2020-й – год парламентских выборов. Все, начиная с астрологов и кончая прорицателями, предсказывают, что с политической точки зрения год будет тяжелым. С самого же его начала пошли разговоры о том, что планируются крупные изменения в правительстве; причем, такие, что жертвой перемен может стать даже сам премьер Георгий Гахария. Не вызывает сомнений, что правящая партия, потерпев, можно сказать, поражение в президентских выборах и пожав итоги собственного бездействия и пресловутой коабитации, попытается теперь сделать все, чтобы подобное больше не повторилось. Так какой же год ожидает нас впереди? Сумеет ли страна мирно дойти до дня выборов или нам надо ждать серьезных политических потрясений? На эту и другие важные темы с нами беседует эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили:
— Положение в стране расплывчатое, точнее сказать, аффективное. Мы, можно сказать, пребываем на историческом этапе полной политической апатии. Большинство грузинских избирателей дистанцировалось от политической элиты. Им сегодня не по душе ни власть, ни оппозиция. Соответственно, политическая элита Грузии погружена в глубочайший кризис.
Не думаю, что задача государства состоит сегодня в том, чтобы спасти Бидзину Иванишвили, да она и не должна заключаться в этом. Задача Грузии – развитие, тем не менее, факт тот, что нынешнее руководство именно продвижение страны вперед обеспечить оказалось не в состоянии. Процессами, развернувшимися в системе правосудия, Бидзина Иванишвили фактически заявил, что он является правопреемником порочной политики Саакашвили, что он принял на вооружение все плохое, что отличало Мишу. Правда, при нем это воспринимается не столь агрессивно, однако факт, что реально поменялось очень немногое. У меня даже возникают подозрения, не намеренно ли Бидзина все это делает? Впрочем, не исключено, что искоренить эти пороки не удается из-за полного отсутствия профессионализма. Так или иначе, все пороки времен Мишиного правления у нас опять налицо только с несколько приглушенной агрессией. Страна не развивается, а у Бидзины Иванишвили не ощущается даже элементарного желания приступить к осуществлению системных изменений, или, собственно, выполнить требования, выдвинутые народом в 2012 году.
— Понятно, Иванишвили попытается добиться сохранения власти. Но что он может предпринять до выборов, каким образом ему удастся сохранить позиции?
«Позиция» Бидзины Иванишвили не в том, чтобы выиграть выборы, а в том, чтобы их купить. Покупка выборов вполне возможна, если то, что выступает на них в качестве альтернативы, воспринимается ничуть не лучше, чем он сам. С одной стороны, «союзником» Иванишвили выступает наличие монополии на ресурсы, с другой – безликая и беспомощная оппозиция. Так что, с его стороны, я в этом уверен, на будет даже попытки внести на обсуждение позитивную повестку дня. Он давно махнул на все это рукой и заботится лишь о негативе, о том, как поэффектней сделать страшилку из Миши и какую еще придумать теорию заговора. Не исключено, что мы станем свидетелями очередного дела о попытке государственного переворота и даже очередной имитации восстановления справедливости, ну и т.д.
— Вы произнесли, очередное дело о государственном перевороте. Что имеется под этим в виду? То, что реально подобные дела происходят по согласованию с властью?
— Именно! Мы наблюдаем имитации государственного переворота. У нас много дел такого рода, прокуратура и суды до сих пор их разбирают, и вы, конечно, вправе думать, что угодно, но ни одно из указанных дел так до сих пор и не раскрыто. Расследование начинается, а затем все глохнет. Эти дела приберегают к выборам, и они требуются для сохранения власти. Ведь у Бидзины Иванишвили в повестке дня только один вопрос – сохранение власти любым путем. Государственные проблемы и темы представляют для него второстепенный интерес.
— Однако Бидзина Иванишвили получил горький урок в ходе президентских выборов. Неужели вы думаете, это ничего для него не значит?
— Похоже, что горький опыт и правда ничего не значит для него. Мы все хорошо помним, насколько он был подавлен после первого тура президентских выборов 2018 года, когда признал, что делал до этого все неправильно и потому теперь всячески постарается исправить свои ошибки, изменить существующее в стране положение. Однако время шло, а он так ничего и не исправил. Бидзина Иванишвили мыслит гибко, но как бизнесмен, который руководствуется принципом: переварил проблему – значит, можно о ней забыть. Данное им слово не представляет для него никакой ценности, и он наглядно это продемонстрировал обществу в вопросе о переходе на пропорциональную систему выборов. Не выполнив это свое обещание, Иванишвили «кинул» не только «Национальное движение», как это пытается представить «Мечта» — он полностью «кинул» все грузинское общество, на корню уничтожил перспективу появления конкурентоспособного политического пространства и оставил граждан во власти непродуктивного двухполюсного нарратива.
В ходе президентских выборов в какой-то момент действительно появилась угроза, и Иванишвили увидел это, но сумел уладить дело, как-то все это перебороть, а буквально на следующий день решительно обо всем забыл. За то время, пока его команда пребывает во главе страны, не было сделано ничего из обещанного. Но при этом он каким-то образом сумел внушить людям надежду, заставив поверить, что если не в этот год, то уж в следующий непременно все станет хорошо.
— Будут ли проведены изменения в правительстве? Вот уже несколько дней отдельные издания распространяют кулуарную информацию о том, что возможно будет смещен премьер Гахария… Вообще-то трудно оспорить мнение, что министрам не удается разрешить стоящие перед страной проблемы.
— Кабинет министров – это в идеале институт, который принимает решения и затем несет ответственность за выполнение принятых решений. Однако в Грузии все обстоит абсолютно не так, потому что решения у нас единолично принимает Иванишвили, и за их ответственности выполнение, понятно, никто в подобных условиях нести не может. Каким бы умным ни был премьер-министр Гахария, не он принимает решения, как не принимает их и любой из входящих в его кабинет министров. Поверьте, во властных структурах Бидзины Иванишвили ни у кого из должностных лиц не возникает даже намека на желание взять на себя решение какой-нибудь проблемы и затем отвечать за свои действия. Имеет ли в таком случае значение, кто будет числиться премьером или какого министра заменят?
Вообразим, что теоретически «Грузинскую месту» покинули все – депутаты парламента, члены правительства, партийная элита, и Бидзина Иванишвили привел на их место других, неизвестных, образно говоря, чистых людей с улицы. Вы полагаете, будто что-нибудь от этого изменится? Можете не сомневаться, все останется, как было, потому реально в нашей стране властвует теневой авторитаризм, где субъектом для принятия решений и возложения ответственности является одна единственная персона, и в ее лице выступает сам Бидзина Иванишвили. При этом все играют, скажем так, в «Дом-дом», кто-то считается председателем парламента, кто-то – премьером, хотя даже у самих этих людей нет ни малейшего ощущения того, что в этой стране они что-то собой представляют. Политику часто сравнивают шахматной доской, однако на грузинской шахматной доске один король, а все остальные фигуры – пешки. Вот в такие странные шахматы играет Бидзина Иванишвили.
— Получается, никаких перемен не будет, и мы мирно, не трепля себе нервы доберемся до долгожданного дня парламентских выборов?
— «Мирно», думаю, громко сказано, потому что вплоть до самых выборов нас будет сопровождать постоянная нестабильность, при этом, ничего особо драматичного я не ожидаю. Всеобщего потопа не случится, хотя и на стабильность возлагать надежды излишне, будут постоянные встряски, проблемы.
— В последний период много говорится и о том, что, возможно, в выборы вмешаются из-за рубежа внешние силы, которые добьются смены Бидзины Иванишвили как нежелательной для них персоны…
— Силы из-за рубежа вмешиваются лишь тогда, когда для них ясна и понятна воля народа. Во всех остальных случаях они не станут рисковать. Они могут вмешиваться в текущие процессы в плане того, чтобы что-то усилить, чему-то поспособствовать, однако будут избегать принятия решений. Иностранцы всегда внимательно отслеживают настрой общества. Если в нем не ощущается никаких предпосылок для перемен, никто не вмешается. В 2003 году, когда случилась «революция роз», настрой людей в отношение Шеварднадзе действительно был крайне негативным, и иностранцы помогли нам этот процесс ускорить. Как и в 2012, когда они приняли участие в низвержении Миши. Так что, заграница способна нам только помочь…
По правде сказать, положение сейчас плохое, людям больше не по душе Бидзина, и у Запада к Иванишвили немало вопросов, однако это не значит, что если народ предпочтет все-таки Бидзину, то Запад будет стремиться его заменить. Смотреть на это дело надо так: народ Бидзину Иванишвили больше не любит, и это создает благоприятную почву для того, чтобы Запад мог сыграть роль катализатора в деле смены власти.
— И если это произойдет, какая сила может сменить правительство Иванишвили? Ведь у «Национального движения» и его ответвлений нет достаточной поддержки…
— Мы постоянно говорим о том, что в стране должен завершиться этап ожиданий мессий. Нам необходим альтернативный национальный лидер, который будет отвечать предъявляемым требованиям – не сегодняшним, не вчерашним, а чему-то новому… Однако такого лидера не видно. И вы знаете, в каком-то смысле то, что его нет, даже хорошо, поскольку, как я уже сказал, время мессий должно закончиться. И именно в этом плане могли оказаться полезны пропорциональные выборы, которые служат утверждению коллективной системы власти. Политическим партиям пришлось бы избавиться от какафонии монологов и научиться договариваться между собой. Таким образом, было бы, наконец, покончено с мессианизмом.
Население Грузии неоднократно убеждалось, чем завершается единоличное правление – оно приводит к узурпации власти, и другого опыта у нас не бывало. Теперь настало время посмотреть, что нам способно принести коллективное руководство. Возможно, оно и не идеально, сопровождается рисками, однако другого пути просто нет.
— Получается, Бидзина Иванишвили все-таки останется у власти…
— Я так, честно говоря, не думаю, во всяком случае, до конца не уверен. И не потому, что вижу политическую силу, способную одолеть «Грузинскую мечту», а потому что самым большим врагом Бидзины Иванишвили выступает сам Бидина Иванишвили. Он единолично сражается с собой и сам себя побеждает. Поэтому я не исключаю, что до октября он совершит политический суицид. В любом случае, динамика свидетельствует именно об этом.
Беседовала
Эка Нацвлишвили