Министр обороны Грузии и бывший премьер страны Ираклий Гарибашвили, коснувшись в прямом эфире телекомпании «Имеди» девятилетнего периода правления предыдущей власти, заявил, что Саакашвили как главный творец этого режима наряду со всем окружением представляет собой «плод российских спецслужб». По его словам, различными своими действиями на протяжении многих лет «Национальное движение» доказало, что партия эта является проводником политики Кремля. Что же касается лично Саакашвили, то он пришел к власти только благодаря «гарантии Примакова»: «Саакашвили выдвинулся под гарантию Примакова, ведь дядя его известен всем как полковник «ка-гэ-бэ» и оружейный «барыга». Не постесняюсь вам сказать, дорогие мои, что эти люди ведут борьбу с нашей страной и с нашим народом. Выбор теперь за людьми. Либо мы отдадим предпочтение патриотизму, либо проголосуем за измену».
Свои слова Гарибашвили подкрепил аргументами, отметив, что Саакашвили сделал максимум для того, чтобы почти все стратегические объекты в Грузии, в том числе, обеспечивающие энергоснабжение страны, были переданы российским компаниям. Министр привел перечень конкретных объектов, которые после августовской войны перешли к россиянам и заключил – все это было направлено на то, чтобы способствовать попыткам Кремля осуществить полную экономическую и политическую аннексию Грузии. Напомню, агентурная деятельность в пользу Кремля и содействие или служение российской политике являются одним из тяжелейших преступлений, в которых которые «Мечта» и «Национальное движение» часто обвиняют друг друга. Этими обвинениями обе партия стремятся дискредитировать оппонента, хотя все социологические исследования, проведенные в последний период, свидетельствуют о том, что среди грузинского населения число сторонников прямого диалога и нормализации отношений с Россией растет…
На что нацелена сегодняшняя пропаганда, доказывающая, что девятилетний режим Саакашвили был, оказывается, российским проектом, и насколько правомерны высказанные министром обороны оценки, будто Саакашвили «выдвинулся под гарантию Примакова»? – По этим и другим важным вопросам с нами беседует кандидат в мажоритарные депутаты от тбилисского избирательного округа Дидубе-Чугурети, правозащитник Дмитрий Лордкипанидзе
— Батоно Димитри, министр обороны Ираклий Гарибашвили в одном из своих интервью назвал Саакашвили плодом российских спецслужб и заявил, что в свое время он пришел во главу власти в Грузии «под гарантию Примакова». В последние время в процессе выяснения отношений между властью и оппозицией часто приходится слышать подобные обвинения. Насколько, на ваш взгляд, реальны такого рода оценки? И не думаете ли вы, что эта риторика, содержащая откровенные элементы антироссийского настроя, может привести к еще большему усложнению и без того напряженных российско-грузинских отношений?
— В грузинской политической действительности спекуляция этой темой – я имею в виду взаимные обвинения в агентурной деятельности в пользу России – не воспринимается как нечто новое. Она даже переросла в своего рода практику. Более того, некоторые партии, например, «Нацдвижение», а частично и «Мечта», именно на этом зачастую строят свою избирательную кампанию, рисуя друг из друга какое-то ужасное пугало и считая, что тем самым они увеличивают свои политические шансы. Однако существуют факты, свидетельствующие и о том, кто кем является реально и чьим выступает агентом, под чью гарантию появился на грузинской политической арене и т.д. А потому более конкретно поговорим о фигуре Евгения Примакова, которому почему-то приписывают покровительство Саакашвили. Начнем с того, что в дипломатии Примаков считается мэтром мирового уровня. Это общепризнанный факт, так как именно с его именем увязывают новое возвышение России на международном геополитическом поприще в качестве сверхдержавы. А о его роли в реальной грузинской политике я бы напомнил на примере двух значительных фактов, внимание на которых сегодня почему-то заостряют редко. Первый – это 1997 год. Когда в Тбилиси по инициативе Примакова прибыл Владислав Ардзинба, и практически все было согласовано для проведения переговоров с Эдуардом Шеварднадзе. Между прочим, к тому времени практически был решен вопрос интеграции Абхазии с Грузией, и даже существовали конкретные политические формулы совместного проживания в общем государстве. Но все это сорвалось. Причина тоже известна всем – ею стало непосредственное вмешательство американской стороны, противодействие которой данному процессу сыграло решающую роль. Что касается второго факта, также свидетельствующего, что роль Примакова как дипломата в грузинской политике была исключительно позитивной, связан с приездом в 2004 году в Тбилиси Сергея Шамба, что также давало грузинской стороне шансы. Однако американцы и в этом случае вмешались и сорвали переговоры – по строгому указанию Вашингтона Саакашвили дал задний ход… На этом все закончилось, процесс был остановлен. Как раз после этого в Грузии разворачивается резкая антироссийская кампания, и чем дальше уходит время, тем все больше отличаются антироссийской риторикой величающие себя реформаторами националы – бокерии, адеишвили, рамишвили и другие им подобные.
— Получается, заявление о том, что Саакашвили «выдвинулся под покровительством Примакова», не имеет под собой оснований?
— Единственное, что я могу сказать совершенно определенно: если речь о том, что в 2004 году у Саакашвили была определенная поддержка со стороны Евгения Примакова, то эта поддержка была обусловлена именно тем, что Саакашвили должен был начать переговоры с Абхазией. С точки зрения государственных интересов для нас это могло во всех отношениях стать позитивным процессом, однако Саакашвили в силу понятных причин не смог и не захотел им воспользоваться – он попросту представлял интересы совершенно иной политической ориентации. Что касается покровительства и гарантий Примакова, то, несмотря на мое огромное уважение к Ираклию Гарибашвили, я, простите, не вижу в озвученном им мнении никакой логики. Лидер «Национального движения» пришел в свое время во главу власти благодаря, видите ли, гарантиям Примакова!.. Как могла сила, которую финансировал соросовский фонд и которая активно проводила антироссийскую политическую линию Запада, быть каким-то образом связана с одной из самых влиятельных фигур Кремля?!
— В начале разговора вы заметили, что в грузинской политике стало уже своего рода практикой навешивание на соперничающую политическую силу ярлыка российского агента. Адекватны ли подобные методы обвинения политических оппонентов в условиях, когда в стране неуклонно растет число сторонников урегулирования отношений с Россией? Разве это не является лишним свидетельством полного несоответствия власти общественным интересам?
— Дело в том, что действия власти и находящихся в союзе с ней политических сил указывают на их принадлежность к западным партнерам. Эта рабская, марионеточная зависимость проявляется уже слишком отчетливо.
А относительно угроз, которые могут создавать нам такие вредные подходы, я вам скажу, что в условиях, когда регион, находится под военно-политической экспансией Турции, фактически остался беззащитным и никто не в состоянии даже представить, что ожидает Грузию завтра-послезавтра, полностью игнорировать роль России во всех этих процессах не просто безответственно, но и равносильно самоубийству. Это понимают все здравомыслящие люди, так как в создавшейся обстановке Россия является единственным партнером, способным обеспечить своего рода баланс в регионе, если преимущество в силах начнет явно перемещаться в сторону Турции. Между прочим, определенная часть влиятельных международных экспертов считает, что в усилении турецкого влияния в Кавказском регионе и ослаблении российских позиций кровно заинтересована Великобритания. Это означает, что Запад стремится к тому, чтобы превратить Кавказ в полигон противостояния сверхдержав, началом которого станет вовлечение России в широкомасштабную войну путем провокационных действий Турции. Именно попыткой такого рода можно охарактеризовать то, что происходит сегодня на Южном Кавказе между двумя суверенными государствами – Арменией и Азербайджаном. Впрочем, нельзя не заметить, что не менее велик интерес и к Грузии, что ясно прослеживается на примере провокационных действий Запада, как только появляются малейшие признаки налаживания российско-грузинских отношений.
— И каким вам представляется выход?
— Теоретически выход очень прост – должен быть положен конец вредной политической практике, являющейся полной аномалией адекватного поведения. Это когда на политическом уровне Россия по-прежнему воспринимается как страшилка, а вот на экономическом – становится для грузинской экономки главной движущей силой. Как раз в результате такого аномального подхода мы сегодня оказались дезориентированы в мировом масштабе и фактически не в состоянии добиться никаких успехов ни в экономике, ни в политике, ни по каким-либо другим направлениям. Я уже не говорю о том, что в итоге проведения этой вредоносной политики у нас не осталось рядом ни одного реального союзника, кстати, в отличие от соседних государств, у которых в этом плане положение намного лучше нашего.
— Через десять дней грузинское общество изберет новый парламент. Что бы вам хотелось сказать гражданам страны, которые ожидают от этих выборов определенных перемен?
— Прежде всего, хочу еще раз засвидетельствовать свое огромное уважение к газете «Грузия и мир» как к изданию, заметно выделяющемуся на общем медийном фоне. Вы являетесь тем средством массовой информации, которое в отличие от других СМИ, отстаивает и защищает общепризнанные демократические принципы и всем кандидатам предоставляет равные возможности для выражения своей позиции. Это крайне важно в целом и особенно принципиально лично для меня, поскольку, как известно, «либеральная» медия всячески меня блокирует. Между прочим, я в связи с этим уже обратился как к органу, регулирующему коммуникации, так и непосредственно к руководству телеканалов, однако усилия мои оказались безрезультатными. На протяжении всего этого времени мне почему-то не нашлось места ни в одних теледебатах. А что касается ожиданий, то я уже не раз говорил, что моим конкурентом как мажоритарного кандидата в депутаты от района Дидубе-Чугурети является не какой-нибудь отдельный субъект – противником моим выступает вся наша система полностью. Имеется в виду навязанная нам Западом так называемая неолиберальная система, которая с фасадной стороны выглядит защитницей демократических принципов, а на самом деле по сути своей представляет нечто совершенно противоположное демократии. В этом и кроется наша сегодняшняя данность. Но несмотря на все, я уверен, что 31 октября избиратели столичного округа Дидубе-Чугурети сделают правильный выбор. Выбор, который в дальнейшем, возможно, станет предпосылкой к более масштабным изменениям, а в еще более отдаленной перспективе позволит обозначить коренные идеологические и политически сдвиги в грузинском обществе.
Беседовал
Джаба Жвания