Государство вынесло на аукцион «Роги Рике», установив цену в 95 миллионов. По их предположению, должны были состояться оживленные торги, и государство должно было получить прибыль. В условиях продажи было написано также, что покупатель должен был осуществить дополнительно инвестицию в 10 миллионов, и в ближайшие три года там должны были быть пространства, обустроенные для выставок и общественного посещения, и театр. Значит, помимо, 10-милионной инвестиции, покупатель еще три года должен был работать в убыток. Не говоря уже о 95 миллионах, заплаченных за «Роги». Реально, государство искало покупателя, который решил бы в законсервированный объект в течение/ ближайших трех лет законсервировать, самое меньшее, 100 миллионов лари. Как и следовало ожидать, покупатель не появился, и «Рогами Рике» никто не заинтересовался.
В 2018 году государство вынесло на продажу Почту Грузии, но из-за того, что эта организация работала в убыток, и ей необходима была инвестиция в несколько десятков миллионов, желающих ее приобрети не оказалось. Следующая попытка была в мае прошлого года, но Почта по-прежнему продолжала работать с убытками, и продать ее снова не удалось… А теперь…
«Задание выполнено. Сразу же при назначении на этот пост я получил задание – это коммерциализация-приватизация. Сегодня я с гордостью могу сказать, что менеджмент добился того, что эта компания стала инвестиционно привлекательной», — сказал генеральный директор Почты Грузии Леван Чикваидзе, который превратил Почту Грузии в прибыльный бизнес и… этот прибыльный бизнес государство продает.
Прежде чем перейти к другим деталям, познакомим с данными из имущественной декларации господина Чикваидзе. В Почту Грузии входит «Лотерейная компания Грузии» и «Экспресс». Так вот, руководителем всех трех является именно Леван Чикваидзе. Он за работу на должности руководителя Почты Грузии в виде зарплаты в год получил 46 829 лари, за руководство «Лотерейной компанией Грузии» в тот же год — 75 250 лари, а за шефство «Экспресса» — 35 909 лари. То есть, один человек трудится на трех местах и в год вырабатывает 150 тысяч лари.
Теперь что касается непосредственно Почты. Для ее развития государство потратило несколько десятков миллионов. Потратило для того, чтобы Почта Грузии стала прибыльным бизнесом и не была на дотации. Видимо, это удалось, Почта работает с прибылью, и… государство ее продает. Покупателю не нужна никакая инвестиция (иначе, что же Чикваидзе называет «инвестиционно привлекательным»?). Он, просто, примет налаженный бизнес и спокойно будет получать доход. Ну и что, что на налаживание этого бизнеса государство потратило мои и ваши деньги?! Ну и что, что годами тащило ее и тратило миллионы?! Вот, она окрепла, и, вместо того, чтобы отлаженную компанию оставить себе и на работу с прибылью, возместить потраченные деньги, и в бюджет поступила дополнительная сумма, Почта Грузии продается. А вот, откуда должны появиться обратно потраченные миллионы, никто не знает.
Приведу еще один пример. Недавно открылась теплостанция. Ее на инвестицию в 250 миллионов построила китайская компания. Разумеется, власть аплодировала иностранной инвестиции и приветствовала появление новых рабочих мест. Согласно договору, теплостанция в течение 25 лет будет в руках китайской компании, и в эти годы она получит в качестве прибыли, самое малое, 700 миллионов долларов. Так вот, никто не говорит о том, что срок эксплуатации этой теплостанции 25 лет, и государство получит амортизированное предприятие. Предприятие, на ремонт которого понадобится, как минимум, 100 миллионов лари, и эту сумму должно будет заплатить государство. Вообще же, энергосектор — один из беспроигрышных бизнесов, и зачем государству понадобилось, чтобы такое прибыльное предприятие строили непременно иностранцы? Что, страна не смогла изыскать 250 миллионов, чтобы потом получить миллиардную прибыль? Смогла бы, господа, но тут дело в нашем колониальном отношении и в том, что наши «стратегические партнеры» запрещают нам экономически развиваться, и Грузии как стране запрещено вести и иметь прибыльный бизнес. ..
Когда Бидзина Иванишвили приходил к власти, было сказано, что он сделает страну процветающей, что уже годы он – успешный бизнесмен, и, если в Грузии кто-то разбирается в бизнесе, то это, в первую очередь, Иванишвили. Почему-то, мы не думаем, чтобы Иванишвили собственным бизнесом управлял так же, как государство – собственным ресурсом. Иначе, что означает продажа прибыльного предприятия?. Что значит, когда ничего не дающие «Роги Рике» оцениваются в сто миллионов? Почему мы радуемся, что через 25 лет государству вернут, вернее, бросят предприятие, ремонт которого обойдется в сто миллионов? Разве человек, который заключал с китайцами договор, не знал, что через 25 лет это уже будет не предприятие, а груда металлолома? Если знал и умышленно сделал, с него должны спросить, но, если не знал, тем более, должен ответить. Остается впечатление, что все нас обманывают, все подымают на смех.
Не подумайте, что бездумная трата денег – недостаток только нынешней власти. Кто не помнит, напомню, что в период правления «Нацдвижения» установленная на Рике «Палка», которая, якобы, была предназначена для туристов, чтобы они могли осматривать виды столицы, несколько раз портилась. Между тем, ее монтаж обошелся в 1,2 миллиона лари, а на демонтаж ушло 700 тысяч лари. То есть, миллион девятьсот тысяч мы на что-то выбросили, и ответственность за это ни на кого возложена не была.
Теперь легко догадаться, почему власть не выполняет обещание и почему не открывает предприятия. Оказывается, не имеет смысла, поскольку, пока предприятие наладится, пока оно работает в убыток, пока государство его будет финансировать, а вот потом продаст, и владельцем прибыльного предприятия станет какой-нибудь бизнесмен. Потом все забудут, что это предприятие в свое время было создано государством и… Реально у нас нет ничего, мы не производим или не можем производить, практически, ничего, и государство избавляется от того, что у него есть.
Уже даже несерьезно говорить о минеральных водах и вине, поскольку ясно проявилось, что эти наши продукты в мире нужны единственной стране – России. Той России, с которой мы постоянно стараемся испортить отношения. На европейский рынок наши минеральные воды не были впущены французскими и швейцарскими компаниями, вина – изгнали португальские, французские и испанские компании. И поэтому чуть ли не 90 процентов экспорта Грузии привязано к России. Несмотря на то, что мы ежедневно ругаем северного соседа, нашу продукцию туда все же поставляют. Кто-нибудь хотя бы на секунду подумал о том, что произойдет, если Россия откажется принимать товар из Грузии? Мы нигде ничего продать не сможем, и государство не будет осуществлять субсидии. Нам ведь даже говорят – мол, забудьте о субсидиях, но теперь выясняется, что на развитие находящихся в их руках предприятий государство осуществляет многомиллионные инвестиции. Повторяю: это не плохо, но плохо то, что уже вышедшее на прибыль предприятие государство выносит на аукцион и избавляется от него.
Вообще же, все это кажется странным только на первый взгляд, но ведь факт и то, что эти прибыльные предприятия рядовой человек купить не сможет, и ими завладеют опять же приближенные к власти бизнесмены. Соответственно, государственные деньги не на ветер будут выброшены, а пойдут на еще большее укрепление придворных бизнесменов, и конкретные люди на всем этом даже нагреют руки.
Не могу сказать, до каких пор должно продолжаться все это, но факт, что найти работу, даже тяжелую, в Грузии стало роскошью. Изголодавшиеся люди готовы на все, лишь бы члены их семьи не умерли от голода, но работы, просто, нет. Точно можно сказать, что действующая власть перед выборами не станет выступать с инициативой и обещанием открыть предприятия, поскольку люди точно знают, что это сделано не будет, и не поверят. А вот, оппозиция обязательно обещание даст и даст в надежде на то, что избиратель данные ею обещания позабыл. Предприятия и рабочие места они тоже нам обещали, но так же не выполнили.
А до начала предвыборной лихорадки будем спокойны, смотреть на ничего не дающие «Роги Рике» и подождем, во сколько оценят оппозиция или власть наши голоса. Ясно, что они не жалели денег взамен голосов, и 2020 год также не будет исключением.
Бесо Барбакадзе