«В условиях такого контрпродуктивного отношения, естественно, стал невозможен переход на пропорциональную избирательную систему к 2020 году, и об этом знали сами оппозиционные партии. Сегодня, соответственно, еще раз повторяю, что для нас было принципиально важно перейти на пропорциональную систему, и эта цель достигнута.. Правда, в 2020 году выборы пройдут по смешанной системе, но в ноябре 2020 года будут задействованы полноценные конституционные изменения, на основе которых, после 2020 года выборы будут полностью проводиться уже по пропорциональной системе». Это заявление принадлежит бывшему председателю парламента и действующему исполнительному секретарю «Грузинской мечты» Ираклию Кобахидзе, человеку, который был активно включен в переговоры об изменениях избирательной системы. А после того, как парламент провалил закон, старательно призывал оппозиционные партии начать избирательную кампанию, поскольку другого шанса, просто, не было, и новые переговоры уже бы не проводились.
Не только Кобахидзе – то же повторяли правитель страны Бидзина Иванишвили, мэр столицы Каха Каладзе. Вообще, все абсолютно члены «Мечты» в один голос доказывали, что выборы пройдут по системе 73 / 77, и у этого альтернативы не было. Но «Мечта» предполагает, а посол Америки располагает. Да, американский посол и для прежней власти был богом, бог он и для нынешней власти. Ну, и что, что послы периодически меняются, процесс поклонения не ослабевает, и стоящие на коленях грузинские политики еще не раз будут чистить порог американского посольства.
Прежде чем перейти к главному, познакомлю с заявлением Адама Кинзингера. Он является руководителем Группы друзей Грузии в американском конгрессе. «Обязательство по переходу на пропорциональную избирательную систему возложила на власть международная общественность, более того – грузинский народ. Надеемся, эта ситуация исправится и исправится очень скоро. Смотря на регион, важно запомнить, что Россия терпит крах из-за своего репрессивного правления. Грузия – не Россия, и грузинский народ требует и заслуживает большего, нежели показал парламент», — заявил мистер Адам.
Начнем с того, что оттуда Кинзингеру знать, чего заслуживает и чего нет грузинский народ? Если кто забыл, напомню, что те члены парламента, которые провалили закон, являются мажоритариями. После принятого решения они сказали, что спросили у своих избирателей и именно от них получили задание, чтобы законопроект не прошел. Иными словами, парламентарии действовали, в соответствии с требованием грузинского народа. И Кинзингер своим заявлением прямо сказал, дескать, какой там народ, главное, чего хочу я… Что касается краха России, то это отдельная тема. С потерпевшей крах Россией вот уже который год борются отдельно — Америка, отдельно – продвинутая Европа, но «воз и ныне там».
После заявления Кинзингера посол Америки Келли Дегнан вызвала к себе в резиденцию власть и оппозицию. Прежде чем войти, чтобы послушать госпожу Келли, представители власти в один голос заявляли, что об изменениях Избирательного кодекса речи не будет, мол, предположительно разговор коснется избирательного барьера. Лидеры правящей партии единогласно утверждали, что какое-либо изменение будет нарушением Конституции. Словом, вошли к Дегнан на разговор, и…
«Как оказалось, ресурс для переговоров еще существует, и встречи продолжатся и в будущем», — таков был общий пафос последующих заявлений представителей власти, имевших бледный вид.
Два варианта: либо американский посол лучше знает Конституцию Грузии, нежели члены парламента Грузии, либо она прямо им сказала, что ей и Кинзингеру плевать на нашу Конституцию, и, мол, как мы скажем, так и будет. Более реальный второй вариант, поскольку сомнительно, чтобы госпожа Келли Дегнан утруждала себя чтением грузинских законов. К тому же, она прекрасно знает, что главный законодатель в Грузии – это она, и зачем ей мучиться чтением чужой писанины?
За первой встречей последовала вторая, за второй – третья, и уверенные в себе члены правящей команды постепенно «сдувались». В конечном итоге, своего добилась не оппозиция, а посол Америки, и подсунула нам смешной закон. Тут же скажу, почему этот закон смешной. 30 мажоритариев означает, что, в лучшем случае, один мажоритарий должен защищать интересы 100 тысяч человек. Проблему 100 тысяч человек один парламентарий должен изучить и отреагировать. Если из этих ста тысяч не половина, а даже четверть (25 тысяч) захотят встретиться со своим избранником, то это им не удастся физически. Выходит, что эти 30 мажоритариев ничего не дают, и нам их подсунули потому, чтобы беспомощность власти не до конца была видна. И сколько бы мы ни твердили, что «король голый», нам все равно скажут, дескать, мы договорились о компромиссном варианте. Да, Кинзингера надо еще раз вспомнить. После подписания меморандума он заявил, что, если меморандум не станет законом, мы, дескать, предпримем такое, что все удивятся. Под «таким», наверное, подразумевается очередная регуляция, поскольку уже даже ребенок знает, что за «революцией роз» 2003 года стояли Штаты, во главе с отцом-кормильцем Кинзингера – Джона Маккейна.
Таким образом, высший закон Грузии нам всем вместе или, если желаете, по отдельности, разорвали на голове, и, конечно же, это все нам официально оформят. Представители власти уже не могут упоминать Конституцию, не могут делать такие бойкие заявления, какие делали раньше, и только твердят, что у них и по этому Кодексу есть большое преимущество, и они одержат убедительную победу. Между тем, они уже потерпели поражение, вместе с послом Америки, и лучше всех именно они должны понимать, что не строят государство, а играют в государственность с разрешения американцев. Члены парламента и правительства Грузии очень походят на детей, которые подымают шум по мелочам, взрослый открывает дверь комнаты, пожурит их, всем укажет на их место и вынудит играть по тем правилам, которые сам хочет. Именно так приоткрыла дверь грузинской политики назначенная какие-то четыре месяца назад Дегнан и поставила на колени «отборных молодцов».
Снова сделаю сравнение. Если бы кто-то из представителей власти России сказал, дескать, у меня есть хорошая идея по поводу Избирательного кодекса Грузии, и может, послушаете меня?! «Рыцари» грузинской политики встали бы в очередь, чтобы его критиковать, Америка это заявление окрестила бы вмешательством во внутренние дела Грузии и еще раз объявила бы Россию величайшим врагом и угрозой. Между тем, мы ясно увидели, что мы, рядовые люди, никого не выбираем и ничего не решаем. Все идет так, как хочет Америка, и будьте уверены, помимо всего прочего, Дегнан сказала бы грузинским политикам также, кто сколько процентов должен получить на выборах, и у какой партии сколько депутатов должно быть в новом парламенте.
Не является ли это рабством, в самом прямом смысле этого слова? Разумеется, является, и тот, кто попытается доказывать обратное, пусть просмотрит заявления высших лиц власти или оппозиции, сделанные сейчас или 1-2 месяца назад. Они радикально отличаются друг от друга, и это различие появилось именно после встречи с послом Америки. Вообще же, до американского посла с грузинскими политиками встречались и европейские послы так же неофициально, но, видимо, американский кнут больнее, и, пока Дегнан им не «всыпала», они не одумались.
Придет октябрь 2020 года, пойдет часть грузинского народа на выборы, поверит или не поверит обещаниям, и, если окончательный результат Америке не понравится, под предводительством Кизингера поднимется очередная революция. А мы в любом случае вступим на тот подъем, по которому идем несколько лет, и которому не видно конца. Да, на этом подъеме иногда стучимся в двери НАТО и Евросоюза, хотя, ниоткуда – ни звука…».
Бесо Барбакадзе