На днях, выступая в парламенте в рамках «министерского часа», руководитель оборонного ведомства Грузии Джуаншер Бурчуладзе подчеркнул значение, которое имеет действенная поддержка международных партнеров в деле развития оборонной сферы, и заверил, что Грузия сегодня, как никогда, готова к полноценной интеграции в евроатлантические структуры. По словам министра, несмотря на существующие вызовы, страна по-прежнему опирается на принцип «Больше НАТО в Грузии», что лишний раз свидетельствует о верности взятому курсу.
Министр обороны заострил внимание и на том, что страна, даже невзирая на острый экономический кризис, по-прежнему сохраняет приверженность главному требованию альянса, подразумевающему выделение на оборонные нужды 2% внутреннего валового продукта: «Грузия сохраняет приверженность главному финансовому требованию НАТО, касающемуся выделения 2% ВВП на оборонные цели. Грузия соблюдает также и другие финансовые требования НАТО, затрачивая более 20% оборонного бюджета на закупку вооружений, а расходы на содержание персонала выдерживая в рамках примерно 50%…»
К сведению:
Грузия вот уже больше 10 лет последовательно выполняет требование НАТО и примерно 2 процента своего валового внутреннего продукта тратит на модернизацию вооружений. Указанные суммы уходят в основном на приобретение «списанного» вооружения НАТО, определенная часть которого (например, «джавелины») применяется в организованных усилиями опять-таки НАТО международных миссиях по безопасности.
В каком состоянии пребывает сегодня система обороны Грузии, которая, если верить оценкам министра, постоянно подвергается модернизации и трансформации, и располагает ли на самом деле страна «всеми необходимыми практическими механизмами» для вступления в альянс? – По этим и другим важным вопросам с нами беседует генерал-лейтенант Гурам Николаишвили.
— Батоно Гурам, министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе выступил на «министерством часе» в парламенте, заявив, что наша страна располагает всеми необходимыми практическими механизмами для интеграции в НАТО. Он особо подчеркнул в это пане углубление сотрудничества с альянсом и проведение совместных учений. Это, на его взгляд, является подтверждением, что мы непременно вступим в данный военный блок. А что в качестве профессионального военного думаете вы относительно приведенных выше оценок и вообще по поводу данного выступления министра?
— Бурчладзе, как известно, стал министром обороны после того, как его освободил Ираклий Гарибашвили, занявший пост премьер-министра. До этого он являлся заместителем главы оборонного ведомства и распоряжался финансами. Человек, я вам скажу, неплохой, достаточно образованный. В свое время вместе с Гарибашвили он очень много сделал по части урегулирования социальных проблем военнослужащих. Между прочим, Бурчуладзе сам отец восьмерых детей. А что касается его выступления в законодательном органе, то министр обороны вообще-то не должен выступать в парламенте с подобным отчетом, поскольку речь в нем касается специфических вопросов обороны, вооружений, обороноспособности, стратегии, участия в миротворческих операциях и др., за что он согласно своей должности прямой ответственности не несет. Непосредственно за эти вопросы отвечает начальник генерального штаба, потому он и должен был предстать с отчетом…
— Что может сказать по поводу посылов НАТО? Обладает ли сегодня Грузия всеми «необходимыми практическими механизмами» для членства в альянсе?
— Не знаю, что конкретно подразумевает под этой формулировкой господин Бурчуладзе, но если он имеет в виду, что Грузия последовательно выполняет все требования руководства альянса, включая и такие, о которых трудно сказать, что они соответствуют нашим национальным интересам, то дело обстоит именно так. Хотя, несмотря на все, Грузия не фигурирует даже в числе потенциальных членов Североатлантического блока, и это является свидетельством полной бесперспективности данного вектора наших устремлений. Между тем, в течение последних 20-25 лет не проходило ни одного учения в рамках программы «Партнерство во имя мира», в котором Грузия не принимала бы участия… Одним словом, реальность такова: как бы старательно мы ни пытались выполнять требования Североатлантического альянса, мы не стали и вряд ли может стать его членами. Все эти одно за другим выдвигаемые новые требования альянса есть ни что иное, как имитация, чтобы хоть формально оправдать лозунг «Двери НАТО открыты». И не более того.
— Тем не менее, когда Байден стал президентом США, возникли ожидания, что Вашингтон теперь предпримет более действенные шаги для интеграции Грузии в НАТО…
— Ну, знаете ли, одно дело – ожидания, и другое – смотреть на все с реальных позиций. Сегодня у Америки масса экономических проблем, поднялся уровень безработицы, возросла инфляция… Между прочим, недавно были опубликованы данные, согласно которым, потребительские цены по сравнению с прошлым годом увеличились на 4,2%, а уровень инфляции добрался до 2,6-2,7%. Естественно, возникает вопрос – насколько реалистично, чтобы страна, стоящая перед такими серьезными вызовами и, вдобавок, имеющая напряженную обстановку на внутриполитическом поприще, всерьез поставила вопрос об интеграции Грузии в альянс, тем самым еще больше обострив отношения с Россией?
— И насколько же это, как вы сказали, реалистично?
— Я не сомневаюсь, что Россия является набирающей мощь силой, которая уже создала гипероружие. В целом, эта сверхдержава обновила 70% своих вооружений, а вот Америка за последние годы не осуществила с данной точки зрения ни одной значительной модернизации. Что же касается наших вооруженных сил, то, безусловно, хорошо, когда министр заинтересованно говорит об обновлении авиационного парка, однако не следует забывать. что на данном этапе система противовоздушной обороны Грузии располагает всего тремя машинами, которые, если дело дойдет до их применения, могут обеспечить защиту… лишь одного процента столицы страны! Это как раз то направление, которое требует серьезнейшего внимания, однако, судя по всему, наше нынешнее оборонное ведомство не рассматривает данный вопрос в числе своих главных приоритетов…
— Ну почему же? Ведь Бурчуладзе, между прочим, заострил внимание и на том, что Грузия хранит приверженность финансовому требованию альянса, подразумевающему, что более 20% оборонного бюджета должно расходоваться на приобретение вооружений…
— Финансовое требование НАТО служит одной единственной цели – чтобы Соединенные Штаты Америки могли продавать как можно больше оружия и, тем самым, американский военно-промышленный комплекс, доходы которому приносят инвестиционные фонды, созданные под гарантии правительства, сумел бы сохранить мировую монополию на производство вооружений. Что касается требований, предъявляемых нам, то в рамках сотрудничества с НАТО нас уже заставили приобрести «джавелины», определенную часть которых мы задействовали в миссиях самого альянса. Нас принудили купить «стрингеры», радиотехнические средства, а сейчас мы покупаем «М-4», которые нам самим абсолютно не нужны. Не нужны по той простой причине, что вооружение, функции которого они выполняют, у нас уже есть. Между прочим, точно так же в свое время Германию вынудили приобрести американское оружие. Она имела высококлассные автоматы собственного производства, однако в них, как вы уже, наверное, догадались, «отыскали» недостатки.
— Так и у нас ведь была изъята определенная часть оружия советского производства?
— Ну да. Как только Саакашвили пришел к власти, он немедленно приступил к полному уничтожению советских вооружений. Было утилизировано 600 единиц системы противовоздушной безопасности, среди них 280 единиц 100-миллиметровых зенитных установок. Точно так же были списаны истребители и перехватчики «СУ-24» — они, мол, нашей авиации не нужны. Но и это еще не все. Абсолютно бесцельно, безо всяких оснований из армейских рядов были уволены сотни военнослужащих, в том числе, генералы. И знаете по какой причине? Это было требование НАТО – в вооруженных силах не должно было остаться даже духа людей, получивших советское военное образование! А продолжением стало как раз то, что творится в нашей армии сегодня. Кстати, в американском военно-промышленном комплексе всегда в качестве консультантов оставляют работать нескольких авторитетных отставных генералов, которые часто посещают сателлитные страны, чтобы убедить их правительства в необходимости закупок американского вооружения. Один из таких генералов Бен Ходжес, который в свое время утверждал, что если мы купим «джавелины», то встанем русским поперек горла, уже дал нам повоевать с ними. Вы, наверное, помните праздничный трезвон, после того, как мы купили «джавелины «– дескать теперь-то нас никто не одолеет!..
— Что необходимо предпринять, чтобы реально заняться укреплением обороны страны, а не зависеть в вопросах закупки вооружений, как и во всем остальном, от постоянной диктовки извне?
— Первое и самое главное: Грузия должна раз и навсегда отказаться от вступления в какой бы то ни было военный блок, который всегда будет отражать интересы одного из геополитических векторов. Я вижу выход именно в этом, причем, из Конституции непременно следует изъять запись, в которой речь идет о том, что сверхзадачей Грузии является, видите ли, стремление в НАТО. А если вдруг завтра НАТО прекратит свое существование? Нам что же менять из-за этого Конституцию?! Ну а касательно вооруженных сил, мы не можем позволить себе роскошь отправить наших генералов на пенсию, усадить их по домам, а оборону страны доверить банкирам, бизнесменам и др. Как недопустимо и то, чтобы парламентским комитетом по обороне и безопасности неизменно руководили почему-то люди, не имеющие ни малейшего представления о системе государственной обороны и безопасности. Между прочим, сравнительно недавно советником премьера был назначен Ираклий Сесиашвили, который, на мой взгляд, откровенно не соответствует указанной должности. Не имею никаких претензий к нему лично, однако, мне трудно представить, чтобы человек, который, насколько мне известно, даже не служил в армии, мог бы работать советником главы правительства по вопросам обороны?
Это и есть те изъяны, которые, наряду с другими важными моментами, ставят в повестку дня необходимость коренного пересмотра подходов к ключевым проблемам государства. Причем, ни для кого не секрет, что это потребует системных изменений, и первоначально они должны быть осуществлены на политическом уровне, чтобы создать благоприятную возможность для прихода во главу руководства сил, способных проводить реальную политику в интересах грузинской государственности.
Беседовал
Джаба Жвания