Домой Новости Мир Налог на единство. Кому не по карману общеевропейские ценности

Налог на единство. Кому не по карману общеевропейские ценности

Европейский Центробанк обязал Германию выкупать суверенные долги стран ЕС. Немецкий ЦБ вынужден расходовать собственные резервы и несет убытки впервые с 1979-го — в прошлом году потерял 172 миллиона евро. Президент банка опасается, что ресурсы закончатся уже к следующему году. Эксперты предупреждают: на фоне общего ослабления экономики это обернется катастрофой для страны.

Деньги врозь

Политику количественного смягчения ЕЦБ проводит с 2015-го. В ее рамках должны выкупить на 2,7 триллиона евро гособлигаций стран еврозоны. Четверть расходов возложили на Бундесбанк, хотя немцы и возражали.

За последние два года ситуация резко ухудшилась. Высокая инфляция и увеличение ключевой ставки сводят на нет усилия ЕЦБ — при слабеющей экономике госзаймы продолжают увеличиваться. В результате немецкий ЦБ платит больше, чем зарабатывает.

Убытки 2022-го (172 миллиона евро) покрыли за счет резервов. По словам президента Бундесбанка, 2023-й удастся пережить на оставшихся резервах (19,2 миллиарда евро) и собственном капитале (2,5 миллиарда), но в дальнейшем потребуется искать иное решение. Возможно, воспользоваться будущими доходами, как было в 1970-е.

Аналитики Национальной службы аудита ФРГ призывают к рекапитализации за счет госбюджета, но это в сложившихся условиях весьма проблематично. Федеральный статистический институт Destatis зафиксировал в первом квартале снижение ВВП на 0,3%. По разным оценкам, включая прогнозы МВФ и самого Бундесбанка, годовой спад составит 0,2-0,4%.

Здание Международного валютного фонда в Вашингтоне
Без локомотива

Об экономических проблемах Германии говорят давно. Медленное постковидное восстановление, энергетический кризис и связанное с ним бегство производственных мощностей вызвали рецессию. Глава Федерального союза немецкой промышленности (BDI) Зигфрид Руссвурм признает: страна столкнулась со множеством вызовов и их все больше.

Французское издание Les Echos пишет, что из-за геополитической нестабильности, дорогих ресурсов, общего снижения покупательской способности только в марте производство в ФРГ сократилось на 10,7%, экспорт — на 5,25. А увеличение ставки делает кредиты слишком дорогими для бизнеса. Ведущие отрасли, автопром и строительный сектор потеряли 6,5 и 4,6% соответственно. Издания Bild и Handelsblatt рассуждают о «страшном ударе по экономике».

Между тем западные эксперты обвиняют Германию в торможении развития Европы. Гийом Дежан из аналитической группы Global Market Insight напоминает, что в первом квартале ВВП Бельгии, Франции и Италии прибавили 0,4, 0,2 и 0,5%. По данным центра европейских экономических исследований ZEW в Мангейме, немецкая экономика страдает от высоких налогов и слишком короткой рабочей недели (40-48 часов). При этом с Бундесбанка не снимают обязательства платить за весь ЕС.

«Политика играет в этом вопросе ключевую роль. Евросоюз пожертвует любым донором, даже «локомотивом Европы», лишь бы отсрочить политический кризис», — считает кандидат экономических наук Лазарь Бадалов. По его мнению, это сильно навредит и ФРГ, и ЕС в целом, но все подадут под соусом освоения высоких технологий и энергетического перехода.

Например, канцлер Олаф Шольц заявлял, что достижение климатического нейтралитета поможет вернуть высокие темпы роста ВВП. Аналитик в связи с этим отмечает, что проблема отказа от собственных интересов — классическая для любых экономических союзов. «Обратная сторона интеграции заключается в том, что вы лишаетесь независимости», — добавляет он.

Канцлер Германии Олаф Шольц
Привычная практика

Между тем принудительное донорство в ЕС вполне легитимно. Уставы Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и ЕЦБ обязывают национальные финансовые организации соблюдать их инструкции. Юристы разъясняют, что, согласно статье 7 Договора о Европейском союзе, необходимо исполнять все законы, директивы и решения Еврокомиссии, Европарламента и Совета ЕС.

«Германия — одна из стран, формирующих бюджет ЕЦБ. Бундесбанк не может не заботить проводимая ЕС политика, в частности программа количественного смягчения, так как она влечет за собой финансовые обременения для страны», — говорит Илья Макеев из адвокатского бюро «Макеев и партнеры».

Он напоминает, что в 2017-м Федеральный конституционный суд ФРГ обратился к Европейскому суду с вопросом, является ли скупка гособлигаций компетенцией ЕЦБ, поскольку к принятию решения не подключали правительство Германии и бундестаг. В 2018-м суд признал действия ЕЦБ законными, и в 2020-м Берлину предоставили обосновывающие документы. «При неисполнении приказа — санкции и штрафы», — заключает Макеев.

Обеспокоенность Берлина мало кого волнует в ЕС, а зря, отмечает член ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова. «В долгосрочной перспективе последствия почувствуют все», — подчеркивает она.

Экономический спад в ФРГ приведет к рецессии по всему ЕС, а если платежеспособность «локомотива Европы» пошатнется, остальные спонсоры вряд ли согласятся на добровольное разорение.

Логотип Центрального европейского банка во Франкфурте

https://ria.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь