Домой Рубрики Политика Клочок бумаги, который Путин заставил Байдена разорвать собственными дрожащими руками

Клочок бумаги, который Путин заставил Байдена разорвать собственными дрожащими руками

«Нам теперь нам надо гнаться за другой звездой…»

Вторая половина 80-х годов ХХ столетия. Советский Союз погрузился в эпоху так называемой «перестройки», а Грузию охватил патриотический пыл национального движения. Однако если аллегорически перефразировать знаменитый фрагмент текста из блестящего рассказа «Мамелюк» Кондратия Татарашвили (псевдоним «Уиараго» – «Безоружный): «Ни первый не был арабом, ни другой – венецианцем, оба были сынами злосчастной Грузии» – то получится примерно такой оборот: ни «перестройка» не была советской, ни «национальное движение» – грузинским. И одно, и другое явление – это зародившаяся в кабинетах Центрального разведывательного управления США специально для того, чтобы развалить Советский Союз, а Грузию сбить с пути, продиктованного исторической логикой, заставив ее сменить геополитические ориентиры. «Грузия должна стать членом НАТО!» — эту нелепость впервые прокаркали как раз в кругу называемого национального движения.

После этого миновало почти сорок лет. Членом НАТО Грузия за это время так и не стала, тем не менее, расплодившиеся представители западной агентуры или просто тупоголовые грузины по сей день продолжают увязывать судьбу Грузии с Североатлантическим альянсом. Причем, представители национального движения лишь впустую каркали о членстве в НАТО, однако пришедший к власти по второму кругу Шеварднадзе подошел уже непосредственно ко входным дверям в блок НАТО и даже постучался них. Для Саакашвили подобного деликатного постукивания оказалось недостаточно, и он вознамерился дверь распахнуть. Не вышло, зато он заручился твердым обещанием, что Грузия получит членство НАТО, правда, в неопределенном будущем (когда-нибудь). Все это происходило в 2008 году на Бухарестском саммите альянса, но в конечном счете какого-либо ощутимого результата данный исторический факт так и не дал. Впрочем, никто на результат, похоже, и не рассчитывал, цель заключалась в том, чтобы пустить пыль в глаза грузинской общественности и не дать людям, одурманенным перспективой членства в альянсе, подумать о каком-либо другом направлении, кроме НАТО.

Так, собственно, и случилось. Грузинский народ не стал даже задумываться (во всяком случае, на уровне официоза) об альтернативе Североатлантическому альянсу. А представители грузинской власти и сегодня всем своим нутром отчаянно тянутся к НАТО, хотя никаких движений после Бухарестского саммита в этом направлении не происходило, все словно застыло на месте. И у этого существует хорошо известное объяснение, которое все намеренно упускают из виду. Североатлантический альянс представляет собой сложный конгломерат, где для приема нового члена по уставу необходим полный консенсус всех участников. То есть, при нынешней структуре за вступление Грузии в альянс должны проголосовать все его тридцать государств-членов. В обстановке, когда Россия выступает категорическим противником расширения НАТО, всегда найдется несколько государств, которые хотя бы из-за нежелания обидеть Россию, воздержатся отдать свой голос за нового члена. Кроме того, согласно Уставу НАТО, членами альянса не могут становиться государства, имеющие спорные территории, то есть, Грузия не отвечает ни этому одному из этих принципиальных требований. Короче говоря, коллективный Запад так и не рискнул принять Грузию и Украину в состав альянса. Очень старались, много помучались, но вопрос не решен по сей день. А теперь, вдобавок, дело крайне осложнилось и по другой причине.

Требование России о приостановлении расширения НАТО приняло категорический характер, поскольку это так называемое расширение стало носить откровенно антироссийскую направленность. Россия на протяжении длительного времени акцентировала внимание на данном вопросе, однако в последний период заявления Путина на этот счет становились все более категоричными. Одно из последних содержало следующие пояснения: «Расширение блока НАТО на восток, в том числе за счет Украины — это один из ключевых вопросов обеспечения безопасности России на среднесрочную и даже стратегическую перспективу. Мы об этом говорим постоянно, публично, предупреждаем наших партнеров о том, что для нас это не приемлемо. Один из тезисов очень простой, мы об этом тоже говорили, конечно, каждая страна имеет право выбирать наиболее приемлемый для себя способ обеспечения безопасности, но это должно быть сделано таким образом, чтобы не нарушать интересы других стран, и не подрывать безопасность других стран, в данном случае России». Конкретно Грузия в заявлении не упоминалась, но, несмотря на это, было яснее ясного, что вместе с Украиной все сказанное касалось и нас. Мы же прекрасно понимаем, что государственный переворот на Украине под видом майдана американцы осуществили с единственной целью – оторвать эту страну от России, полностью вывести ее из-под российского влияния и насильно затащить в НАТО. Почему насильно? А каким еще словом назвать факт, когда государство, в котором по различным данным (однозначных цифр нет, потому что истинные сведения украинские власти практически засекретили) проживает более сорока процентов представителей русской национальности, пытаются включить в военный блок, нацеленный против их исторической родины. Это откровенная попытка силой навязать населению настроения, противоречащие его природному желанию, и все это давно стало отличительным почерком США и коллективного Запада в международных отношениях.

Американцы развернули на Черном море такую вызывающую тревогу военную активность, что если б российской стороной вопрос не был поставлен с такой категоричностью, мы бы все стремительно покатились к глобальному столкновению и к третьей мировой войне. С уверенностью можно сказать, что разрядке крайне накалившейся обстановки в регионе и в мире способствовала прошедшая в видеорежиме встреча президентов России и США и переговоры между ними. Обычно после встреч такого рода и широкая общественность, и политические обозреватели начинают анализировать их итоги по незатейливому принципу – кто же одержал победу, а кто потерпел поражение. Изначально ясно, что он не может, конечно, считаться корректным и точным. Однако тут присутствует несколько ракурсов, и оценки во многом зависят от того, под каким это дело рассматривать. Когда очевидно, что общая напряженность, если не полностью спала, то ощутимо разрядилась, никому, безусловно, не придет в голову говорить о чьем-то проигрыше. Напротив, главный тезис, что все оказались в звании победителя. Однако если кого-то все-таки интересует, позиция какой стороны была удовлетворена в большей степени, то тут однозначно можно заключить – победу в этом политическом, геополитическом и дипломатическом единоборстве на высшем уровне одержал российский президент. В ходе разговора с Джо Байденом Владимир Путин открытым текстом объяснил: вас тревожит расположение частей российской армии, причем, на своей собственной территории и за тысячи километров от вашего государства, а у нас вызывает тревогу напряженная обстановка непосредственно у наших границ. Исходя из этого, нас беспокоит вопрос безопасности России в глобальном плане, а потому мы требуем юридических гарантий того, что НАТО не станет расширяться на восток. Реакция Байдена на столь прямолинейно поставленный вопрос оказалась правильной, однако крайне для всех неожиданной: он не стал спорить и пообещал, что в ближайшее время договорится с союзниками по поводу предоставления России юридических гарантий безопасности. Байден подчеркнуто сказал и о том, что даже в случае осуществления возможной агрессии со стороны России, США не собирается посылать американские войска на Украину, поскольку Украина не является государством-членом НАТО.

Я далек от наивных иллюзий, чтобы безоговорочно положиться на то, в чем заверяют американцы и коллективный Запад в целом, или чтобы до конца поверить в искренность ими сказанного, однако в данном случае речь идет совсем не об этом. Мы пытаемся проанализировать сказанное на встрече двух лидеров, чтобы определить, кто из них сумел в большей степени отстоять озвученные до этого позиции и проводимый курс. При всей скудости информации относительно этого общения двух президентов, которая стала доступна широкой общественности, создается впечатление, что Россия ни на пядь не отступила ни в чем назад, в то время, как американский президент был вынужден признать, что им будет проведена работа по созданию документа, предоставляющего гарантии безопасности России, и что США, даже в случае агрессии России против Украины, не станет оказывать этой стране военной помощи, поскольку Украина не является членом НАТО. Правда, говоря о деталях диалога, все стороны акцентируют внимание на выигрышных для себя результатах, но, тем не менее, согласие заняться разработкой документа, обеспечивающего гарантии безопасности России, все-таки дает возможность говорить о том, что России удалось на этот раз провести свое, а это означает, что ни Украина, ни Грузия теперь уже членами НАТО стать не смогут. О том, что ситуация складывается именно так, свидетельствует и заявление, распространенное Министерством иностранных дел России. Оно имеет крайне важное значение, так как в нем Россия требует от НАТО отменить обещание о приеме Украины и Грузии, данное на Бухарестском саммите 2008 года. Можете ознакомиться с текстом этого заявления:

«В коренных интересах европейской безопасности необходимо официально дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО 2008 г. о том, что «Украина и Грузия станут членами НАТО», как противоречащее обязательству лидеров всех государств-участников ОБСЕ – «не укреплять свою безопасность за счет безопасности других».

Настаиваем на юридическом закреплении договоренности о неразмещении США и другими странами НАТО ударных систем вооружений, создающих угрозу Российской Федерации, на территории соседних с ней стран, как входящих, так и не входящих в Североатлантический альянс.

Также настаиваем на получении конкретной реакции НАТО на выдвинутые ранее наши предложения по снижению напряженности в Европе, включая, в частности:

— отвод районов оперативных учений на согласованное расстояние от линии соприкосновения Россия-НАТО;

— согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов для предотвращения опасной военной деятельности, в первую очередь – в балтийском и черноморском регионах;

— возобновление регулярного диалога между оборонными ведомствами по линии Россия-США и Россия-НАТО.

Призываем Вашингтон присоединиться к одностороннему российскому мораторию на развертывание наземных РСМД в Европе, согласовать и ввести необходимые меры по верификации выполнения обоюдных обязательств.

По указанным направлениям Россия в ближайшее время представит проекты международно-правовых документов для начала переговоров в соответствующих форматах.

В частности, внесем комплексное предложение о правовых гарантиях безопасности в рамках подготовки к очередному раунду российско-американского диалога о стратегической стабильности. Выступим за предметное обсуждение военных аспектов обеспечения безопасности по линии министерств обороны с участием также внешнеполитических ведомств России и стран НАТО.

Считаем необходимым, чтобы и ОБСЕ, где представлены все страны евроатлантического региона, не оставалась в стороне от дискуссий по решению проблем евробезопасности».

Но еще более примечательным, чем это крайне серьезное заявление, является сам по себе факт, что возникли основания и предпосылки для того, чтобы его озвучить. Ведь Россия требует дезавуировать обещания, данные НАТО тринадцать лет назад, о которых руководство Грузии того времени отзывалось с восторгом, утверждая, что Грузия на Бухарестском саммите получила «нечто лучшее, чем ПДВ» (План действий по вступлению). То есть, обстоятельства повернулись уже таким образом, что Россия претендует на улучшение своих позиций не только в будущее, но и в прошлом. А Грузия портила себе дело не только в прошлом, но, судя по всему, намерена поступать аналогичным образом и в будущем. Для наглядного подтверждения достаточно привести хотя бы текст распространенного в ответ на заявление Министерства иностранных дело России заявления Министерства иностранных дел Грузии.

 «Министерство иностранных дел считает неприемлемым заявление, сделанное Министерством иностранных дел Российской Федерации, согласно которому Российская Федерация настаивает на дезавуировании решения Бухарестского саммита НАТО 2008 г. о том, что «Украина и Грузия станут членами НАТО». На Бухарестском саммите 3 апреля 2008 года лидеры стран членов НАТО приняли решение о том, что Грузия (и Украина) станет членом НАТО. Вышесказанное представляет собой крайне важное, составленное на базе консенсуса политическое заявление, которое опирается на фундаментальные принципы международного права о том, что каждое государство пользуется суверенным правом выбирать свой собственный внешнеполитический курс. Данное решение отвечает также статье 10 Североатлантического соглашения, согласно которому членом НАТО может стать любое европейское государство, которое разделяет предусмотренные соглашением принципы и будет вносить вклад в безопасность североатлантического пространства. Вступление в члены НАТО представляет собой суверенное решение Грузии, которое проистекает из непоколебимой воли населения Грузии. Указанная цель отражена также в Конституции Грузии. Примечательно, что принятое на Будапештском саммите решение повторялось на всех последующих саммитах НАТО, состоявшихся после 2008 года. А коммюнике, принятое в 2021 году на саммите НАТО в Брюсселе, подчеркивает, что союзники считают недопустимым вмешательство в определение приоритетов тех или иных стран любой третьей стороны. С учетом всего вышеизложенного, Министерство иностранных дел считает недопустимым любое заявление, сделанное третьей стороной относительно пересмотра решения Бухарестского саммита, так как это противоречит фундаментальным принципам и нормам международного права. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что сегодня главный вызов для архитектуры европейской и евроатлантической безопасности представляют собой как раз действия Российской Федерации, выраженные в оккупации и аннексии территорий соседних суверенных государств, игнорировании основополагающих принципов международного права и невыполнении ею же самой взятых на себя обязательств».

Автор можно сказать даже грозно высказал, что лежит у него на сердце, однако если очистить плод его творчества от шкурки в виде слов «оккупация» и «аннексия», ничего от этого текста не останется. Потому что ни из этого НАТО, ни из бесконечных воплей по поводу оккупации и аннексии, ни из пресловутого Бухарестского саммита и ложной поддержки Генерального секретаря НАТО все равно ничего не вышло. Той самой поддержки, которую он выразил параллельно с жиденьким текстом нашего министерства, наверное, им же самим и надиктованным:

 «Наша позиция неизменна. Фундаментальный принцип состоит в том, что все страны обладают правом выбирать собственный путь. Это отражено во многих документах и соглашениях, которые подписаны и Россией. Там отчетливо сказано, что у всех независимых суверенных стран есть право выбирать свой курс, в том числе, решать, в какого типа соглашении по безопасности они желают принимать участие. Отношения НАТО с Украиной могут определяться только 30 союзниками по альянсу и самой Украиной, и никем более. Для нас неприемлемо, что Россия пытается восстановить систему, в которой у крупных государств, сходных с ней, имеются сферы влияния, и они могут осуществлять контроль и решать, что можно делать другим членам». Не испытываю никакого желания ставить кого-то в неловкое положение, тем более, такое высокое должностное лицо, как Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, однако он не оставил мне, к сожалению, иного выхода. Либо этот человек глух, либо слышать-то слышит, но не в состоянии осознать, что ему говорят. Выразить мысль понятней, чем это обычно делает Путин, невозможно. Вот что он сказал по вопросу Украины:

«Мы исходим из того, что наши озабоченности хотя бы на этот раз будут услышаны. До сих пор в течение предыдущих десятилетий мы постоянно говорили о наших озабоченностях и просили этого не делать, но, тем не менее, инфраструктура НАТО неизбежно приближалась к нашим границам. И теперь мы видим комплексы противоракетной обороны в Польше и Румынии. У нас есть все основания полагать, что то же самое произойдет в случае принятия Украины в НАТО, но уже на украинской территории. Ну как же мы можем об этом не думать? Это было бы преступным бездействием с нашей стороны — безвольно наблюдать за тем, что там происходит».

Да пусть Столтенберг и НАТО хоть головой о стенку бьются – я говорю все это вовсе не для них. Я обращаюсь к грузинскому руководству, потому что как по-другому объяснить простейшую истину, не знаю. Да, вы имеете право выбрать путь, который считаете приемлемым, но ведь и Россия обладает правом не допускать размещения вражеских ракет у своих границ. Поскольку вы записались в лагерь врагов России, там, где она начинается, ваша свобода кончается. Все предельно просто, однако вы, естественно, не поняли, и потому российскому президенту пришлось объяснить эту простую истину вашему повелителю господину Байдену. А теперь уже все! Ни Путина, ни, между прочим, и меня, больше не интересует, что вы понять в состоянии, а что нет. Теперь главное, чтобы грузинский народ осознал совершенно новую реальность, которая установилась после состоявшихся 8 декабря переговоров Путина и Байдена. А выглядит эта реальность так.

Нет больше НАТО! Организация НАТО испустила дух!

Не рассчитывайте увидеть ботинок НАТО на грузинской (и украинской) земле!

Отныне НАТО не сможет совать свое злое рыло туда, где делать ему нечего!

А теперь делайте, что угодно, к этим клочком бумаги, на котором сформулирована статья коммюнике Бухарестского саммита, по которой Грузия и Украина когда-нибудь станут членами НАТО. Судьба этого листка, который Саакашвили и националы, помешанные на Западе и НАТО, назвали «чем-то лучше ПДВ», завершилась самым печальным образом. Тем не менее, даже несмотря на эту совершенно новую реальность, в которой мы оказались после 8 декабря, вы по-прежнему не только сугубо внешне, но и всем существом своим продолжаете фанатично и бессмысленно молиться на клочок бумаги, который Путин заставил Байдена собственными дрожащими руками разорвать о ваши головы. С Россией вы говорить не хотите? А теперь вот и Россия говорить с вами не захочет. Она уже переговорила с вашим повелителем и заставила его сделать то, что, в том случае, если б это сделали вы, могло принести вам от России гарантии территориальной целостности. Теперь же вы не получите ровным счетом ничего. Вам остается дождаться очередной директивы от Байдена, в которой будет сказано, что поскольку НАТО ради сохранения баланса сил в мире и из уважения к высшим идеалам человечества отказывается от расширения на восток, принятие Грузии и Украины в эту организацию откладывается на неопределенный срок.

Валерий Кварацхелия

P.S. Российский президент выступил с сенсационным заявлением: «Ведущие военные державы мира, безусловно, будут обладать таким же оружием, которое есть сегодня у России, я имею в виду гиперзвуковое оружие, но мне думается, что мы сможем приятно удивить наших партнеров тем, что когда у них это оружие появится, с большой долей вероятности, у нас появятся средства борьбы с этим оружием»

Мне неизвестно, когда, наконец, отойдет ото сна и проснется ли вообще грузинская общественная мысль, но я знаю, что эпоха превосходства НАТО давно закатилась. Как говорил великий Илья: «Нам теперь нам надо гнаться за другой звездой…»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь