Домой Новости Грузия Гулбаат Рцхиладзе: Орбан не сможет протащить Грузию в Евросоюз

Гулбаат Рцхиладзе: Орбан не сможет протащить Грузию в Евросоюз

«Грузия может вообще остаться без морских ворот, так как Батумский и Потийский порты в основном находятся в посторонних руках. Отчуждение портов и вливание в них только иностранных инвестиций может серьезно ударить по суверенитету нашей страны»

Глава грузинского правительства Ираклий Гарибашвили 8 октября принимал президента Азербайджана Ильхама Алиева, а 10 октября – премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Цели визита азербайджанского президента понятны и естественны – нашу страну связывают с Азербайджаном многообразные партнерские отношения и отличает многостороннее сотрудничество… А вот с какой стати в Грузию прилетел Виктор Орбан?!

По поводу визитов высоких гостей в нашу страну с «Грузией и миром» беседует руководитель «Института Евразии» Гулбаат Рцхиладзе:

— Азербайджан – наш сосед, и ни для кого не секрет, что у Грузии существуют интенсивные связи с этим государством. Через нашу страну пролегают все транзитные маршруты на запад, вместе с тем, Грузия получает из Азербайджана природный газ. Помимо этого, существуют крайне важные вопросы, связанные с региональной безопасностью, в том числе, надо выделить инициативу нашего правительства, предложившего себя в роли посредника и примирителя между Азербайджаном и Арменией. Все это лежит в общем русле интересов двух наших стран. К сожалению, из тематики переговоров полностью выпала проблема Давид-Гареджи, разговоры по которой активно начались перед выборами 2020 года. Сегодня эта тема отошла на задний план, все позабыли о Мелашвили, Ильичевой, их судебных процессах, а проблема, между тем, остается нерешенной.

В принципе же, в отношении Азербайджана не наблюдается ничего принципиально нового. Азербайджанцы лоббируют в нашей стране свои собственные интересы. Алиев, например, выразил желание и готовность активно включиться в работы, связанные с улучшением инфраструктуры, и в инфраструктурных проектах. Он хочет, чтобы его страна приняла участие в строительстве Анаклийского порта.

— Как вы считаете, столь большой интерес, проявленный Алиевым к Анаклийскому порту, это для нас хорошо или плохо? Как известно, в строительстве этого порта заинтересован Китай…

— Действительно, заинтересован не только Азербайджан, заинтересован и Китай. В принципе, если грузы из Китая начнут отправлять по альтернативному маршруту, прежде чем попасть в Грузию, они должны будут вначале пройти через Азербайджан. Таким образом, столь высокий интерес азербайджанцев к Анаклийскому порту совершенно естественен. Другое дело, что Грузия может вообще остаться без морских ворот, так как Батумский и Потийский порты в основном находятся в посторонних руках. Отчуждение портов и вливание в них только иностранных инвестиций может серьезно ударить по суверенитету нашей страны. И даже окончательно поставить на нем крест.

— В Тбилиси гостил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан с супругой…

— Приезд Орбана действительно несколько удивляет и заставляет серьезно задуматься. Не знаю, связан ли как-то его визит с предшествующим приездом Алиева… Впрочем, это, наверное, лучше рассматривать в отдельном контексте, поскольку у Венгрии с Азербайджаном установлены на редкость позитивные взаимоотношения. Как и азербайджанцы, венгры – тюркский народ, который когда-то переселился на запад. Одним словом, две этих нации не чужды друг другу, хотя маловероятно, что все перечисленное выше как-то связано с происходящим.

Орбан, напомню, тесно дружил и с Саакашвили. Он даже прилетал к Мише перед выборами 2012 года и этим своим появлением в какой-то степени ему помог. Замечу, что представители предыдущей власти, обвиняемые во многих преступлениях, и сейчас активно наведываются в Венгрию. Честно вам признаюсь, с этой точки зрения, объяснить столь тесные объятия действующего грузинского премьера с Орбаном весьма затруднительно.

В силу многих факторов из-за этих объятий с венгерским премьером происходит, как бы, дистанцирование Грузии от Евросоюза, и непонятно, каким образом при таком векторе взаимоотношений мы можем рассчитывать на вступление в эту организацию?! Очевидно, что Орбан не сможет протащить Грузию в Евросоюз.

— Тем не менее, говорят, что поддержка Орбана для получении статуса кандидата в члены Евросоюза очень важна для нас…

— Я придерживаюсь противоположного мнения: чрезмерная активность венгерского премьера способна нам только навредить. То, что нас, скажем, поддержат Орбан и не столь уж влиятельные в европейских делах Лиетува, Латвия и им подобные, абсолютно ничего не значит. Нас не поддерживают Франция, Италия, Испания и т.д. Чье же, по-вашему, мнение имеет больший вес?

Если желание нашей власти таково, то, раз ей хочется, пусть срывает получение Грузией статуса кандидата в члены Евросоюза. Складывается впечатление, что прямо действующие лидеры об этом объявить не могут и хотят поставить нас перед фактом, под конец сказав: Орбан нас поддержал, но все равно ничего не вышло. Если это и правда так, тогда совсем другое дело…

Впрочем, я не знаю, что задумали члены нашего правительства. Но они должны осознавать – пойди что-то не так, обвинят в любом случае их, и это хуже всего. Потому что сам Евросоюз выйдет тогда сухим из воды, а Орбан, когда «Грузинской мечте» дадут ногой под зад, ничем ей не поможет. Именно по этой причине мне совершенно непонятна эта одиозная дружба нашей властной верхушки с Виктором Орбаном.

Не поймите меня превратно, я вовсе не имею в виду, что их страха перед Евросоюзом нам не надо иметь никаких отношений с венгерским государством и его лидером. Я говорю о другом – о том, что отношения между Грузией и Венгрией носят искусственный характер. В отличии от Азербайджана, у нашей страны нет никаких связей с Венгрией. Кто-нибудь может сказать, каков размер торгового оборота между нами и венграми, что мы делаем для них и что они делают для нас? Это искусственный альянс, у которого очень хилые основы, особенно с учетом прошлых контактов Орбана с Грузией. Этот человек, вроде бы, столкнулся с Соросом, однако он прекрасно дружил с соросовцем Саакашвили. Одним словом, я плохо понимаю суть происходящего и уверен, что грузинская общественность испытывает точное такое же недопонимание. Возникают вопросы, которые не могут всех нас не волновать. Что происходит? Чего хочет Орбан? С какой целью проходят эти встречи и какова им цена? Это ведь не изменит внешней политики Грузии!

Беседовала Эка Наскидашвили                                                         

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь