Всем нам со школьной скамьи хорошо знакомо, какую сложную головоломку представляет собой любое уравнение. К сожалению, так получилось, что жизнь поставила перед Грузией одно такое уравнение, и его решению мы бездарно и впустую отдали целых тридцать лет.
— Да, но как могло случиться, что выведение одного уравнения стало проблемой на родине таких корифеев, как Георгий Николадзе, Андриа Размадзе, Нико Мусхелишвили и Илья Векуа? – неожиданно ясно прозвучалв ушах недовольный Голос.
— Объяснение есть. Дело в том, что уравнение, над которым мы бились все это время, не из области математики. Оно политическое, — стали робко оправдываться мы перед этим, вроде бы, чуждым Голосом, который, как выяснилось чуть позже, оказался внутренним голосом самой Грузии.
— Простите, но на родине Сталина и Берия решение политического уравнения тоже не должно было вызвать такие затруднения, — не унимался тем временем Голос. – Расскажите уж, что это за уравнение такое?
— Что за уравнение? А вот смотрите, что творится, уважаемый: грузинский народ хочет, чтобы Грузия стала членом НАТО и Евросоюза. Это одна составляющая. Запад тоже хочет членства Грузии в НАТО и Евросоюзе. Это вторая составляющая. Однако несмотря на благоприятные условия, знак равенства между ними никак не ставится. Грузия не смогла войти ни в Евросоюз, ни в НАТО по вине неизвестного членав данном уравнении, который не удается вынести за скобки и объяснить.
— Ты только посмотри, — задумался Голос. – То есть, и мы хотим, и они хотят, а войти никак не удается, — он наморщил лоб, возвел к небу глаза (только не начните спрашивать, откуда у Голоса взялись лоб и глаза). Одним словом, наморщил Голос лоб, возвел к небу очи и долгое время пребывал в таком состоянии. Он уставился на небо и не подавал голоса. Когда вся Грузия решила было, что (наш внутренний) Голос умолк навсегда, тот неожиданно заговорил.
— А случайно не мешает ли вам кто-то третий? – скромно спросил он.
— Что это ты говоришь?! Как ты такое себе позволяешь! — рассердился народ на собственный внутренний голос. –Мы этого хотим, Запад тоже хочет, причем тут кто-то третий?! Кто его спрашивает, в какую международную организацию нам вступать, а в какую нет? – в своей лучшей манере коротко и грубо отрезали грузины.
— Так может быть тот третий имеет свой интерес и одновременно обладает значительной силой и влиянием?Тогда надо бы, наверное, учесть и его мнение? – вежливо высказал Голосгрузинамсвой вариант решения.
— Мы из породы Туташхиа, — ощетинились грузины, — никогда ни в чьи дела не вмешиваемся и никому не позволим вмешиваться в наши. По какому пути пожелаем, по тому и пойдем, и отныне будем поступать, как захотим. Вот так!
Что было делать Голосу, осекся наш внутренний голос и на долгое время погрузился в глубокое молчание. Однако жизнь шла своим путем, противоречия обострялись. Украина превратилась в полигон ожесточенных боевых действий, жертвы которого измеряются уже сотнями тысяч людей. Вот уже больше года там льется кровь, а конца этому кровопролитию все еще не видно, потому что Россия не может отказаться от защиты своих жизненных интересов, а Запад вознамерился использовать возникшую ситуацию для ослабления России и продолжает с возросшим энтузиазмом финансировать и вооружать украинских фашистов. Частью этого абсолютно негуманистического западного энтузиазма является и идея открытия второго фронта из Грузии, чего с остервенелой настойчивостью пытаются добиться влиятельные круги за пределами нашей страны и их«пятая колонна» внутри нее.
Все это так, однако в этой истории по-прежнему продолжает оставаться нераскрытым все тот же неизвестный член нерешенного политического уравнения. В частности, если Грузия испытывает потребность стать полноправным членом Запада, Западом, в свою очередь, движет аналогичное желание, а справедливый протест России – прошу прощения за грубое выражение – и тем, и другим по барабану, почему Грузию до сих пор не принимают ни в НАТО, ни в Евросоюз? Оставим в покое членство, нас отказались удостоить даже статуса кандидата в члены Евросоюза, а в случае с НАТО – так и не предоставили План действий по вступлению (ПДВ), необходимый как обязательный предварительный этап. То, что подобное отношение обусловлено отнюдь не страхом перед Россией, видно хотя бы из того, что на Украине Запад даже в условиях войны не хочет отступить и обостряет ситуацию в глобальных масштабах, но надорванную войной Украину при этом тоже держит перед входными дверьми НАТО и Евросоюза. Решение уравнения и ответ следует искать именно в этом факте. И Грузия, и Украина для Запада представляют собой инструмент, необходимый для ослабления России, а не государства, которым дано сформироваться в равноправные члены его политических, экономических и военных структур. Членство и равноправие предполагает стороны Запада, первым долгом,взятие ответственности, а он ее всячески избегает. Запад рассматривает постсоветские республики в качестве военного плацдарма, сырьевой базы, дешевой рабочей силы и рынка сбыта, ну и в случае необходимости –как пушечное мясо.
Правда, страны Восточной Европы (в том числе, республики Прибалтики) вошли в НАТО и в Евросоюз, однако для остальных этот процесс, с одной стороны, затормозила Россия, а с другой – то обстоятельство, что он не может быть бесконечным и безграничным. У всего есть свой лимит. Запад знает, что на данном этапе больше он переварить и вынести не в состоянии, потому вопрос членства Грузии в западных структурах больше не стоит реально в повестке дня. Задача Запада – выжать из из нашей страны максимум возможного и при этом не сделать для нее даже минимального. Грузия для Запада всего лишь инструмент, разменная монета, полотенце, предмет одноразового пользования. Одним словом, она для него все что угодно, но только не государство, не политическая и географическая единица или сила, с которой следует считаться. В этом и кроется политическое решение того уравнения, над которым мы, грузины, бьемся и бесцельно ломаем головувот уже тридцать последних лет.
Сегодняшнее грузинское руководство не только все это чувствует, но и знает, и потому ему все трудней общаться и находить общий язык с Западом. В свою очередь и Западу трудно говорить с нашей нынешней властью, которая не соглашается на роль вассала и безропотного раба и везде и всегда держит себя, стараясь подчеркнуть свой суверенитет и собственное достоинство. Премьер-министр Гарибашвили недавно, находясь в Берлине, прямо и открытым текстом заявил, что евродепутаты только потому требуют от Грузии освобождения находящегося в заключении Саакашвили, что он является их агентом. «Цивилизованный» и «законопослушный» Запад совершенно не волнует, что тот был обвинен в совершении тяжелейших преступлений, в создании системы пыток и насилия заключенных, поощрял рэкет бизнеса и преследованиемедии и отдельных журналистов. Гарибашвили с трибуны парламента назвал «пятой колонной» силы, которые планируют создать в Грузии атмосферу всеобщего хаоса и вызвать дестабилизацию. Посол США Келли Дегнанпризвала политические силы Грузии выполнить предложенное Европой задание из двенадцати пунктов, на первом месте среди которых указана деполяризация.Но деполяризация оказывается невозможной из-за того, что сам Запад не дает нам такой возможности. Прибывшая в Тбилиси министр иностранных дел Германии Бербок, в первую очередь, встретилась с так называемой оппозицией, которая планировала ворваться в парламент и устроить государственный переворот. Ее поведение выглядело как официально объявленная открытая и демонстративная поддержка этих сил. Генеральный секретарь «Грузинской мечты» и тбилисский мэр Каха Каладзе правильно оценил риторику Бербок, когда сказал, что она «находится вне реальности». Каха Каладзе прав был и тогда, когда в ответ на реплику журналиста, что европейцы не присвоят нам статус страны-кандидата, сказал: «Не предоставят, так пусть себе его и оставят». В этом ответе прослеживаются достоинство и защита суверенитета своей страны.
Один из оппозиционных лидеров МамукаХазарадзе прямо признал, что в Грузии существуют политические силы, которые не желают, чтобы страна получила кандидатский статус в условиях правления «Грузинской мечты». Эти «проевропейские» силы отказывают делать шаг в сторону Европы только для того, чтобы навредить имиджу «Грузинской мечты». Разве это не значит, что им по барабану и Грузия, и Европа? Их заботит только собственное благополучие. А премьер-министр Гарибашвили рассуждает так: «Если европейцы хотят деполяризации Грузии, пусть дадут нам кандидатский статус, и поляризация закончится».
Из сказанного вовсе не следует вывод о том, что власть отказывается от Европы. Из сказанного явствует, что грузинское руководство отказывается от потери суверенитета и национального самолюбия, утраты достоинства. К сожалению, совершенно очевидно, что Евросоюзом и в целом коллективным Западом не только в Грузии, но и на всем постсоветском пространстве движет единственная цель – поляризация, дестабилизация и создание управляемого хаоса. Они хотят устроить в Грузии уже третий за последние тридцать лет государственный переворот, поскольку взрывоопасная обстановка у российских границ создает предпосылки для ослабления России. Вот вам и решение уравнения, с разговора о котором начиналась данная статья.
Не вызывает сомнений, что Запад попытается обострить ситуацию, спровоцировать государственный переворот и открыть в Грузии второй фронт против России. Выдержит ли грузинская власть такое давление? Вопрос очень сложный, тем не менее, ответ на него дать все-таки можно. Выдержит, однако при одном условии: люди должны осознать всю тяжесть сложившегося положения и приложить максимум усилий для собственного спасения. Власть сумеет продолжить идти по пути защиты достоинства и суверенитета Грузиитолько в том случае, если это будет отвечать общему духу всего нашего народа… В ином варианте перед нами имеется яркий пример – Украина и украинизация.
Валерий Кварацхелия