Домой Новости Грузия Грузинские продукты продаются в 50 странах мира, но 70 их процентов вывозится...

Грузинские продукты продаются в 50 странах мира, но 70 их процентов вывозится в Россию

Мы упрямо пытаемся «соскочить» под давлением западных партнеров с российского рынка, но не получается, и не выходит по одной единственной причине: на другие рынки нас попросту не пускают, и эти другие – западные рынки

Ртвели прошел в Грузии так, что никто из производителей не жалуется, и получилось это вовсе не как результат того, что государство установило твердую закупочную цену. Причина в другом – в том, что все излишки винодельческой отрасли освоил  российский  рынок. А если поточнее, не просто освоил, а, если можно так выразиться, полностью проглотил. Было бы больше – закупил бы и остальное. Но наше руководство, естественно, не обронило ни слова о том, спасителем стал российский рынок. Чего ж тут удивляться – тема крайне непопулярная и невыигрышная в глазах партнеров. То есть, создается  впечатление, что продукцию на российский рынок мы вывозим втихую, стараясь это не афишировать…

Сейчас фермеры озабочены тем, как им получше пристроить урожай цитрусов, хурмы и яблок, хотя уже очевидно, что, в отличии от вина, продать это будет сложно.  Особенно обострены проблемы с яблоками, потому как урожай был собран рекордный – если в прошлом году было выращено 90 тысяч тонн яблок, то в нынешнем – показатель этот возрос аж до 130 тысяч! Соответственно, цена упала, но даже по пониженной цене продавать все равно трудно.  По состоянию на сегодняшний день реализация яблок упала по сравнению с прошлым годом на 12%, а показателю 2020 года, когда продажи достигли рекордных объемов, она уступает целых 55%. То же самое происходит в отношении хурмы и цитрусов. Производители и перевозчики цитрусов предпринимают все, что утвердиться на европейском рынке и именно Европу сделать для себя главной нишей, однако выяснилось, что европейцы наших сертификатов не признают и сами проводят на границе анализ поступающей продукции. Процесс растягивается на неделю, а за это время продукты теряют в весе, в цене, а главное начинают выглядеть настолько непрезентабельно, что никто их покупать не хочет. По нашим сведениям, разочарованные производители обратились даже к аккредитованным в Грузии европейским послам, дескать, может окажете содействие в решении этих проблем. Но те в ответ лишь развели плечами – причем тут мы?! Интересно получается: когда вопрос касается  внутренней политики Грузии, послы США и Европы тут как тут, немедленно оказываются на первом плане, но стоит только завести речь об экономическом прогрессе – это, видите ли, не их дело.

С хурмой обстоит чуть проще. Этот фрукт обычно лучше всего продается перед новогодними праздниками, а потому мелкие холодильные хозяйства уже закупили его и собираются вывозить на экспорт именно в преддверии Нового года. Надо также заметить, что хурма хоть и портится быстрее яблок, поддается хранению лучше, чем цитрусы. То есть, недельное путешествие хурме не навредит. Однако… Дело в том, что все без исключения фермеры все же надеются вывезти продукцию на российский рынок. А тем временем европейские партнеры и представители грузинской власти упрямо напирают на то, что грузинская продукция вывозится на европейский рынок и продается более, чем в 50 странах. Формально так оно, в принципе, и есть – и хурма, и яблоки, и цитрусы, и виноград и вообще любые грузинские продукты действительно вывозятся в 50 стран мира. Только не надо забывать, что больше 70% от общего количества продается в Российской Федерации, а между 50 другими странами, которыми нам постоянно тычут в нос, распределяются оставшиеся 30%. Слово «тычут», возможно, звучит несколько грубо, но в данном случае оно подходит больше всего. Потому что нелепо проводить брифинг и аплодировать, скажем, в связи с тем, что, в Саудовской Аравии в течение года было продано 200 бутылок грузинского вина. Это ж просто смешно: да любой супермаркет в Москве или Санкт-Петербурге продает такое количество нашего вина… за день!   

Парадоксально, но факт – наша власть указывает рукой на Россию, мол, тамошний рынок не может освоить нашу продукцию, а то все у нас было бы просто замечательно. Вот и судите сами – когда мы что-то успешно в России продаем, об этом старательно умалчивается, а как что-нибудь не продастся, сразу виновата Россия. Между прочим, на самом деле российский рынок освоил больше нашей продукции, чем в прошлом году и в позапрошлом, но вот другим странам, прежде всего, Украине покупать в том же объеме, что и раньше, не удается. Не покупают грузинскую продукцию в тех же количествах Прибалтика, Польша, и это основная причина, по которой возникают трудности с реализацией. Да, почти 40-миллионная Польша в направлении цитрусов полностью переключилась на Турцию, Португалию и Грецию. Аналогичное происходит с вином – Португалия и Испания на польском рынке доминируют, а грузинскую продукцию он не принимает. Поляки предпочитают иметь экономические отношения с Испанией и Португалией, а не с Грузией. И никто им не скажет: взяли бы помогли грузинам, у них и продукция хорошая, и экономика их в поддержке нуждается больше, чем та же испанская.

После обретения независимости важнейшим торговым партнером Грузии по всем направлениям была и остается Российская Федерация. Это даже несмотря на то, что начиная с 2003 года, мы упрямо пытаемся «соскочить» под давлением западных партнеров с российского рынка, но не получается, и не выходит по одной единственной причине: на другие рынки нас попросту не пускают, и эти другие – западные рынки. Больше 20 лет российская сторона изъявляет готовность сесть к общему столу и начать переговоры по углублению торговых отношений. Это бы очень пошло на пользу грузинской экономике, однако в руках предыдущей власти такое, понятно, полностью исключалось, поскольку Михаилу Саакашвили была отведена роль борца с Россией. Ну а нынешнее руководство попросту боится реакции Запада. Именно боится, по-другому его поведение не объяснишь. Согласно всем статистическим данным и практическим результатам, Россия из года в год остается единственной страной, реально способствующей грузинской экономике, то есть, не на словах, а на деле, потому что она постоянно и беспрепятственно пропускает наши грузы и поставляет нам все, в чем нуждается грузинская сторона.

Между прочим, несколько раз со стороны грузинской власти предпринимались попытки вступить в прямые переговоры с Россией, и все они были связаны с Давосским экономическим форумом. Там имелась возможность сесть за один стол без посредников, и на этот счет даже делались предварительные анонсы. Но именно они дали повод к тому, чтобы Запад вынудил высших представителей нашей власти до форума или в ходе его выступить с заявлениями против России, и, естественно, все предполагаемые встречи были таким образом очень легко сорваны. Схема у Запада всегда одна: как только он замечает, что обстановка идет к потеплению и Грузия и Россия могут оказаться за одним столом, тут же начинает прессовать власть, а грузинская сторона, к сожалению, ни разу с этим давлением справиться не смогла.

Так и сейчас – Евросоюз и Америка делают все, чтобы ото всюду окончательно изгнать Россию, при этом втравить всех соседей в войну с ней. Но Грузия воевать не собирается. Запад поэтому нашел простой для себя выход, решив не заморачиваться и просто поменять в Грузии власть – вернуть во главу ее людей, которые по одному взмаху руки западных партнеров однажды уже начали войну. Потому-то на Грузию сейчас оказывается из ряда вон выходящее давление. Но как только дело доходит до экономической стороны, Запад сразу умолкает. Если судить трезво, то для европейских стран и Америки реализация грузинской продукции плевое дело, они бы легко приняли и десять таких грузий, сумев безо всяких усилий все освоить и продать. Но суть в том, что они не хотят этого делать, не хотят ничего менять в годами отлаженной системе ради Грузии или хотя бы вложить несколько миллионов в грузинскую экономику. Еще бы! Ведь в этом случае Грузия может уверенно встать на ноги, а развитую, расправившую плечи страну поработить гораздо труднее, чем такую, какой она является сейчас – развивающейся. Европа, вроде бы, воспринимает нас как равноправных партнеров, но как только дело доходит до грузинских сертификатов, она требуют своих, а в результате это приводит к намеренной порче днями простаивающей на таможне продукции, сбивает ей цену и все обставляется так, чтобы грузинский производитель утратил интерес к европейскому рынку.

Не представляю, сколько все это может продолжаться, и непонятно, согласиться ли вообще Европа когда-нибудь в разумной перспективе принимать грузинскую продукцию? Европейские туристы признают, что грузинские фрукты вкусные, что у них замечательный аромат, однако… В собственной стране они этих продуктов не находят и не могут купить, но не протестуют. Там ведь верят, что власть о них заботится. И это действительно так – если дело доходит до интересов какой-нибудь европейской страны, все остальное для нее становится даже не второстепенным – третьестепенным. Взять период пандемии, когда тяжелее всех пришлось Италии, и там даже пришлось устраивать на улицах крематории. Так вот, ни одна европейская страна и пальцем не пошевелила, чтобы не оставить итальянцев в беде одних. Потом, правда, принесли извинения, будто извинениями можно оживить десятки тысяч умерших от ковида.

Леван Габашвили                                                                                            

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь