Германия собирается дезертировать из плотных западных рядов. Именно об этом сейчас пишут некоторые европейские СМИ, узнавшие из немецкой Bild о том, что новый канцлер Германии Олаф Шольц собирается встретиться с Владимиром Путиным для того, чтобы защитить немецкие государственные интересы.
Мозги прочищены
Еще недавно немецкая Bild называла Олафа Шольца человеком, готовым дать отпор Путину. Сейчас же она пишет о том, что канцлер собирается сделать российское направление внешней политики чуть ли не главным своим приоритетом и хочет уже в январе встретиться с российским президентом для того, чтобы провести «компетентную перезагрузку» российско-американских отношений. Якобы сейчас встреча активно прорабатывается на уровне советников глав государств – стороны должны четко проработать повестку мероприятия, а также достичь каких-то предварительных договоренностей об итогах саммита.
Почему Шольц проявляет такую активность? У него есть как минимум несколько серьезных мотивов.
Так, нынешний энергетический кризис в Европе (во время которого биржевая цена на газ пробила показатели в 2000 долларов за тысячу кубов) несколько прочистил европейские мозги. И если от упора на «зеленую энергетику» Европа пока не отказалась, то важность России как поставщика дешевого и надежного трубопроводного газа, по всей видимости, оценила. Особенно оценила Германия, где завершается закрытие АЭС и отсюда повышается роль российского «голубого топлива» в энергобалансе страны. Так что если раньше Берлин еще как-то обращал внимание на возмущения восточноевропейских стран и Украины об угрозе, которую якобы создает для безопасности Евросоюза энергетическое сотрудничество с РФ, то сейчас стимулов идти на поводу у опасных фобий будет меньше. «Берлин делает выбор в пользу дешевой энергии за счет энергетической безопасности своих европейских партнеров», — возмущается известный американский журналист Том Роган, перечисляя затем целый список немецких грехов (среди которых оказалось и якобы содержание на своей территории путинских объектов по производству химического оружия).
Второй серьезной прочисткой немецких мозгов стали российско-американские переговоры. При Ангеле Меркель немцы либо верили, либо делали вид что верят в западную солидарность. В то, что США и Европа стоят плечом к плечу и совместно отстаивают свои интересы. Однако когда Москва, отчаявшись достичь конструктива в переговорах с Евросоюзом, предложила прямые переговоры с американцами, а Штаты в ответ согласились, то Евросоюз и та же Германия оказались на обочине переговорного процесса. Их вялые возмущения на тему того, что «нельзя обсуждать безопасность Европы без Европы» привели лишь к тому, что переговоры о формате соглашения Россия-НАТО будут вестись с участием стран НАТО. Первая такая дискуссия назначена на январь, однако пройдет она лишь после российско-американского диалога. А значит рискует превратиться лишь в донесение результатов этого диалога до обеспокоенной общественности.
Доказательство конструктива
Именно поэтому господину Шольцу нужно срочно повышать субъектность Германии (как отдельной страны и как лидера Евросоюза) в глазах России. В том числе и через прямые переговоры с Владимиром Путиным.
Москва, понятное дело, не против таких встреч – если они будут проходить конструктивно, закончатся конкретными договоренностями и гарантией имплементации данных договоренностей. Собственно, у немцев есть возможность доказать свой конструктивный подход уже в ближайшие дни. 6 января, на встрече замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака, советника канцлера ФРГ по внешней политике Йенса Плётнера и советника президента Франции по стратегической дипломатии Эммануэля Бонна будет обсуждаться украинский вопрос. Германию и Францию уже обвинили в том, что они собираются на троих с Россией решать украинские вопросы без Украины, однако тут дело совсем не в попытке кого-то дискриминировать. Просто трое конструктивных, взрослых участников нормандского формата соберутся специально без украинского коллеги для того, серьезно обсудить все вопросы. Причем соберутся именно в Москве.
Что же касается имплементации, то тут Берлину доказать свою серьезность будет сложнее – далеко не все в правительстве ФРГ разделяют конструктивный подход Шольца. Главным оппонентом канцлеру в российском вопросе является министр иностранных дел Анналена Бербок, которая получила этот пост не благодаря профессиональным навыкам в дипломатии, а в рамках коалиционного соглашения. «Признавая тот факт, что без мер по их защите европейские ценности и суверенитет ничего из себя не представляют, Бербок настаивает на гораздо более жесткой политике в отношении Пекина и Москвы», — радуется Том Роган.
При этом решать проблему с Бербок канцлеру Шольцу нужно как можно быстрее – ведь он является отнюдь не единственным европейским политиком, который претендует на роль моста между Евросоюзом и Россией (роль, которая принесет многочисленные дивиденды в случае, если Москва и Вашингтон о чем-то договорятся). Среди претендентов, вероятно, и премьер-министр Италии Марио Драги. Он уже заявлял о бессмысленности введения санкций против России за рост европейских цен на газ, а сейчас говорит о том, что Москва не собирается нападать на Украину и привержена дипломатическому решению проблем с Киевом.
Пока что Берлин информацию о методах решения никак не комментирует – как, собственно, и сам будущий саммит с Владимиром Путиным. В посольстве ФРГ в Москве говорят о том, что «не могут подтвердить информацию» о встрече – что в переводе с дипломатического языка на русский означает, что встреча готовится. И подготовка эта требует сосредоточенности, но главное — тишины. Отсутствия воя со стороны восточноевропейских стран, которые не хотят, чтобы Германия договаривалась, а тем более запускала «компетентную перезагрузку» с Россией за счет их интересов и фобий.