«Склоняю голову перед неустрашимостью вашей и вашего правительства, которую вы проявляете, оказывая сопротивление давлению России», — это выдержка из письма, написанного премьером Великобритании Георгию Гахария. И как могли власти сразу же не начать размахивать письмом Бориса Джонсона и не сказать, что Великобритания нас поддерживает и занимает одно из передовых мест в списке наших стратегических партнеров.
Говорю на полном серьезе: кажется, власти, политики не знают значения слова «стратегия» (откуда и образовано слово «стратегический»). Вот как это слово растолковано в словаре: «Стратегия – одно из самых употребляемых слов в современном менеджменте. Несмотря на это, не существует ее одной согласованной дефиниции. Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную стратегии. Когда речь о стратегии, прежде всего, происходит ассоциирование со стратегическим планом, который часто является написанным документом. Стратегический менеджмент – более широкое понятие, и оно включает как разработку стратегического плана, так и его выполнение. Он также является интегрированной моделью, который делает акцент на том, чтобы у всех функциональных подразделений организации была общая стратегия развития. Внутрименеджерскими процессами и программной активностью достигает желательного результата, олерационными и тактическими решениями создает план долгосрочного развития организации».
Стратегический план, говорится, является написанным документом, и я что-то не припоминаю, чтобы у нас и Великобритании было что-то написано и расписано. Что касается главного стратегического партнера – Америки, то мы обычно что-то подписываем (именно что-то), однако нам никто не говорит, на какой реально срок эта стратегия рассчитана, что она включаем. То есть, откуда идем и куда идем. Да, мы уже не знаем и того, откуда идем, поскольку, если мы коренные европейцы, тогда почему Европа не открывает нам двери. А если являемся одной из древнейших цивилизаций, почему Америка, не насчитывающая даже трех веков существования, говорит, что научит нас цивилизованной жизни.
Вернемся снова к Великобритании и их премьеру. Что такого сделала Великобритания за 30 лет нашей независимости, чтобы какой-либо гражданин Грузии вышел и сказал: вот, дескать, спасибо Великобритании за то-то и то-то?! А ничего, кроме писем. И поверьте, аналогичные письма все премьеры Великобритании обычно пишут всем. Письма точно такого же содержания получают африканские страны, Украина, Молдова, развитые государства Европы – те, кто не только Великобритании, но Европе и Америке нужны именно для борьбы с Россией. Осмелевшие такими письмами, мы и такие, как мы, должны с высокой трибуны лаять, называть Россию оккупантом. После чего сверхгосударства — Америка и Великобритания — будут иметь возможность, а главное — основание, для того, чтобы установить России очередные санкции, изгнать ее с больших рынков и самим там обосноваться (а в худшем случае, за наш счет выгодно торговаться). И вообще, ведь их мечта – чтобы Россия распалась, и потом самим стать господами трех огромных территорий.
Кто-нибудь думал о том, что, если бы Россия задумала полную аннексию Грузии, ей бы это не удалось? Или она испугалась бы Америки и Европы? Ровно через 24 часа она завершила бы дело, и, кроме обеспокоенности и возмущения наших «стратегических партнеров», мы ничего бы не получили. И нам не помогли бы ни те «Джавелины», которые нам всучили за 75 миллионов, ни те дроны, которые сейчас собираются покупать и отдадут за них не один миллион. Лихорадочное вооружение не оправдано тогда, когда элементарно не имеешь человеческого ресурса, чтобы вести долгосрочную и масштабную военную операцию. Соответственно, единственный правильный выход в такой ситуации – переговоры. Однако что с того, «стратегические партнеры» не дают нам даже такой возможности. Достаточно, чтобы где-то реально встал вопрос переговоров лицом к лицу между Россией и Грузией, как в дело сразу же вмешиваются «друзья» и возможность диалога убивают в зародыше же. Это мы не раз вкусили и в будущем обязательно вкусим, хотя…
Та же Великобритания стремглав бежала из Евросоюза и не жалеет об этом. Главной причиной выхода из Евросоюза британцы назвали падение своей экономики и обесценивание фунта стерлинга. Европейские эксперты говорили, что отдельно существующая Великобритания погибнет, однако произошло иначе. Это яркий пример того, что европейцы не всегда правы и могут легко пожертвовать стратегическим партнером (в данном случае – Великобританией). А мы сделали целью жизни именно Евросоюз. А ведь Арчил Талаквадзе сказал, что главное, что мы сделаем до 2024 года, это именно в 2024 году внесем заявку на полноценное членство Евросоюза. Иными словами, союз, из которого сбежало сверхгосударство Великобритания (Польша и еще несколько стран тоже держат глаз на выход), для нас является объектом мечты. Кто-то скажет, дескать, у нас и Великобритании масштабы разные, сравнимся хотя бы со страной относительно низкого ранга. Вот, пожалуйста, Греция, которая была в Евросоюзе и что от него получила? Дефолт, объявление страны банкротом, несколько досрочных выборов, несколько смен власти и долг, который она не сможет выплатить, как минимум, в течение полувека. А в очереди стоят еще несколько стран.
Почему другие члены Евросоюза не протянули Греции руку помощи? Потому что в Евросоюзе реально два игрока таких, на которых работают остальные. Германия и Франция официально объявили концепцию двухскоростной Европы, что на деле подразумевает, что в Европе «на первой скорости» должны быть они, а остальные страны Европы должны служить их процветанию и благополучию. То есть, двигаться на «второй скорости». Реальный шанс вступить в Евросоюз у нас появится лишь тогда, если они, вместо «двухскоростной», представят концепцию «трехскоростной» Европы. То есть, им понадобятся слуги слуг. Вот, как раз этими слугами слуг нас и могут принять.
По правде говоря, вряд ли в мире найдется другая страна, которая уделяет такое внимание рядовому, к тому же – провокационному письму главы какой-то другой страны. Да, реально это рядовое письмо, однако, если хорошенько приглядеться, оно нас еще и подстрекает. Мы должны поверить, что Великобритания рядом с нами, и еще более напористо нападать на Россию. Потом какой-нибудь сенатор Америки также пришлет нам аналогичное письмо, и грузинский политический спектр, вообще, впадет в экстаз. Именно пребывающие в экстазе и эйфории обычно делают такие заявления, объяснить которые потом затрудняются. Однако именно эти заявления прекрасно используют те же Великобритания, Европа и Америка. Садятся затем мировые отцы, принимают новые санкции против России и… Опять же большие деньги, которые движут миром. И именно из-за денег сверхгосударства хотят расколоть Россию на мелкие составляющие. Для этого они применяют все рычаги, и один из таких рычагов – Грузия и страны, подобные ей.
Будет неплохо, если власть Грузии обратит внимание на одну интересную деталь. Активизация политической элиты Великобритании, Европы и Америки на сто процентов совпадает с приближением какого-либо саммита или встречи глав больших государств. Они примерно за месяц делают заявления в поддержку Грузии (не забывают и другие страны), затем говорят, чтобы она выразила свою позицию в отношении России, потом кладут этот документ перед собой и обсуждают, как усложнить жизнь России. Основанием являются именно те заявления, которые делаются с их подстрекательства, и решение продлить санкции принимают с «чистой совестью».
Не могу сказать, до каких пор продолжится хождение по одному и тому же кругу. Тем более, с учетом того, что парламент нынешнего созыва в качестве внешнего курса установил именно Запад и документально подтвердил, что не станет смотреть в сторону России. Это в условиях, когда не имеющие ядерного оружия, но самые развитые страны (Норвегия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция) уже не стали участвовать в этой игре, не кинули российский рынок и находятся в обычных отношениях. Эти отношения положительно отражаются и на их экономике, а население вообще – по индексу счастья не уступают первенства именно скандинавские страны.
«Соединенное Королевство и в будущем будет твердо поддерживать территориальную целостность и суверенитет, а также ваши устремления в связи с членством в НАТО. В основе альянса НАТО лежит твердая верность демократическим ценностям», — это тоже из письма Джонсона. Аналогичное заявление в свое время сделал президент Франции Николя Саркози. Однако затем, когда он уже не был президентом, и у него уже не было обязанности «гладко разговаривать», прямо сказал: Грузию и Украину в НАТО никто не примет, это утопия. И никто из-за этих двух стран не встанет лицом к лицу с Россией. Пройдет время, и Джонсон тоже обязательно скажет то же самое. Но пока нет, пока он является премьером Великобритании, страны, которая стремглав бежала из Евросоюза, а мы стремимся именно к этому союзу.
Бесо Барбакадзе