Эр-Рияд резко снижает добычу нефти — сразу на десять процентов. Цель — удержать цены на нужном уровне. Главный вопрос — кто недосчитается арабских поставок. Азиатов уже успокоили: они все получат. Значит, урежут экспорт на Запад. Сырья рискуют лишиться крупнейшие американские НПЗ. США, наоборот, хотят сбить котировки, однако у саудитов собственная игра.
Сократит до минимума
На июньской встрече ОПЕК+ ведущий мировой экспортер черного золота преподнес рынку сюрприз: с июля сокращает производство до девяти миллионов баррелей в сутки. Это на полтора миллиона меньше, чем в начале года, и вообще минимум за десять лет. Остальные участники картеля лишь пролонгировали предыдущие ограничения до конца 2024-го.
В Эр-Рияде хотят закрепить котировки выше 80 долларов за баррель. По мнению аналитиков, эффект однозначно будет.
В результате у саудитов останется менее шести миллионов баррелей на экспорт. Нефтяной гигант Saudi Aramco заверил азиатских клиентов, что им беспокоиться не о чем: купят столько, сколько захотят. США и Европа — другое дело.
Этой тактикой Эр-Рияд уже успешно воспользовался шесть лет назад — и развернул ситуацию на рынке в свою пользу.
«Экспорт в США значительно снизится», — сообщил министр энергетики Халид аль-Фалих в мае 2017-го, после встречи ОПЕК+. К июлю поставки за океан рухнули до 30-летнего минимума. А нефть подорожала на 20 процентов.
Наблюдатели уверены: то же самое саудовцы, схлестнувшиеся с американцами в жесткой борьбе за цены, провернут и сейчас.
Кто кого
Это противостояние журналисты окрестили «королевской битвой».
Снижение котировок за последний год в значительной степени связано с агрессивным ужесточением денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы. Это перекрыло воздействие сокращения добычи в ОПЕК+.
«По сути, принц Абдель Азиз бин Салман сражается с председателем ФРС Джеромом Пауэллом», — отмечают аналитики Bank of America.
Brent сейчас — порядка 75 долларов за баррель. Но саудитам нужно не меньше 80, чтобы финансировать свои мегапроекты, в частности «город будущего» Neom стоимостью около триллиона долларов.
По мнению Bank of America, в итоге цены будет определять не Эр-Рияд. Однако, по прогнозам аналитиков, к концу года котировки в любом случае поднимутся до 80, поскольку ФРС, вероятно, приближается к концу цикла повышения ставок на фоне продолжающегося снижения инфляции.
Чем заместить
Сокращение добычи в любом случае ударит по американским НПЗ, зависящим от арабской нефти. В том числе — по Motiva в Техасе, где другого сырья просто нет.
«По условиям контракта, ATA — единственный поставщик для Motiva Enterprises, которая владеет крупнейшим НПЗ в Северной Америке мощностью 630 тысяч баррелей в сутки», — сообщали в Aramco Trading Company («дочка» Saudi Aramco) в январе.
На Motiva приходилось почти 45 процентов саудовской нефти, которую США импортировали в первом квартале. То есть порядка 182 тысяч баррелей в день.
В июне, по прогнозу лондонской Energy Aspects, этот показатель упадет до 25 тысяч.
Грядущий дефицит
Хотя американский экспорт быстро рос и достиг почти 12 миллионов баррелей в сутки, импорт остается стабильным — порядка десяти миллионов. Доля Эр-Рияда — около десяти процентов.
Когда Саудовской Аравии нужно быстро убедить рынок в том, что предложение сокращается, и повысить цены, ничто не сравнится с урезанием экспорта в США, указывают аналитики JP Morgan.
Санкции на российские углеводороды дают Эр-Рияду дополнительное преимущество: при нехватке сырья США и Европа не cмогут сразу найти альтернативу, в отличие от НПЗ Азии.
По мнению ряда аналитиков, саудиты могли и просчитаться, «непреднамеренно оказав долгосрочную поддержку американской энергетической отрасли», отмечает Reuters.
Однако ситуация в США изменилась.
По данным Управления энергетической информации МЭА, темпы роста сланцевой добычи в последние два года существенно упали и сейчас более чем на 50 процентов ниже, чем перед пандемией. Специалисты указывают на рост затрат, истощение месторождений и структурный сдвиг в инвестиционных стратегиях.
Так что политика Эр-Рияда — существенная угроза. Собственного производства нефтепродуктов не хватает. США по-прежнему — нетто-импортер черного золота, и любое сокращение поставок чревато дефицитом.
«Импорт из Саудовской Аравии — примерно 550 тысяч баррелей в день. Возникает вопрос, чем его заместить. Теоретически можно покупать в Канаде и Мексике. Но, во-первых, увеличить добычу там быстро не получится. Во-вторых, по характеристикам эта нефть не подходит для американских НПЗ, заточенных на определенные сорта», — говорит Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
Согласно прогнозу Rystad Energy, глобальный рыночный дефицит превысит три миллиона баррелей в сутки. Для США это означает нехватку нефтепродуктов, в первую очередь бензина, и скачок цен на топливо на десять-пятнадцать процентов.
ria.ru