Можно смело утверждать, что в грузинской политике по-прежнему сохраняются два полюса: по одну сторону экватора расположилась «Грузинская мечта», по другую – противостоящее ей «Национальное движение». Так было и на прошлых, и на позапрошлых, и на позапозапрошлых выборах. Предположение, будто партия Георгия Гахария сумеет выбиться на роль третьей силы и внесет дисбаланс в устоявшийся комфорт двух этих партий, не оправдалось. Более того, ожидания в отношение Гахария, особенно в столице, оказались явно избыточными и тщетными, так что, теперь экс-премьеру предстоит глубоко задуматься и понять: невозможно заручиться поддержкой избирателей, просто им подморгнув.
Начнем, однако, с начала и по порядку. Вскоре после обретения независимости грузинское общество раскололось на «звиадистов» и «путчистов», а несколько позже – на «звиадистов» и «шеварднадзистов», причем, на их фоне возникали партии, которые пытались выжить, укрывшись под крылом у кого-нибудь из них (например, республиканцы). Дальше появилось саакашвилевское «Национальное движение», в противовес которому осталась вся остальная Грузия, поскольку националы подошли к вопросу по-революционному просто – кто не с нами, тот наш враг. Впрочем, когда появлялась необходимость, «Национальное движение» в срочном порядке создавало партии-сателлиты, обеспечивая их прохождение в парламент и величая после этого оппозицией. Но вот на арену вышла «Грузинская мечта», собравшая вокруг себя партии, считавшиеся в свое время сателлитами «Национального движения» (все те же республиканцы) и одержавшая уверенную победу на выборах 2012 года. Сегодня часто можно услышать, мол, выход страны из кризиса кроется в создании коалиционного правительства, при этом никто не вспоминает, что после одержанной в 2012 году победы в Грузии как раз и было создано коалиционное правительство, а председателем парламента стал отнюдь не представитель «Мечты». Насколько все это сработало и оправдало себя, каждый вправе судить сам, однако факт, что сохранение видимой дееспособности вошедших в коалицию партий тяжелейшим грузом легло на плечи Иванишвили, и потому он заявил, что выбирает для себя «золотую середину» — позицию, позволившую ему постепенно от всех них избавиться. На первый взгляд, расчет мог показаться верным и простым – ассоциировавшие себя с «Мечтой» политики не хотели иметь ничего общего с «Нацдвижением», и на первых порах так оно и было, однако в конечном счете «Национальное движение» опомнилось и взяло под свое крыло 32 партии. Ситуаия сложилась так, что накануне выборов представители оппозиции превзошли в этом плане правящую команду, что стало возможным именно из-за позиции «золотой середины». Мне неизвестно, задумалась ли «Мечта» над этим обстоятельством всерьез и планирует ли она к будущим выборам создавать себе сателлитные партии, а вот «Национальное движение» хоть и понемногу, но последовательно продвигается к своей цели – возвращению власти, и теперь, чтобы добраться до ее основных рычагов, осталось сделать буквально один шаг.
Те, кто тешат себя иллюзиями, будто упрятанные под крылом «Национального движения» партии чем-нибудь отличаются от своего прародителя и потенциальное коалиционное правительство (как нам это анонсируют) не будет сплошь националовским, глубоко и горько заблуждаются. А тот, кто надеется, что после возвращения во власть нацы кого-нибудь пощадят и не покажут своего прежнего лица, ошибается и в этом. Уже появились на авнсцене Акакий Минашвили, Нугзар Циклаури, Эка Херхеулидзе, которые с прежним гонором обиженных персон грозят, что после прихода в руководство они спросят со всех, а мы хорошо знаем, что под всеми они подразумевают, прежде всего, рядовых граждан.
Кстати, то, что большинство из существующих сегодня партий ничего ровным счетом из себя не представляют, подтвердил и Ричард Окбунуджу. Темнокожий кандидат в тбилисские мэры уложил на лопатки не одного своего соперника. Если коренной по происхождению представитель Африканского континента, который и в Грузию-то переехал жить не так давно, обходит тебя в гонке за кресло столичного мэра, тебя следует не просто лишить права голоса, но и поставить вопрос о снятии твоей партии с регистрации. Некоторые конкретные личности должны срочно расползтись по глубоким норам и притихнуть. Так обычно и поступают в мире, где в поведении политиков присутствуют стыд и совесть, однако у их грузинских коллег лоб давно уже непробиваемый, так что, достучаться никто все равно не сможет – это элементарно не имеет смысла.
Знаете, что еще немаловажно? Со стопроцентной точностью можно сказать, что, возвратившись к власти, «Национальное движение» сразу же выдвинется на передний план либеральное крыло, и те люди в масках, которые разгоняли митингующий народ 7 ноября и 26 мая снова появятся на арене и непременно дадут возможность так называемому ЛГБТ-племени, наконец-то, «достойно» провести на Руставели свой злополучный парад. Между тем, более 98% населения Грузии решительно настроено против этого и… Получается, многие из скрывающихся под этими процентами граждан, сами того не сознавая, отдают свои голоса за тех, кто в случае победы будет всячески обеспечивать проведение гей-парадов. Далее. В случае победы эта команда немедленно выпустит из тюрьмы Мегиса Кардава, Бачану Ахалая, отменит розыск, объявленный на Александра Мухадзе, Сосо Топуридзе и других. И они непременно будут восстановлены на свои должности. При этом «Национальное движение», конечно, даст клятвенное обещание, мол, оно будет всех их строжайшим образом контролировать, но реально лишь то, что на сей раз они все замаскирует и упакует таким надежным образом, чтобы всякие «бедукадзе» больше не могли пробраться в их ряды. Как ни сожалей, но память избирателей оказалась очень недолговечной, и это проявилось теперь со всей очевидностью. И глупо нам увязывать свою судьбу с судьбой Иванишвили, потому что, если кому-то кажется, будто господин Бидзина не допустит смены власти, поскольку это сильно ударит по нему самому, думая так, они и в этом очень заблуждаются. Для Иванишвили не составит проблемы перебраться в любую другую страну мира и жить там, абсолютно ни в чем не нуждаясь.
К сожалению, Запад, хоть и неявно, тоже выступает сторонником того, чтобы власть в Грузии поменялась и националы вернулись в руководство страной. Именно это явилось причиной поистине беспрецедентного числа наблюдателей, которые прибыли именно на нынешние грузинские выборы. И даже при том, что вслух они пока не говорят, дескать, выборы были проведены плохо, тем не менее, обязательно начнут торговаться, чтобы не указывать в своих заключениях, якобы, в результате предполагаемого давления отклонение может составлять 3-4%. То есть, требовать возмещения за то, чтобы выложенный ими результат не ставил под сомнение преодоление правящей партией 43%-ой черты, которую небезызвестный Шарль Мишель, словно Дамоклов меч, навесил над нашей головой.
И тут остается еще раз выразить сожаление в том, что больше 40% избирателей уже не помнят о насилии со стороны прежнего режима, не вспоминают, как вся Грузия поднялась на ноги против его апологетов, как те расстреливали людей прямо на улице, как они всю нацию объявили криминалами и забили тюрьмы людьми, чуть ли не на каждого третьего наложив условное наказание, как официально или неофициально заставляли бизнесменов приносить им деньги или переоформлять имущество, как жены и любовницы представителей властной элиты пользовались правом творить все, что хотят… Никто не помнит о деньгах, выплаченных какой-то «звездной» массажистке «доктору Доти», сладко кусавшей своих клиентов за ягодицы, ни о том, как в результате безумных действий были потеряны 200 грузинских сел. Вообще, ничего не помнят…
Угрозы и злоба, хлещущие из уст лидеров «Национального движения» — это лишь малая толика того, что они задумали на самом деле. Тот же Ника Гварамия категорическим тоном предупреждает, что после возвращение «Национального движения» во власть он станет генеральным прокурором и начнет осуществлять всенародный террор. Судя по терминологии, к которой прибегает нынешний гендиректор одного из главных оппозиционных телеканалов, это будут отнюдь не только массовые аресты и до отказа забитые заключенными камеры, это также будут, как и прежде, пытки, избиения, мучения.
А единственный всему этому виновник – «Грузинская мечта». Именно лидеры «Мечты» отказались от защиты подлинных ценностей, именно они навязали нам уродливую коабитацию, а в конечном счете получилось так, что многие одиозные фигура предыдущей власти (особенно в регионах) остались и во власти нынешней, действуя точно так же, как в период разгула националов. Потому –то у людей нет ощущения, что справедливость восторжествовала, и не надо уверять, будто поместив в тюрьму Михаила Саакашвили, власть тем самым эту справедливость восстановила. Пройдитесь по регионам, и рядовые граждане убедительно расскажут вам, как ущемляли, как терроризировали, как унижали их во времена националов люди, которые сегодня стоят в авангарде теперь уже «Мечты». Выдвижением неавторитетных, бесполезных персон и сохранением в партийном списке скомпрометировавших себя имен правящая команда сначала подорвала всякое уважение к себе, а затем полностью утратила лицо. В 2012 году даже самый отъявленный национал не решился бы сказать, что через 9 лет у него и его соратников появится шанс на возвращение во власть и для этого останется сделать очень немного. Зато теперь они «раздухарились», причем, настолько, что не заполучив власти, могут развязать гражданскую войну, и не надейтесь, будто кого-нибудь из них напугает перспектива массового кровопролития.
Если правящая сила рассчитывает на то, что в 2024 году победит на парламентских выборах с превосходством, позволяющим ей назначить своего премьера в коалиционном правительстве, она очень ошибается. Повторяю, ни одно даже добровольно сформированное коалиционное правительство себя не оправдало, так что уж тут говорить о коалиции, навязанной силой?! Тем более, когда коалиционное правление повергло в кризис такие страны, как Италия и Греция, а во многих других за формированием коалиционных правительств последовали революции.
Надеюсь, лидеры «Грузинской мечты» учитывают все это. Надеюсь…
Бесо Баракадзе