На прошлых выходных в столице Чехии Праге состоялась многотысячная акция протеста. Чехия давно не помнит, чтобы на митинг пришло так много людей. В повестке дня у его участников было два пункта – требование, чтобы правительство до конца сентября ушло в отставку и чтобы в столкновении России и Украины Чехия не занимала бы ни чью сторону и объявила о своем полном нейтралитете. Представители чешкой власти явно не ожидали столь быстрой и непосредственной мобилизации населения. Они, надо полагать, убедились, что если не предпримут чего-нибудь кардинального, процесс может стать неуправляемым. То, что правительство не хочет уходить в отставку, понятно всем, непонятно только что ему тогда делать с нейтралитетом…
Дело в том, что Чехия самым активным образом поддерживала объявленные Евросоюзом санкции, принимала украинских беженцев, однако теперь вдруг выяснилось, что это была позиция властей, а не рядовых граждан. Чехия, которую в Европе считают прочно стоящим на ногах и миролюбивым государством, неожиданно оказалась перед лицом мрачной реальности – цены на продовольственные товары подскочили втрое, а платежи за коммунальные услуги подорожали в 4-5 раз. При всем том, представители власти ничего конструктивного населению не обещают, кроме того, что говорят, надо потерпеть ради Украины. Похоже они забыли, что и у терпения есть предел. Простые люди прекрасно видят, что приехавшие с Украины беженцы ни в чем себе не отказывают, носятся по чешским улицам на 100-тысячных автомобилях, а молодые парни, которые, по идее, должны с оружием в руках находиться на поле боя, в изнеможении танцуют до рассвета в ночных клубах. Тем временем, Чехия вынуждена во всем себя ограничивать, мириться с нуждой ради того, чтобы обеспечить помощь и поддержку Украине. И все это исполняя категорическое требование Евросоюза и Соединенных Штатов Америки.
Неудивительно, что рядовые чехи решили: поскольку страна принадлежит им, а не Евросоюзу или Америке, пора всем выйти на улицу, причем, не для ведения каких-то абстрактных переговоров, а выдвинув категорические требования. Если они не стали до сих пор громить жемчужину Европы Злату Прагу, то только потому что срок, отведенный на акции правительству, пока не истек. Вот уж воистину, чтобы так разозлить консервативных по своей натуре чехов, надо очень постараться, и это, безусловно, стало серьезным сигналом для Евросоюза и Америки. Стране Гавела не чужды протестные выступления и общественный импичмент высокопоставленным представителям власти, которым приходилось разбегаться по домам. И решительность чехов не на шутку встревожила Запад – не только потому, что он боится конкретно их, а потому что аналогичное положение сложилось и в других европейских странах.
Больше всего в евроструктурах опасаются за Францию, поскольку французы способны на то, чего не сделал Гитлер – разбушевавшись, они могут спалить Париж и сделать это по банальной причине – оии хотят жить в человеческих условиях, а не в скроенной по чьим-то лекалам и навязанной им демократии.
Байден обратился к Конгрессу США с просьбой выделить Украине помощь в размере 11 миллиардов долларов. Только не подумайте, будто американцы собираются перечислить эту сумму в украинский бюджет! Нет, конечно – 11-миллиардная помощь подразумевает передачу Украине военной техники на указанную сумму. То есть, Америка выделяет Украине боевую технику на 11 миллиардов долларов, чтобы на как можно более длительный срок растянуть войну, об окончании которой мечтают рядовые граждане. Но когда это было, чтобы Запад волновало мнение простых людей?! Вот и на этот раз все обстоит, как обычно. Но вопрос не только в этом. Западная медиа и украинские средства массовой информации каждое утро начинают с сообщений о том, как украинские военные уничтожили сотни российских военнослужащих, сожгли склады с боеприпасами, как российские батальоны бегут с поля боя, бросая технику и оружие – и все это тянется уже больше полугода. Возникает очень простой вопрос – если все это правда, почему возникает необходимость едва ли не всему западному миру ежедневно посылать Украине военную помощь и почему, тем не менее, ее все время оказывается недостаточно? Или украинцы брезгуют используют брошенную российскую технику, потому что к ней притрагивалась рука агрессора? На самом деле все это часть пропаганды, которая адресована, прежде всего, для заглатывания столовыми ложками украинским бойцам, чтобы те не прекращали оказывать сопротивление. Любой украинский солдат воочию видит и знает, что, где и как происходит, а потому надо сделать все, чтобы сохранить в нем надежду и уверенность, рассказать, как где-то рядом какой-то отважный батальон творит чудеса и успешно сражаются Рембо и Терминатор, нарисовать картину, на которой все кругом уже освобождено. При этом совершенно не важно, что «освобожденные» территории по-прежнему контролируются российскими войсками – главное, в соцсетях все представлено, «как надо».
Выше мы не зря упомянули Францию. Французские власти уже объявили, что зимой, с огромной вероятностью будет введен скользящий график на подачу электроэнергии, и в разное время на 2 часа от нее будут отключать потребителей в масштабах всей страны. Это касается и французской столицы – Парижа. Как тут не вспомнить, что в прошлом году после того, как Париж из-за аварии на 15 минут погрузился во тьму, Макрон уточнил: в результате этого 15-минутного отключения бюджет страны понес ущерб в размере 115 миллиардов, потому что отключились компьютеры и компьютерные сети, прервались и были нарушены сделки, на бирже началась паника. Все это случилось за каких-то 15 минут! А теперь представьте, что произойдет, когда город любви погрузится во мрак на целых 2 часа, а вместе с ним Нант, Лион, Марсель?!. Убытки придется считать сотнями миллиардов. Вот почему французы так ополчились. Они уже выразили свою позицию, когда не поддержали на парламентских выборах партию президента Макрона и та утратила большинство в законодательном органе страны. Это явилось прямым свидетельством того, что народ недоволен политикой Макрона. Тем не менее, президент ничего менять не стал, и шанс того, что его заставят сделать это силой, теперь не просто велик, а очень велик.
Запад включил все имеющиеся у него механизмы, дабы создать иллюзию, будто на Украине все в порядке. Это напомнило мне 2008 год, когда Саакашвили надрываясь из последних сил кричал, что мы одержали победу в войне. Только, Грузия настолько мала, что здесь все знают друг друга, так что, крик этот никого обмануть не сумел. А вот в 40-миллионой Украине многие верят, что у них и на самом деле все в порядке, что война скоро закончится, что после ее завершения Запад сразу же начнет восстанавливать страну и украинские города смогут конкурировать с швейцарским Цюрихом и датским Копенгагеном. Все это, естественно, только на словах, потом что Европе самой тяжело, тяжело как никогда, продовольственный кризис так широко распахнул свою голодную пасть, что готов проглотить нынешней зимой не одну европейскую страну. А то всем этим пользуется? Правильно – Америка, которая теперь легко сумеет продать даже просроченные продукты, ничего уже не говоря об оружии, которое она уже реализовала. На списание старых вооружений и испытание новых потребовались бы десятки и десятки миллиардов, а тут Украина сделала все это для Америки даже не за бесплатно, а влезши к ней же в долги! В лучшем случае, украинцы будут полвека этот долг выплачивать отдельно Штатам и отдельно Европе, которая приглашает ее в свои ряды не раньше, чем через 10 лет.
Политика, которую Штаты навязали Старому континенту, бьет каждого европейца по карману. Было бы наивно думать, что европейские руководители этого не замечают, но отступить назад у них уже не получится, потому что энергоносители в любом случае должны будут поступать из России. И это уже будет не просто отступление, а полная капитуляция, так как придется давать объяснения и оправдываться по поводу бессмысленно пущенных на ветер миллиардов. Чешский протест непременно перекинется по «принципу домино» на всю Европу, и если на континенте поднимется общая волна протеста, остановить его уже не сможет ни Америка, ни кто другой. Невозможно объяснить простому человеку, с какой стати он должен платить за природный газ и электроэнергию впятеро дороже, если можно сохранить прежние тарифы?! Как обосновать европейцам ситуацию, когда они по непонятной причине должны отдавать свои сбережения Америке, хотя можно их приумножить их и жить так, как жили до раньше?! Лидерам больших стран уж вынесен политический приговор – французскому президенту, британскому премьеру, главе Кабинета министров Италии, однако либеральное крыло и от преемников их упрямо требует продолжить начатое и довести его до конца. Вот только конец этот точно никого не прельщает и не сулит радужных перспектив — к дверям подступает зима, и Европа уже ежится в предвкушении повального холода.
Отчего-то у меня нет сомнений, что если грузинское руководство решит повести себя так же, как лидеры европейских государств, и начнет внушать нам, что ради обогащения Америки мы должны еще больше обнищать, то в знак протеста в Тбилиси на улицу выйдет гораздо больше людей, чем пришло на акцию в Праге.
Леван Габашвили