В преддверии парламентских выборов в Грузии, которые пройдут в стране 26 октября, из Брюсселя всё чаще слышны заявления с претензиями в адрес Тбилиси. Принятые грузинским парламентом на фоне протестов и скандалов законы об иноагентах и запрете ЛГБТ-движения (оно признано экстремистской организацией и запрещено в РФ) лишь усилили давление европейских чиновников на руководство закавказской республики. Не стесняясь, они вмешиваются во внутренние дела Грузии и открыто угрожают ее властям санкциями и прочими ограничительными мерами.
Еще в конце прошлого года Грузия получила статус кандидата на вступление в ЕС. Однако в Брюсселе уже дали понять, что процесс ее евроинтеграции может быть осложнен. Так, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель недавно заявил, что власти Грузии предлагают законы, которые «отдаляют страну» от вступления в Евросоюз. Кроме того, в июле ЕС заморозил €30 млн, которые должны были быть направлены Силам обороны Грузии в рамках Европейского фонда мира.
В Брюсселе, вероятно, обеспокоены тем, что процесс вступления Грузии в ЕС замедлился и находится на грани срыва. 9 октября депутаты Европарламента приняли резолюцию, в которой заявили, что нынешнее «отступление от демократии» в Грузии приостанавливает интеграцию страны с ЕС, и потребовали заморозить европейское финансирование Тбилиси. В тексте также отмечается, что, несмотря на получение страной статуса кандидата на вступление в ЕС, правящая партия «Грузинская мечта» «продвигает всё более авторитарную повестку». В резолюции прямо указывают, что без отмены новых законов прогресс в отношениях Грузии с ЕС будет невозможен.
Наиболее агрессивную риторику среди стран союза в отношении официального Тбилиси используют в Прибалтике. Так, представительница Европейской народной партии от Литвы Раса Юкнявичене пригрозила, что ЕС может пересмотреть безвизовый режим с Грузией. Эстонский евродепутат от группы социалистов Свен Миксер выразил обеспокоенность тем, что в Грузии якобы уже начали преследовать представителей ЛГБТ-движения. Важно напомнить, что именно министры иностранных дел стран Прибалтики, а также Польши в мае этого года прибыли с необъявленным визитом в Тбилиси и демонстративно приняли участие в акциях протестов оппозиции с требованием отменить закон об иноагентах.
Примечательно, но заговорила и не имеющая с 2020 года отношение к Европейскому союзу Великобритания. Посол этой страны в Тбилиси Гарет Уорд заявил, что Лондон приостановил политические и военные контакты с действующим правительством Грузии в рамках «Уордропского диалога», объяснив этот шаг королевства отходом правительства в Тбилиси от «демократических стандартов». «Уордропский диалог» был основан в 2014-м. Именно нынешняя правящая партия «Грузинская мечта» была инициатором этого проекта, смысл которой подразумевал наличие платформы для сотрудничества между Грузией и Великобританией. Своим поведением, по сути, Британия решила бросить вызов грузинскому руководству и также присоединиться к коллективному западному давлению на Тбилиси.
На Западе практически не скрывают, что не просто не заинтересованы в победе «Грузинской мечты», но и стремятся к тому, чтобы произошла смена власти — и совсем неважно каким путем. Тем более что страна уже испытала 20 лет назад «цветную революцию», по итогам которой ее возглавил радикальный сторонник прозападного вектора Михаил Саакашвили. Брюссель явно раздражен стараниями нынешнего грузинского руководства придерживаться нейтрального курса, подразумевающего и налаживание мира с Абхазией, и постепенную нормализацию отношений с Россией, а также расширение экономических связей с Китаем.
В Грузии также понимают, что болезненный вопрос с Абхазией на Западе не решат, напротив, его будут разжигать, как это уже было во время трагедии августа 2008 года. В экономическом плане ожидать какого-то прогресса тоже не стоит: крупнейшими торговыми партнерами Грузии по состоянию на 2024 год являются Турция ($964 млн), Россия ($837 млн), Китай ($498 млн) и Азербайджан ($401 млн). На первом месте среди экспортеров оказалась Киргизия с $292 млн. Таким образом, главными экономическими партнерами Тбилиси традиционно остаются не страны ЕС, а постсоветские республики, а также Турция и Китай.
Именно стараниями «Грузинской мечты» был введен безвизовый режим с Евросоюзом в 2017 году. В Тбилиси тогда наивно полагали, что ЕС и Запад в целом позволят стране, находясь в «европейской семье», сохранить свои взгляды, традиции и ценности, и тем самым закавказская республика будет исходить из собственных интересов. Однако пример Украины, к которому часто обращаются грузинский премьер Ираклий Кобахидзе и генеральный секретарь правящей партии и по совместительству мэр Тбилиси Каха Каладзе, стал показательным. Мнимая интеграция с ЕС кроме проблем ничего не приносит — на Западе видят постсоветские республики, в том числе и Грузию, не иначе как расходный материал, чтобы просто «подразнить» Россию, а не потому, что их воспринимают на равных.
Стоит отметить, что тема Грузии будет обсуждаться на саммите Евросоюза, который пройдет 17–18 октября. На нем, как ожидается, страну призовут сменить политический курс. Очевидно, что «битва за Грузию» в умах еврокомиссаров и Запада в целом еще впереди. Для Брюсселя закавказская республика — это лакомый кусочек, который отдавать просто так никто не намерен. И вовсе не потому, что Запад так желает видеть Тбилиси в своем сообществе, а потому, что большая игра за полноценное проникновение в Закавказье продолжается. Грузия занимает стратегически важное положение в регионе, и ее сохраняющуюся ориентацию на Запад Брюсселю важно сберечь, чтобы действовать там дальше. Очевидно, что законы об иноагентах и запрете ЛГБТ-движения — это не иначе как повод, за который европейским высоким чиновникам нужно было ухватиться для того, чтобы начать процесс контроля над страной напрямую. Несговорчивость же действующего руководства в Тбилиси и его попытки вести политику исходя из собственных интересов нарушают правила игры, которую Запад вел последние 20 лет, а значит, мирно стороны не разойдутся.
Автор — преподаватель экономического факультета РУДН им. П. Лумумбы, приглашенный преподаватель ИОН РАНХиГС при президенте России
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора