Парламентские выборы 2020 года, наконец, завершились. Теперь, что бы ни случилось, выборов в этом году у нас уже не будет, поскольку, даже если власть согласится на внеочередные, это во времени, просто, не успеется. Печально только то, что 2020 год через месяц завершится, а в будущем году, если не внеочередные, то выборы в местное самоуправление обязательно состоятся. И на сей раз мы будем выбирать не 150 депутатов, а мэров и примерно 2500 членов сакребуло 73 муниципалитетов. Это – в будущем году, а сейчас нужно плакать о том, что у нас есть.
Оплакивать эти выборы нужно по нескольким причинам. Проведение выборов обошлось государственному бюджету в 50 миллионов. Как минимум, столько же взяли все партии вместе, и только потому, чтобы 150 человек на ближайшие 4 года имели гарантированную работу, и плюс – чтобы эти 150 человек трудоустроили своих родственников.
Перед вторым туром создалась несколько смешная ситуация. Смешная потому, что оппозиция отказалась в нем участвовать, объявила бойкот – дескать, мы не станем участвовать в сфальсифицированных выборах. Несмотря на это, власть объявила полную мобилизацию административного ресурса и актива, из страха перед тем, чтобы оппозиция не действовала скрыто, и ее избиратель не пришел организованно на бойкотируемые выборы. Однако страхи власти оказались беспочвенными, и выборы завершились сказочно, но… Оппозиция все же набрала во втором туре более 50 тысяч голосов, и лидеры «Мечты» поняли, что это было очень много. Поэтому Ираклий Кобахидзе выступил и сказал то, чего, по идее, говорить не должен был. Исполнительный секретарь правящей партии заявил: оппозиция объявила мобилизацию актива, однако больше 50 тысяч голосов получить не сумела. Все это Кобахидзе говорил торжественным голосом, но не сказал, что только «Национальное движение» полученными в первом туре голосами провело в парламент 36 человек и… получило более полумиллиона голосов. Да, за эти 8 лет «Мечта» умудрилась сделать так, что «Национальное движение» поддержали более полумиллиона человек. Легитимность избранных во втором туре мажоритариев, вообще, стоит под вопросом, и скажу, почему. Несмотря на то, что власть максимально старалась привести избирателей к избирательным урнам, активность не превысила 26%. Попросту говоря, если в округе было 100 избирателей, мажоритария выбрали 26 человек. Так вот, почему избранный 26 человеками депутат легитимен, и почему никого не интересует, что думают остальные 74 человека?! Однако, по закону и, главное, по Конституции (той Конституции, которую мы обычно меняем по указанию посла Америки), эти 17 мажоритариев будут точно такими же полноправными депутатами, как избранные в первом туре.
Самое печальное то, что власть действует неадекватно, еще неадекватнее – оппозиция, и в рядовых людях уже существует политический нигилизм. По грубым подсчетам, на выборы пришли государственные чиновники и члены их семей от власти, а от оппозиции — те люди, которых никто и ничто не заставит изменить мнение. Они сформировались своего рода сектой, и дай им волю, объявят Михаила Саакашвили святым. Эти люди и в 2024 году никуда не уйдут, не исчезнут, наоборот – еще больше приумножатся, и все из-за того, что власть ведет себя неадекватно.
Сторонники правящей команды шумят – дескать, Георгий Гахария пообещал «националам», что покончит с ними, и выполнил. Что он выполнил, господа?! В парламенте прошлого созыва было 7 членов «Национального движения», а в новом парламенте их будет в пять раз больше – 36. И что получается – парящая сила обманывает себя или своих сторонников?
Власть не задумалась также о том, что на выборы, безо всякой мобилизации и по своей воле пришли 50 тысяч человек и проголосовали против власти. Реально эти люди не полностью являются сторонниками оппозиции, большинство их во втором туре проголосовало против власти (как бы парадоксально ни было, против власти, а не в пользу оппозиции), чтобы власть очнулась. Не то, если бы у оппозиции было 50 тысяч пламенных сторонников, таких, которые по собственной воле выражают протест, на акции их бы не стали привозить из регионов за деньги. Именно это следует проанализировать власти. Однако, вместо этого, она занимается беззубыми перепалками и еще больше сердит и без того рассерженное население.
Грузинская политика стала походить на театр абсурда. Лидеры полпроцентных партий требуют повторного проведения выборов и во всю глотку вопят, что выборы сфальсифицированы. Между тем, они лучше всех знают, что ничего не сфальсифицировано, и если сфальсифицировано, то их голоса, точно, никто не присваивал. Но другого пути у них нет, они должны кричать, иначе никак не могут оправдаться перед теми малочисленными избирателями, которые у них сейчас остались. Они хорошо понимают также, что в 2024 году, в условиях полностью пропорциональной системы и 5%-ого барьера, у них вряд ли будет шанс не то что попасть в парламент, но даже близко около него пройтись.
Я упомянул театр, и… грузинская политика – это театр без зрителя. С уверенностью можно сказать, что на протяжение последующих четырех лет население к новоизбранному парламенту проявил интерес только тогда, когда там будут драки, или кто-то кого-то обругает матом. Людей интересуют зрелища и уже не интересуют законы. Они и не надеются, что действующая или будущая власть примет полезное для них решение. Уже и изменение курса лари не такое болезненное, как раньше, и причиной этого является именно нигилизм. В поисках денег на кусок хлеба народ потерял боеспособность, им все равно, кто будет у власти. Именно из-за этого «все равно» «Национальное движение» взяло более полумиллиона голосов. В противном случае, сомнительно, чтобы эти полмиллиона скучали по смерти заключенных в тюрьмах, расстрелам молодых ребят на улицах, объявленному криминалом народу и по веникам. Просто, кто-то продал голос, кто-то продал дважды и получил деньги, которых хватит на еду месяц, а кто-то в угоду кому-то пришел и обвел кружочком…Громко никто не говорит, почему несколько десятков тысяч бюллетеней недействительны. Потому что эти тысячи людей в бюллетене никого не отметили, просто, в конце написали «мать всех» и на этом закончили. То, что почти в 60 партиях им никто не пришелся по душе, ведь о многом свидетельствует? И то, что «Мечта» выиграла в значительной степени за счет того, что не было достойного конкурента, тоже факт. Однако признать это не желают ни власть, ни оппозиция. Знаете, почему? Причиной своей победы «Мечта» считает собственную сноровку. А оппозиция не хочет признавать свою недостойность. Имею в виду ту оппозицию, которая вышла на улицу, и этих мирных демонстрантов, которые размахивают «коктейлем Молотова».
Так мы и проживем в последующие четыре года, выборы уже не будут делом рядовых людей. Они будут соревнованием трудоустроенных и нетрудоустроенных, и победит тот, кто перевесит. Да, гонка трудоустроенных и нетрудоустроенных, и борьба на выборах развяжется именно за работу, а не за светлое будущее страны. Удалось, до конца удалось добиться того, что сознание большинства населения уже не идет дальше поисков куска хлеба, и все это больше всего на руку политикам.
Старые политики в возрасте предложили «новыми лицами» на арене своих детей и еще раз доказали, что политика для них – бизнес, который от отца (или матери) передается детям.
Пока соберется новый парламент, пока они в сопровождении флага и гимна застолбят себе четырехлетнюю работу, может, кто-то выйдет и скажет, что для населения – тех людей, которые на стороне не какой-то политической силы, а Грузии – они будут стараться, дадут почувствовать, что страна существует, государство существует. С позиции сегодняшнего дня видно лишь то, что страна – это ипподром, и раз в четыре года скакуны стараются прийти к финише первыми, чтобы потом лакомиться ячменем и сахаром, а остальные – пусть довольствуются сеном.
Бесо Барбакадзе