Домой Новости Мир Капут батареи, капут ветряки : каково состояние энергетики Евросоюза накануне новой зимы

Капут батареи, капут ветряки : каково состояние энергетики Евросоюза накануне новой зимы

9 августа спецпредставитель Евросоюза по африканскому региону Сахель, бывшая замминистра иностранных дел Италии дель Ре принесла радостную весть: уже введённые против Нигера санкции работают. Работают не так, как те же антироссийские, когда неясно, кто в большем проигрыше, а по-настоящему: в стране стало ещё больше не хватать еды и лекарств, начались перебои с электричеством.

Дель Ре назвала эти явления «прогрессом» и заявила, что давление на пришедшее к власти военное правительство Нигера нужно продолжать до тех пор, пока оно не вернёт к власти свергнутого президента Базума. Евросоюз сейчас как раз продумывает новый пакет санкций против африканской страны, который уж точно заставит «хунту» прогнуться.

Чем мир после 24 февраля 2022 г. определённо стал лучше, так это внезапно прорезавшейся у «белых господ» откровенностью, хоть и не всегда осознанной. Например, в этом заявлении европейской чиновницы прекрасно просто всё, особенно то, как радость коллективной Европы ещё большему голоду голодных сочетается с криками западной пропаганды типа «Путин использует еду как оружие». На самом деле, таких откровенно колониальных речей в духе середины прошлого века не было слышно уже давненько.

Почти не скрываются и реальные причины, по которым бывшие метрополии скрежещут зубами: переворот в Нигере поставил под вопрос доступ французских энергетических концернов к местным месторождениям урана и сочинённый в 2022 г. проект газопровода NIGAL из расположенной южнее Нигерии в Алжир, с последующей транспортировкой газа в Европу. Беспокойство на этот счёт было озвучено едва ли не раньше, чем пошли дежурные речи о «демократии в опасности». Сейчас американцы и французы активно подбивают соседние с Нигером страны на военное вторжение, а будь у них такая возможность, организовали бы прямую «гуманитарную интервенцию».

Капут батареи, капут ветряки

Вся эта судорожная активность руководителей ЕС абсолютно не удивляет. Наблюдавшаяся весной в Брюсселе и других европейских столицах эйфория по поводу «успешно» пережитой первой зимы без российских энергоносителей сменилась осознанием, что это получилось далеко не бесплатно, а за счёт резкого промышленного спада. За лето экономическое пике стало только круче, приближается новая зима – и тут, как нельзя кстати, очередной болезненный пинок по животу европейской «энергобезопасности».

По большому счёту, сложившаяся ситуация в экономике ЕС – это всего лишь подтверждение двух простых тезисов: что на сегодняшний день энергетика совсем без ископаемого топлива не вывезет промышленность, и что без промышленности невозможно будет поддерживать саму энергетику. Об этом неоднократно предупреждали ещё до начала глобальных политических перемен, в период активного увлечения европейских политиков «зелёной» повесткой.

Тогда одним из аргументов «экологов» в споре с консерваторами была якобы существующая возможность отката к исходному «грязному» состоянию, если с «чистой» энергетикой что-то пойдёт не так. Ныне же, когда «безуглеродная» энергетика стала для ЕС ещё и безальтернативной, прогнозы скучных ретроградов о неизбежном спаде (кто бы мог подумать) сбываются в полной мере.

Максимально нагляден в этом смысле пример теперь уже бывшего экономического локомотива Евросоюза – Германии, больше прочих соседей по «демократическому» лагерю пострадавшей от потери российских энергоресурсов. 2 августа профильная группа немецкого правительства опубликовала отчёт о динамике энергопотребления за первую половину 2023 г. «Хорошая» новость в том, что снизилось потребление как собственно топлива (газа – на 10%, нефти – на 2%), так и электроэнергии – на 7%.

Плохая новость в том, что вся эта «экономия» стала следствием резкого спада самых энергоёмких отраслей промышленности: металлургии, машиностроения, стекольной и химической промышленности. Сам спад активности, в свою очередь, вызван резким падением рентабельности из-за скачкообразного роста цен на энергоносители, также являющиеся сырьём для химпрома, и электричество. По крайне «удачному» стечению обстоятельств, обвал пришёлся на те самые отрасли, которые приносили Германии львиную долю доходов.

Катится под откос и сама энергетика. Вопреки здравому смыслу, правительство Шольца решило всё-таки не продлевать эксплуатацию АЭС: 15 апреля три находившиеся в работе станции были заглушены, что означило выключение из баланса более 10% генерирующих мощностей, причём самых дешёвых и надёжных. Работа тепловых электростанций, как уже сказано, серьёзно подорожала.

Интереснее всего ситуация с теми самыми «зелёными» электростанциями: на сегодня они вырабатывают порядка трети всей энергии в Германии, но в скором времени могут начаться серьёзнейшие проблемы с их обслуживанием. Всему виной двойной удар политических обстоятельств: разрыв с Россией сказался на производстве материалоёмких крупных узлов и агрегатов, таких как крыльчатки и генераторы, а намечающийся разрыв с Китаем грозит дефицитом электронных компонентов.

На таком фоне производители оборудования для «зелёной» энергетики сами нездорово зеленеют с каждым днём. Филиал электротехнического гиганта Siemens, занятый производством энергетического оборудования, за текущий год уже потерял 4,5 миллиарда евро на подорожавшем гарантийном обслуживании своих ветряков, и это ещё не предел. 28 июля был введён запрет на использование бытовых солнечных генераторов фирмы Deye: вскрылись массовые неисправности, опасные для жизни пользователей. А швейцарская фирма Meyer Burger, являющаяся единственным в Европе производителем солнечных батарей, в начале августа заявила об отказе от планов строительства завода в Германии: в США предложили условия поинтереснее.

«Yes, будете голые & чёрные»

Плюс-минус аналогичная ситуация в Европе повсюду. В той же Швейцарии парламент, ввиду возникших рисков с возобновляемыми источниками энергии, рассматривает вопрос продления сроков службы действующих АЭС. Швеция также вновь поворачивается лицом к атомной энергетике, тогда как проект строительства на британском шельфе грандиозной «ветряной фермы» мощностью 1,4 ГВт заморожен из-за непомерного роста себестоимости – почти в два раза. Правительство Великобритании в июле объявило тендер на разработку малых модульных реакторов. Немцы же, тем временем, бьются с Еврокомиссией за субсидии (!) для строительства полусотни (!!!) газовых электростанций.

У всех этих прожектов есть общая проблема: ширина замаха не соответствует наличию ресурсов – не денег (которых, впрочем, тоже не хватает), а именно реальных ресурсов в виде промышленных мощностей и квалифицированных кадров. Будь Евросоюз чем-то вроде Советского Союза, обладай он возможностью жёсткого директивного перераспределения наличных резервов, тогда можно было бы задуматься о плане «ГОЭЛРО».

Но в реальности об этом можно только мечтать. Характерная публичная пикировка произошла в середине июля между министерствами энергетики Германии и Франции: последняя отказывает немцам в дальнейшем наращивании поставок электричества из опасений, что не хватит самим, при этом в ход идёт аргумент «каждая страна ЕС должна сама обеспечивать себя энергией». Берлин, в свою очередь, напоминает французам, как этой зимой снабжал их электричеством, перекрывая дефицит от находящихся в ремонте АЭС, и обвиняет Париж в неблагодарности.

Хотя перед глазами европейских «лидеров» есть опыт Украины, в условиях российских инфраструктурных ударов практически полностью остановившей промышленность и обеспечивающей население энергией с минимальными затратами, для ЕС такой вариант, конечно, неприемлем: взять европейцев на полный пансион попросту некому. Остаткам промышленности энергия нужнее, поэтому её собираются экономить наоборот, за счёт простых бюргеров. Надо сказать, при нынешних ценах западный обыватель и так не шикует, но его уже готовят к дальнейшему затягиванию поясов по самый хребет, пропаганда на полном серьёзе запускает в ход такие нарративы, какие ещё несколько лет назад можно было встретить только в сатире или откровениях душевнобольных.

Например, издание Die Welt 7 июля выкатило довольно длинную статью о глобальном вреде «светового загрязнения» в виде ночного освещения городов, которое обвиняется в нарушении естественного ритма дня и ночи. Последнее, в свою очередь, приводит к… росту онкологических и сердечных заболеваний, вымиранию насекомых-опылителей – а также «порожнему» расходу в 30-50% об всего объёма электроэнергии, идущей на бытовые нужды. 31 июля Bild опубликовал заметку о профессоре Бахмане, заведующем кафедрой права в престижном Университете Гумбольдта: этот предлагает установить розничную цену литра бензина от 100 евро, специально для того, чтобы всякие нищеброды отказались от автомобилей и не загрязняли окружающую среду.

Смех смехом, но в британском Оксфорде на этот год был запланирован эксперимент по разделению города на «пятнадцатиминутные районы» с социальными объектами в шаговой доступности, но с ограничением на выезд из района на моторном транспорте. По сути, речь шла о создании «мягких» гетто, и тоже под предлогами экономии и экологии, но после протестов местных жителей эксперимент был отменён – хотя вряд ли насовсем, коль скоро даже американцам глава Всемирного экономического форума глобалист Шваб предлагает будущее с «веерными отключениями» ради жизни на Земле.

Так что, не ровен час, скоро уже про Германию или Францию будут говорить точно так же, как нынче европейские чиновники про Нигер: всё по плану, нет еды и лекарств, и перебои с электричеством.

Автор: Михаил Токмаков

https://topcor.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь