прощается с семьей, ребенком, друзьями… Что у Серго Тетрадзе не было детей? Что их не было у Сулхана Молашвили, или Бута Робакидзе сам не являлся сыном?.. Кого вам еще перечислить? Скольких они сделали несчастными и загубили! Все это, конечно, вселяет подозрения. Где это видано, чтобы человеку предъявили такую огромную вину, доказали ее и отправили в тюрьму на столь короткий срок?!.

— Как вы думаете, существуют ли в нынешней обстановке какие-нибудь перспективы и возможности для того, чтобы хоть частично всю эту реальность изменить?

— Для того, чтобы эта реальность изменилась, и изменилась не частично, а существенно, необходимо, чтобы Иванишвили допустил существование в стране независимой политической силы, которая не будет управляться чьими-то спецслужбами.

— Полагаете, он допустит?

— Потому мы вечно ходим по заколдованному кругу, потому и пребываем в таком положении, что не он допускает. Повторяю: чтобы включиться в политику и представлять собой реальную силу, которую будут принимать в расчет, тебя должны поддерживать спецслужбы какого-нибудь государства. Это вредная и губительная для страны политическая практика, которая продолжается годами и с которой пора покончить. В этом я и вижу выход, что, однако, крайне трудно реально осуществить. Впрочем, одно очевидно, и в этом мы все, наверное, солидарны друг с другом: если подобное не закончится и во главу страны не придут здоровые силы, главным ориентиром для которых будет создание национального, правового государства, будущего у нас попросту не станет. Мы будем вечно пребывать в режиме обратного хода, пока, в конечном счете, он не приведет нас к полной катастрофе.

Беседовал

Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь