И это иностранное государство, представьте себе, не Россия! Это – Израиль. Дональд Трамп и до своего избрания, и в последующий период не считал нужным скрывать своей односторонней безоговорочной поддержки Израила, что, между прочим, характеризовало вообще всех президентов США. Однако Трамп своим радикализмом далеко превзошел их в этом вопросе.
В частности, в августе при посредничестве 39-летнего еврейского зятя Трампа Джареда Кори Кушнера было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами. Сторонам удалось также договориться об открытии авиасообщения, и первый прямой рейс между Тель-Авивом и Абу-Дабу уже состоялся. А несколько дней назад в Белом доме аналогичное соглашение было подписано между Израилем и крохотным, однако богатейшим арабским государством Бахрейном. Все это означает, что благодаря неограниченной поддержке США Израильское государство больше не находится в изоляции в арабском мире. Не следует забывать и о том, что Трамп посягнул и на такой, казалось бы, священный для арабов вопрос, как Иерусалим. В частности, вскоре после своего избрания президентом он исполнил заветную мечту любого израильского руководства, и признал Иерусалим вместе с завоеванным в 1967 году израильской армией Восточным Иерусалимом столицей Израиля. Соответственно, посольство США в стране было перебазировано из Тель-Авива в Иерусалим, что стало для Израиля огромной дипломатической победой.
Арабы оккупированной Палестины считают, что стали жертвой измены. Однако они мало что в состоянии предпринять, не считая организации уличных протестов. Единственная «уступка», которую Израиль окажет им по просьбе Объединенных Арабских Эмиратов, состоит в том, что он «не будет нарушать суверенитета» Иудеи и Самарии (согласно еврейской версии), то есть, будет соблюдать его на и без того признанной международным правом палестинской территории. Потому президент Палестинской автономии Махмуд Аббас назвал соглашение между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами прямой «изменой». Более того, о несправедливости, проявленной по отношению к палестинцам, говорят даже в самом Израиле. К примру, бывший израильской посол в Германии Ави Примор заявил «Deutsche Welle»:
«То, что предложено палестинцам, является, мягко говоря, издевательством. Палестинцы не получают государственности, а вместо нее им остается разрозненная страна, окруженная Израилем; им остается разрозненная автономия, да и то, если ее действительно им оставят. Безусловно, все это очень разочаровывает и вызывает горечь!».
Трамп блестяще справился с заданием действующего в Америке еврейского лобби. Как видно, с помощью этого лобби ему удастся без особых проблем добиться переизбрания на президентских выборах в конце нынешнего года. Комизм же ситуации заключается в том, что в роли конкурента Трампа от Демократической партии выступает этнический еврей по происхождению Джо Байден, который утверждает евреям, что Трамп «для евреев плохой».
Впрочем, все это может оказаться отнюдь не таким смешным. Правда, в арабском мире сейчас налицо раскол, и позиции Израиля гораздо сильнее, чем 10-15 лет назад, однако знамя борьбы с «сионистским режимом» прочно ухватил в свои руки главный израильский враг – Исламская Республика Иран. Арабские монархии Персидского залива – Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и даже наиболее тяжеловесная, богатейшая Саудовская Аравия со страхом поглядывают в сторону шиитского Ирана и под мотивом защиты от иранской агрессии склоняются в сторону Америки. Онако своим сотрудничеством с Израилем они ведут очень непопулярную и опасную в арабском мире игру. Арабские монархии уже сейчас закладывают в своих странах основы для радикализации в перспективе всех процессов, и таким образом дипломатические отношения и скрытное сотрудничество с Израилем (как это делает Саудовская Аравия) в случае начала войны в регионе не сумеет оградить их от иранской угрозы. Зато они невольно способствуют усилению авторитета и позиций Ирана среди арабов, радикально настроенных по отношению к Израилю.
Проблему представляет собой, однако, не только Иран. В ближайшем будущем еще более проблемной страной может стать в регионе Турецкая Республика. В отличие от Ирана, Турция, как и большая часть арабов, является последователем ислама суннитского толка, а не шиитского. Турецкий президент Эрдоган вот уже долгое время использует антиизраильскую риторику. На этом фоне рейтинг его представляется прочным как в самой Турции, так и, естественно, в арабском мире. Активная политика Турции в Ливии – еще одно дополнительное обстоятельство, которое должно заставить задуматься «миролюбца» Трампа, однако он, похоже, в этих вопросах не разбирается или они его мало интересуют, для него сейчас главное реализовать задачи, выгодные Израилю. Соглашение между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, а также между Израилем и Бахрейном были строго осуждены в Тегеране и Анкаре. В правительстве Ирана заявляют, что эти деяния «усилят стержень сопротивляемости региона». В турецком правительстве считают так же и, как и палестинцы, оценивают их как измену.
Помимо сомнительных успехов, достигнутых на Ближнем Востоке, Трамп окончательно сровнял с землей православных сербов, вынудив их склонного к либерализму президента Александра Вучича подписать документ о восстановление экономических отношений с сепаратистским Косово. В Америке Вучича, как какого-нибудь ученика-«двоечника», усадили на стул посреди Овального кабинета, а сам Трамп, важно восседающий за письменным столом, смотрел на него глазами строго директора школы, что было воспринято как полнейший абсурд в отношениях глав двух сотрудничающих между собой равноправных государств.
Однако американского президента такие мелочи не волнуют. Он сейчас необыкновенно доволен тем, что в результате своей псевдомироносной дипломатии был выдвинут перед президентскими выборами в качестве кандидата на Нобелевскую премию мира. Это представление не так уж алогично, поскольку за почти 4-летний период своего правления Трамп, по сути дела, официально не развязал ни одной войны, кстати, в отличие от своих кровавых предшественников – Обамы, Буша и Клинтона. Правда, «урегулированные» им вопросы создают на международной арене основы для того, чтобы существующие конфликты не в таком уже отдаленном будущем взорвались с новой силой. Дело в том, что в результате трамповской дипломатии проблемы решаются отнюдь не на основе принципа справедливости. «Улаживание» проблем по Трампу – это как раз цементирование несправедливости. А такой «цемент», как известно, рано или поздно обращается в пыль.
Гулбаат Рцхиладзе