Молдавской республике уже реально стал угрожать территориальный раздел и потом даже отмена государственности. Этот процесс вроде не запланирован силовым путем, он будет оформлен красиво, а молдавский народ — горько обманут. Всё это поддерживается Западом, руками местных политиков.
15 ноября в Молдавии уже намечен второй тур выборов, где друг другу противостоят нынешний президент Игорь Додон и побежденная им уже однажды в 2016 году Майя Санду. Санду «взращена» в соросовских лабораториях, она успела поруководить и молдавским филиалом фонда Сороса и обещает стране процветание на европейский лад — насколько обоснованно и убедительно, решит молдавский избиратель, хотя тут же надо отметить, что в отличие от 2016 года, шансы Санду гораздо выше, разрыв в рейтингах между нею и Додоном очень небольшой, она даже выиграла первый тур с небольшим перевесом — 36% Санду против 32% Додона.
Это произошло постольку, поскольку за последние четыре года Запад всё сделал и вложил большие деньги в Санду и усиление прозападного политического спектра в целом с тем, чтобы в Молдове был нарушен существующий баланс между прозападными и не-прозападными силами и республика была втянута в антироссийские авантюры, как неоднократно, как сейчас уже окончательно втянули Украину и Грузию. Это уже само по себе означает опасность для Молдавии, чья аграрная экономика, знаменитое виноделие, полностью ориентированы на Россию, однако опасность носит не только экономический характер.
Какой интерес движет Западом? — Тот же, что и в случае с Грузией и Украиной, когда был осуществлен отрыв страны от российской орбиты. Ладно, ну и пусть. Допустим, что эта цель Запада очень «благороднoй», однако мы ведь уже знаем, что насильственный отрыв от российской орбиты за собой влечет расчленение той или иной страны, разрушение ее территориальной целостности: от Грузии «капитально» отделились самообъявленные республики Абхазия и Южная Осетия, Украина же потеряла Крым и близка к потере Донбасса. Так же будет и с Молдавией, которая рискует потерять свою относительно развитую индустриальную территорию в Приднестровье (самообъявленную на левом берегу реки Днестр республику). Территория, которую еще с 1992 года не контролирует центральная власть Молдавии, окончательно будет отделена от нее.
Дело в том, что для поддержания этих процессов Запад хочет победы соросовки Майи Санду, так как Санду поддерживает румынизацию, то есть присоединение Молдавии к Румынии. Дело в том, что румыны и молдоване говорят на почти одном языке, между румынским и молдавским языками очень мало различий и при поддержке соседней Румынии в Молдавии активны политические силы, стремящиеся к объединению с Румынией. Но много молдован против этой идеи и не считает себя румынами или если даже считает, предпочитает жить в независимом молдавском государстве. Если так и смотреть на все аналогичные примеры, то этнические, языковые и культурные различия между Россией и Белоруссией или между Россией и Украиной минимальны, но есть три разные государства. Соответственно у молдован нет оснований объединаться с Румынией во что бы то ни стало, тем более что Румыния не самое развитое государство Евросоюза и не может предложить ничего нового молдованам в своем составе.
Более того, можно предположить, что уровень жизни молдован в составе румынского государства только снизится. Рассчитать это довольно легко, если возьмем к примеру объединение Германии, которое реально собой представляло «поглощение» Западной Германией восточной ее части. Несмотря на колоссальные финансово-экономические возможности ФРГ, большая часть населения ГДР в течение очень длительного времени оставалась недовольной итогами объединения. Уровнем своих доходов и жизни восточные немцы заметно отставали от западных немцев и эта отсталость отчасти сохраняется по сей день. Восточные немцы в составе объединенной Германии почувствовали себя как «граждане второго сорта». На эту тему проведено немало исследований, написано множество статей, подготовлено репортажей и это общеизвестно.
И чего ожидать Молдавии на этом фоне, если ее присоединит к себе Румыния, которую с Германией даже сравнить-то нельзя?! Бывший премьер-министр, а ныне кандидат в президенты Майя Санду не говорит о форсированном присоединении Молдавии к Румынии, однако косвенно все-же подтверждает наличие такого плана. В 2019 году она заявила:
«Существенная часть населения Молдавии, согласно опросам примерно 25% и более поддерживает объединение с Румынией и даже требует этого. Но мы понимаем, что решение на этот счет должны принать не политические партии, а население страны через референдум».
Это заявление Санду сделала в июле 2019 года — после того, как президент Игорь Додон исключил возможность присоединения своей страны к Румынии, отметив что такое объединение в Молдавии вызовет гражданскую войну, так как Приднестровье и компактно проживающие на юге страны гагаузы — православный народ тюркского происхождения, выступают категорически против такого варианта. Соросовское лобби в Молдавии и посол США в этой стране Хоган, по всей видимости, это не считают большой проблемой — главное нагнетать обстановку и в случае беспорядков, всю вину переложить на Россию. Внутри Молдавии активно работают партии, которые выступают с требованием присоединения Молдавии к Румынии. Как пишет один из местных журналистов, Молдавия — «единственное государство на планете, в котором есть легально действующие политические силы, призывающие к ликвидации собственной страны».
Что касается России и ее позиции. Несмотря на внедряемую в Молдавию прорумынскими сми мысль, что Россия поддерживает сепаратизм, на самом деле стремится к сохранению суверенитета и территориальной целостности Молдавии. Дело в том, что молдоване славянского происхождения — а таких особенно много в Приднестровии, категорически не хотят романизации, превращения в часть румынского государства. В данном случае они борются за сохранение своей славянско-молдавской идентичности. Взглянем на этнический состав Приднестровья: Согласно описи 2015 года в непризнанной ПМР всего проживает 475 тыс человек (из них 332 тыс — городские жители), из числа которых доля этнических русских составляет 33,8%, украинцев — 26,6% и собственно молдован — 33,1%! Вот эти этносы, в том числе украинцы и собственно молдоване, представляющие основную часть населения Приднестровья, и противодействуют объединению с Румынией и желают сохранения независимой Молдавии. В свое время Приднестровье отделилось от Молдавии именно из-за страха перед романизацией и этот фактор надо учесть обязательно. В самом названии якобы сепаратистской республики ПМР заложено слово «Молдавия» — Приднестровская Молдавская Республика.
Россия учитывает интересы всех этих этносов, в том числе молдован и призывает Запад не вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Еще в 2001 году Россия устами специального представителя Президента Путина — Д. Козака предложила Молдавии фактическую реинтеграцию Приднестровья на основе федерализма — ПМР признавала бы суверенитет Молдавии и она не имела бы права выходить из состава единого молдавского государства, если Молдавия объявила бы нейтральный статус и сама не отказалась от собственной государственности, тобишь не захотела бы войти в состав Румынии. Но в отличие от России Запад и его местный обслуживающий персонал хотят дестабилизировать страну (в 2001 году именно американцы и европейцы заставили Кишинев отказаться от Плана Козака). Они уже готовятся к «белорусскому сценарию» и, в случае неудачи на выборах, обвинят президента Додона в «фальсификации».
Будем надеяться, что эта прекрасная страна, этот прекрасный народ не допустит такого развития событий и соросовцы не добются большего успеха, чем в Белоруссии, а Грузия сделает единственно правильный вывод — на передний план нужно ставить собственные, суверенные интересы и много проблем урегулируется гораздо легче, чем это выглядит сейчас.
Гулбаат Рцхиладзе — из Кишинева