Домой Новости Грузия Буба. Саван эпохального недоразумения

Буба. Саван эпохального недоразумения

Ушел Буба.

Он ушел от нас, но с нами остались его Мимино, Бенжамен, извозчик Павле… Осталось бесчисленное количество песен, которые никто не сумеет исполнить так, как это делал Буба. Ушел Буба, оставив после себя пустоту, которая никогда не будет заполнена, потому что она всегда будет пустотой от Бубы, его вечным пространством. Ушел Буба, который оставил нам поучительный пример того, как не надо идти вслепую по чужим следам, которые способны лишить тебя не только собственного прошлого, но и головы, да так, что когда придет момент покинуть этот мир, некому будет тебя оплакивать.

Буба ушел, усугубив и без того нерешенную головоломку: кто мы есть, грузины, куда идем, чему постепенно уподобляемся?

Политические воззрения Бубы, бывшие, скорее, проявлением бестолковости, а не сформированной и осмысленной общественной позиции, в наших глазах надвое разорвали его личность, столкнув друг с другом две ее разные половинки. Это была огромная трагедия. Хоть он с огромным успехом объездил весь мир, родной и главной сценой для него всегда были Советский Союз и Россия. Ту огромную и долгую любовь, какая выпала Бубе на этих бескрайних просторах, ему невозможно было завоевать где-либо еще. В иной среде он бы все равно оставался чужим, а здесь был дома, на Родине – обитал в едином и легко понятном ему и зрителям творческом пространстве. А потому откровенно русофобская, нацистская, фашиствующая политика, к которой в последние годы он примкнул, абсолютно не сочеталась с его личностью. Этот настрой ему, человеку политически не очень искушенному, навязал Саакашвили со своей командой. Подобные настроения сделали Бубу поклонником украинского президента-фашиста. А путь от фашиста Саакашвили к фашисту Зеленскому логически привел его к выделяющемуся даже среди отъявленных фашистов подонку Степану Бандере. Было по-настоящему тяжело и больно смотреть на эту личностную трагедию, на то, как он позировал перед фотокамерами у памятника Бандере. Тем самым всеобщий любимец Буба не только разминулся с подавляющей частью грузинского народа, но и развернулся против него. Именно так можно охарактеризовать момент, когда он объявил себя верным фанатом мучителя заключенных, насильника и кровопийцы Саакашвили, в результате чего сам переродился в идолопоклонника небольшой группки грузинских фашистов, заслужив справедливый гнев и возмущение значительной части грузинского общества.

Трудно докопаться до психологических мотивов удивительной метаморфозы, которая превратила выросшего в тбилисском итальянском дворике паренька, ставшего ярким трубадуром многонационального и многоконфессионального содружества людей, в идолопоклонника Саакашвили и Зеленского, воспринимаемых основоположниками неофашизма на постсоветском пространстве. Еще трудней со стороны человека, выросшего в Советском Союзе, избалованного вниманием и буквально обожествлявшегося советскими людьми, поверить в пропитанное крайней ненавистью отношение к советской действительности и русскому народу. Тем не менее, это факт, лишний раз подтверждающий, насколько искусно владеют западная идеология и пропаганда научно отточенными технологиями промывания мозгов гражданам. Не один Буба поддался на них. Бацилла, внедренная в двадцатом веке американцами в Советском Союзе и бьющая непосредственно по мозгам людей, до сих пор жива и продолжает делать свое гнусное дело.

У этой истории имеется не самое приятное продолжение: политические пристрастия Бубы заставили часть грузинского общества забыть о нем, стереть из памяти его очаровательные песни и блестяще сыгранные роли, испытать по отношению к нему такую же ненависть, какую он сам проявил к собственной биографии и пройденному пути. Можно лишь искренне сожалеть, что так случилось. Потому что это очевидное проявление того же синдрома, который вместе с Бубой охватил и многих из нас. Поддавшись возмущению, мы упустили из виду, что Буба никогда не был политиком, что он даже в общих чертах не представлял, что на самом деле представляют собой политика и политология, социальные теории и социология. Это, скажем прямо, было абсолютно не его дело. Он являлся блестящим артистом, представителем сферы культуры, профессионалом высочайшего класса, творцом, наделенным неповторимым талантом. Все! На этом и следовало поставить точку! Как бы болезненно ни воспринимались нами его политические заблуждения, мы потеряли в лице Бубы отнюдь не политика – в его лице погасла яркая звезда эстрады и кино, которая почти семьдесят лет светила всем нам, вернее, переливаясь, сверкала на небосклоне грузинского искусства. А потому если кому-нибудь погасшая звезда Бубы не оборвала сердце, значит, сердца у него попросту не было. А еще больше возмущает поведение людей, которые и сейчас не скупятся на грубые, недостойные слова в его адрес. Подобную бессердечность невозможно оправдать политикой. Ее можно объяснить разве что недостатком сочувствия, душевности и любви, то есть, отсутствием христианской морали, что выражается в проявлении жестокости и отрицании милосердия. Обычно я стараюсь избегать этого слова, однако его не обойти – все это вместе взятое свидетельствует о безбожии. Получать наслаждение от чужих ошибок, чужой слабости или чужих грехов и постоянно к ним апеллировать – значит выставлять напоказ собственную безошибочность и свое безгрешие, что, между прочим, является самой большой ошибкой, которую может допустить человек. Всегда надо помнить, что никто из нас, к сожалению, не застрахован от человеческих слабостей и грехов. Тем более, никому не дано избежать ухода в мир иной:

«Вертится, вертится, колесо судьбы нашей вертится,

И время бежит с ним по кругу, приближая наш час…»

Наверное, многие почувствовали, как после кончины Бубы почти все песни, которые он исполнял, словно наполнились новым содержанием и каким-то тайным печальным предчувствием. В этом, собственно, и сказывается великая сила искусства. Подлинное искусство по-разному воспринимается различными поколениями, со временем оно, как бы, несет в себе новую информацию и обновленные эмоции, своеобразно затрагивая потайные струны человеческой души, когда начинает казаться, будто и сама песня стала звучать по-другому.

Впрочем, у истории есть и другое продолжение, своего рода феномен. Дело в том, что если Буба и вступал с кем-нибудь в политический конфликт и даже, скажем больше, враждовал, то, в первую очередь, это было действующее правительство Грузии. Тем не менее, никто из представителей грузинской власти ни разу его не только не осудил, но даже не позволил каки-либо негативных намеков в его отношении.  Если Буба оказывал кому-то еще политическое сопротивление и с кем-то всерьез враждовал с ним, то, первым долгом, это была Россия. Но и во всей огромной России ни у кого — ни  у политиков, ни  у журналистов, не говоря уже о простых людях не сорвалось в его адрес ни единого слова упрека или осуждения. Добавлю, Россия теряла многих выдающихся артистов и творцов, но, по правде говоря, не могу припомнить других так глубоко проникнутых искренней болью и сочувствием, любовью и уважением сюжетов и передач, как те, что были посвящены расставанию с Бубой.

Мне вдруг пришла в голову мысль, которая кому-то, возможно, покажется странной: если б удалось хотя бы на какое-то короткое время оживить Бубу, чтобы он смог, посмотрев все эти передачи, в полной мере ощутить и почувствовать, как сильно любили его в России, в бывшем Советском Союзе. А еще, чтобы он убедился, какая ненависть и слепота сопутствует бацилле национализма, и покаявшись, осознал, сколько лишней боли причинил и себе, и своим преданным почитателям при жизни, и после нее.

Признаюсь, мне стало обидно, когда я увидел покрывавший гроб с тело Бубы украинский флаг. Вроде бы, это явилось проявлением огромного уважения к нему, но я никак не мог отделаться от сознания того, что этим флагом размахивает сегодняшняя украинская власть, объявившая героем и установившая памятник фашисту Бандере. Возникло впечатление, будто тело нашего Бубы покрыто не украинским флагом, а саваном эпохального непонимания…

Однако, что случилось, того не вернешь. Покойся же с миром большой артист! Минует время, и, уверен, никто даже не вспомнит историю твоей политической слепоты, а вот бессмертные песни и роли твои непременно сохранятся для целых поколений, как величайший гимн любви, дружбе и интернационализму. Я всегда будут вспоминать о тебе, как об истинном артисте, прекрасном творце и выдающемся мастере своей эпохи, который родился вместе с песней и с нею же навсегда ушел в вечность:

«Умереть с песней на устах – о чем другом я могу еще мечтать…»

Валерий Кварацхелия                                                                                        

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь