Домой Рубрики Политика Гулбаат Рцхиладзе:Чем больше проходит времени, тем все больше Грузия утрачивает шанс сформироваться...

Гулбаат Рцхиладзе:Чем больше проходит времени, тем все больше Грузия утрачивает шанс сформироваться как государство, проводящее суверенную внутреннюю и внешнюю политику

Гулбаат Рцхиладзе
Гулбаат Рцхиладзе

28 октября, после встречи с премьер-министром Эстонии Юри Ратасом, президент Франции Эммануэль Макрон коснулся процессов, протекающих на международной геополитической арене, и заявил, что сегодня важнейшим из вызовов на планете является обеспечение мира во всем мире. По его словам, на этом фоне крайне важно постепенно начать восстанавливать изначальное доверие между Западом и Россией, что наряду с существенным улучшением положения Европы в плане обеспечения безопасности, станет серьезным шагом вперед и с точки зрения экономической стабильности. Как разъяснил Макрон, диалог между двумя политическими векторами обусловлен широтой повестки дня, и он необходим, даже несмотря на существующие препятствия, которые по объективным причинам могут возникнуть со стороны Европы на пути политики сближения с Москвой. «Вызовы безопасности растут, и последним примером этого служит обстановка, возникшая в Беларуси и Нагорном Карабахе», — заявил под конец своего выступления президент Макрон. При этом он не уточнил, как конкретно представляет себе процесс восстановления доверия с Россией или какими политическими путями и с помощью каких механизмов Евросоюз мог бы преодолеть препятствия, которые существуют по данному вопросу среди государств, являющихся его членами.

Для справки: 29 сентября, находясь с официальным визитом еще в одной Прибалтийской стране – Литве, президент Эммануэль Марон также заявил, что укрепление мира на Европейском континенте не может быть обеспечено без нормальных отношений с Россией: «С нашей точки зрения, если мы желаем установить мир на Европейском континенте, необходимо поработать с Россией. Я говорю это на земле, перенесшей самые тяжелые дни, испытавшей притеснения, избежавшей гибели. Тем не менее, нам не удастся вести себя так, будто Европа – это остров, отделенный от России». За заявлением Макрона, как и следовало ожидать, последовала острая критика как со стороны Литвы, так и других стран Евросоюза.

Что за сигналом для международной общественности служит заявление одного из лидеров Евросоюза относительно важности диалога с Россией, и что означает все это для нас как для государства, проводящего прозападную политику? «Грузия и мир» беседует с руководителем и основателем «Института Евразии» Гулбаатом Рцхиладзе.

— Батоно Гулбаат, президент Франции Эммануэль Макрон уже в который раз заявляет во время официальной встречи, что для Европы жизненно важное значение сегодня приобретает диалог с Россией. По его словам, без этого не может быть обеспечен мир на континенте, и потому Евросоюз должен подумать над восстановлением доверия с официальной Москвой… Какого рода посыл современному миру, в том числе, нам, представляют собой заявления Макрона, особенно на фоне того, что наши власти постоянно убеждают нас в том, что у стремления Грузии в Евроатлантический альянс нет альтернативы?

— Начнем с того, что в последний период Макрон нередко говорит то одно, то другое, и порой начинает казаться, будто он совершенно утратил ощущение реальности. Это наглядно прослеживается по его выступлениям. В результате его, к примеру, открыто высмеивает турецкий президент, который уже публично назвал Макрона дураком. Хотя во всем этом присутствует и другая важная тема – что творится в самой Франции? Я хочу сказать, что там безобразно распоясались исламистские силы и выросла опасность терроризма, которая поставила с ног на голову проблему безопасности страны. Касательно Грузии и того, что означает для нас заявление Макрона, думаю, мы не услышали от него ничего нового, разве что то, о чем я предупреждаю общественность уже больше 20 лет… Просто, чем больше проходит времени, тем все больше Грузия утрачивает шанс сформироваться как государство, проводящее суверенную внутреннюю и внешнюю политику. И что главное, ей становится все труднее осознать, что наша безопасность не может быть обеспечена и гарантирована в условиях бессмысленного противостояния с Россией. Это, по моему мнению, самое важное обстоятельство, и чтобы его учесть и осознать, для нас вовсе не обязательны заявления Макрона, хотя подобные посылы только лишний раз подтверждают важность всего сказанного…

— О возрастающей политической нестабильности Запада в определенной степени свидетельствуют и процессы, имеющие место в США. Я имею в виду президентские выборы и ту напряженность, которая вот уже больше года характерна почти для всех штатов страны…

— Полностью с вами согласен. Мы уже заметили, а после президентских выборов увидим еще четче, перед какими огромными структурными проблемами оказалась сегодня эта, вроде бы, сверхдержава, и какое деструктивное влияние все это оказывает на остальной мир. Для того, чтобы разрушающее воздействия подобной деструкции не проявилась бы и на нас, необходимо соблюсти определенный баланс между западным и другими политическими векторами… Это может быть и какая-либо страна «икс», а в данном случае это Россия, поскольку именно Россия является нашим непосредственным соседом, у которого имеются свои жизненно важные интересы в регионе. Все остальное, как будут выглядеть конкретно наши отношения с Москвой, как достойные, полезные и отвечающие нашим государственным интересам или наоборот – все это должны уже решать мы сами. Впрочем, если пожелаем и дальше оставаться мазохистами, то ими и останемся…

— Тем не менее, трудно даже представить, какие предпосылки и возможности для нормализации отношений с Россией могут возникнуть в обстановке, когда после парламентских выборов политическая реальность осталась неизменной и повестку дня по-прежнему расписывает элита «нацмечтателей»?

— По поводу выборов могу сказать только одно: к сожалению, на определенном сегменте оппозиции сильно сказались необоснованные надежды на то, что им удастся получить какие-то проценты, и потому они хвалили Иванишвили. Однако все пошло не так. Впрочем, думаю, кто победил в этих выборах, особого значения не имеет, потому что будь даже проценты и цифры иными, все равно все бы осталось на прежнем месте…

— Что вы хотите этим сказать?

— Я хочу сказать, что ни одна из партий не предложила реальной концепции, позволяющей в нынешней обстановке нормализовать отношения с Россией. Доктрины времен «холодной войны», как, например, «невмешательство», являются самообманом. Сначала следует вникнуть в дело, а уж затем выдвигать лозунги. Я еще 15-20 лет назад писал о нейтралитете, мы вместе с господином Гамлетом Чипашвили мы опубликовали целую серию статей на эту тему… Однако реальность меняется. Особенно много чего изменила война 2008 года и последовавшие за ней явления. Тут, прежде всего, необходимо поменять сами подходы, и, что главное, не следует опасаться политиков, выступающих сторонниками реальных перемен и публично говорящих о связях с определенными российскими кругами…

— Сегодня по отношению к таким силам и людям в Грузии существует своего рода политическая стигма.

— Так и есть, но дело не только в ярлыках и клейме. Несмотря на все, не должно возникать необходимости в шуме, чтобы, например, заверить общественность, что я не получал от России никаких денег, что у меня вообще нет с ними контактов, что я клятвенно заявляю об этом перед ликом Господним, клянусь именем своей матери или отца и т.п. Речь идет именно об этом, а то всякие там «Лело» и подобные им силы меня совершенно не заботят. Напротив, пусть кто-то говорит, что у него хорошие отношения с Россией, имеются серьезные связи, что он ведет диалог… Чем больше у партии связей за рубежом, тем лучше, если ты эти связи направляешь на пользу своей стране. А что касается России, то надо открыто заметить, что Россия представляет собой силу, альтернативную данность, проводящую собственную политику. Правда, и она вписывается в концепцию глобализма, но, тем не менее, предполагает иной геополитический вектор, и отрицать этого нельзя. Это ведь, как дважды два – четыре. Потому наша политика в данном вопросе должна опираться не на вечную борьбу и противостояние Кремлю, а на потепление взаимоотношений. Между прочим, убедительным примером того, что способна дать очень умная и дальновидная политика, может служить позиция Ильхама Алиева, который сумел добиться, что азербайджанское лобби в Москве почти сравнялось по влиянию с армянским. Потому он позволил себе начать войну в Карабахе, и при этом не опасается реакции Европы, хотя тут, конечно, важно вовремя остановиться, так как процессы могут повернуться и в другую сторону…

— Вы упомянули о лобби. Располагает ли в нынешней обстановке Грузия достаточными ресурсами и потенциалом, хотя бы личностным, для того, чтобы не торопясь, шаг за шагом создавать собственное лобби в Москве?

— К сожалению, с этой точки зрения Грузия очень сильно поотстала. Исходя из чего, я считаю, что если не будет коренным образом пересмотрен весь политический спектр, никаких изменений в отношениях с Россией не предвидится. Между прочим, еще в 2013 году я сказал господину Зурабу Абашидзе: думаю, на данном этапе надо обязательно начать вести пропаганду Грузию в России. Подчеркнул, что нас, грузин, не должны ассоциировать лишь с хачапури и песнями и танцами, красочными тостами и обильными застольями. Я имел в виду, что следует издать определенную литературу, подготовить телевизионные передачи и т.д., и это, безусловно, изменило бы имидж нашей страны в сознании россиян. Хорошо известно, какой вклад внесли грузины в российскую военную историю, в науку, политику и др.

— Что вам ответил Абашидзе?

— Идея очень ему понравилась, и он ответил, что непременно сообщит о ней Бидзине Иванишвили. Однако, как вы ничего об этом деле до сих пор не слыхали, так и я ничего о нем не узнал. Похоже, Иванишвили все эти предложения пропустил мимо ушей и попросту на них наплевал…

— Задам вам и вопрос относительно парламентских выборов. Несмотря на то, что власть располагала всевозможными ресурсами, в том числе, и административными, во всех столичных мажоритарных округах состоится второй тур. Правящая команда не смогла обеспечить то большинство голосов, которое она себе прогнозировала. Чем, на ваш взгляд, это было обусловлено?

— Все это свидетельствует о том, что «Грузинская мечта» непопулярна в народе. Хотя, по моему мнению, тут сказался еще один важный фактор – до выборов низшие и средние партийные звенья постоянно дезинформировали верхние эшелоны «Мечты», а также и самого Иванишвили, который со временем все больше оставляет впечатление самодовольного и оторванного от реальности человека. Вокруг него в лице Кобахидзе вертятся не менее самодовольные идиоты, прибравшие к рукам внутрипартийные рычаги управления. Вот все эти люди и питают друг друга всевозможной дезинформацией. Однако после выборов они несколько угомонились, утихомирились… Если же говорить об остальном, о том, что и как случится в будущем, то уже сейчас ясно – ничего хорошего и доброго стране они не принесут. Чем больше уходит времени, тем глубже заводят они в тупик наше государство. При этом я не говорю о внутреннем политическом кризисе, который уже длительное время остро дает о себе знать во всех сферах и будет разрастаться…

Беседовал

Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь